Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Слово на открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

31 марта 1992 года

Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе... да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми (1 Пет. 5, 10).

Возлюбленные о Господе архипастыри, дорогие собратья и сослужители! Прошло полтора года со времени нашего предыдущего Собора. Не такой большой период. Но его оказалось достаточно для радикальных изменений в жизни нашего государства и общества, изменений, которые еще долгое время будут оказывать сильное и многообразное влияние на жизнь нашей Поместной Православной Церкви. На территории, составлявшей Советский Союз, возникли суверенные государства, каждое из которых имеет свою историю и традиции, свое видение ближайшего и долгосрочного будущего. В каждом из этих государств осуществляет свое свидетельство и служение наша Святая Церковь. Разумеется, части нашей Церкви в каждом из суверенных государств оказываются в специфических условиях данной страны, что, естественно, в определенной степени не может не отразиться на их повседневной жизни. Но вместе с тем создавшееся положение никоим образом не должно отражаться на прочности единства нашей Поместной Православной Церкви, ибо территория той или иной Поместной Церкви совсем не обязательно должна соответствовать территории того или иного государства. При этом речь не идет о церковной диаспоре. На протяжении двухтысячелетней истории Православия достаточно примеров, когда территория Поместной Церкви простиралась далеко за пределы одного государства. Так или иначе, но мы должны быть готовы к решению совершенно новых задач, которые будут возникать перед нами, совершая свой путь в терпении, и тогда, по обетованию апостола Павла, Бог дарует нам единомыслие (Рим. 15, 5).

Наш Собор, возлюбленные, впервые проходит в конференц-зале при Свято-Даниловом монастыре. С завершением строительства церковной гостиницы и необходимых помещений для проведения конференций подходит к концу многолетний процесс создания Духовно-административного центра нашей Церкви, которого она была лишена многие десятилетия. Отмечая это событие, я мысленно обращаюсь к памятному для всех нас празднованию 1000-летия Крещения Руси, ибо именно здесь, в древнейшей Московской обители, совместным совершением Божественной литургии архипастыри и пастыри братских Поместных Православных Церквей засвидетельствовали спасительное единство Святого Православия и вознесли благодарственные молитвы Великому Пастыреначальнику нашему Господу Иисусу Христу за щедрое исполнение божественными дарами нашей Церкви, за придание немощным служителям ее и верной пастве силы твердой верой противостоять (1 Пет. 5, 9) врагу, сеющему плевелы (Мф. 13, 39), дабы истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава, Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф. 4, 15-16).

Дань глубокого почитания нашей Русской Православной Церкви, прошедшей в XX столетии через горнило великих испытаний, из которых вывел ее Господь Бог наш (Втор. 7, 19), и не ослабившей силу своего свидетельства и служения, мы помним, была принесена нам поистине всем христианским миром. Все это, убежден, обязывает нас стойко держаться заветов наших великих предшественников, как зеницу ока блюсти единство Церкви, с кротостью и благоговением давать вопрошающему отчет о своем уповании (1 Пет. 3, 15), неленостно продолжать служение домостроительства Божия (Кол. 1, 25), озарять светом Христовой истины окружающий нас мир и не оскудевать в излиянии в этот мир спасительных христианских добродетелей.

Священный Синод в своем заседании 18 и 19 февраля 1992 года определил, как вы знаете, повестку дня нашего настоящего Архиерейского Собора. Первым вопросом явится рассмотрение доклада Комиссии Священного Синода по канонизации святых о прославлении в лике угодников Божиих новомучеников Российских, среди которых одним из первых был митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский; † 25 января 1918 года); далее - митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский; † 13 августа 1922 года) и иже с ним пострадавшие; Великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара († после 18 июля 1918 года), а также родителей Преподобного Сергия Радонежского - схимонаха Кирилла и схимонахини Марии.

Мученики за веру Христову с особой любовью изначала почитались Церковью. Их жертва во свидетельство веры и любви была тем добрым семенем, о котором говорил в своей притче Христос (Мф. 13, 24-30; 36-39). Мы ныне лишь прикасаемся к сонму мучеников, страстотерпцев, исповедников, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за нашу возлюбленную Отчизну. Нам предстоит длительный и во многом мучительный, но духовно вдохновляющий процесс возвещения не только чадам нашей Святой Церкви, но и всей Полноте Православия имен мучеников Христовых, пролитием крови своей давших миру наивысшее свидетельство веры и любви. Поистине, дивен Бог во святых Своих!

Следующим вопросом будет рассмотрение Обращения епископата Украинской Православной Церкви к Патриарху Московскому и всея Руси и всем архиереям Русской Православной Церкви и Определения Собора этой Церкви от 1-3 ноября 1991 года, содержащих прошение о даровании ей "полной канонической самостоятельности".

Эти документы были направлены для изучения каждому Преосвященному - участнику настоящего Собора, равно как высланы и Обращение митрополита Киевского и всея Украины Филарета и епископата Украинской Православной Церкви к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и Священному Синоду Русской Православной Церкви от января сего года и ответное Послание Патриарха и Священного Синода от 19 февраля сего года.

Перед нами стоит серьезнейший вопрос. От того, как он будет решен, зависит будущее и Украинской Православной Церкви, и нашей Церкви в целом. В этом заключается та высокая мера ответственности каждого из нас перед Церковью и историей. Ныне мы слышим голоса как сторонников, так и противников автокефалии, призывающих дать "бой" на Архиерейском Соборе по этому вопросу. Но разве Собору приличествует стать полем сражения? Разве в основу наших позиций могут быть положены амбициозные, политические или иные, чуждые Церкви основы? Разве для нас допустимо руководствоваться целями, далекими от подлинных интересов Православной Церкви? Разве соборные решения не должны учитывать мнение всего народа Божия? Разве эти решения принимаются не изволением Духа Святого?

Мы все являемся преданными сынами Святой Православной Церкви, ее смиренными служителями. На каждом из нас лежит великая ответственность за принятие такого решения, какое подлинно служило бы благу Украинской Православной Церкви, всей Русской Православной Церкви и Полноты Православия. При этом нам следует памятовать, что нормальное становление автокефального бытия части какой-либо Православной Церкви происходит в результате определенного процесса, протекающего как внутри всей этой Церкви, так и в семье Поместных Православных Церквей.

Вспомним обжигающие сердце слова святителя Тихона, Патриарха Всероссийского: "Пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза". Эти слова святителя Тихона должны быть руководящими в нашей деятельности и в нашем служении всегда, этим принципом мы должны руководствоваться при обсуждении всех вопросов, которые будут предметом обсуждения на нашем Освященном Соборе. Иного подхода нет и быть не может.

Третьим разделом повестки дня Собора будет обсуждение некоторых современных проблем взаимоотношения Церкви и общества. Это большой, сложный, во многом болезненный и исключительно важный вопрос.

После более чем семидесяти лет всеобъемлющего ограничения Русской Православной Церкви, как и других Церквей и религиозных объединений в нашей стране, в осуществлении ею евангелизации и пастырского попечения и насильственного отстранения Церкви от милосердного и благотворительного служения, запрещения создания православных братств и сестричеств, православных молодежных движений и всех других форм религиозной деятельности наша Церковь переживает в настоящее время трудный, но вдохновляющий процесс восстановления своего традиционного служения народу Божию. Перед Церковью ныне стоит задача чрезвычайной важности - способствовать духовному возрождению православных по своим истокам народов, возвращению отторгнутых поколений в ее спасительное лоно. От успеха этой миссии во многом зависит будущее наших стран и народов, их место в семье наций, равно как и содержание нового образа жизни соотечественников.

Для нас очевидно, что решение этой задачи утяжеляется происходящими в обществе негативными процессами, разрушительно влияющими на духовную и телесную природу человека: продолжающимся ростом алкоголизма и наркомании, углубляющейся половой распущенностью и, как ее следствие, ослаблением семейных уз, ускоряющимся возрастанием преступности. Духовному помрачению и в итоге разрушению целостности личности способствуют проникающие в наше общество главным образом с Востока и имеющие тенденцию к развитию теософские течения и секты мистического характера. Это далеко не полный перечень проблем, в решении которых призвана самой миссией своей участвовать наша Церковь. Однако на этом пути, равно как и во всех остальных сферах служения и свидетельства Церкви, мы встречаемся с явлениями, создаваемыми в большой степени извне и ставящими, как можно полагать, своей целью отторжение от Церкви народа Божия, создание к ней неприязни и даже озлобления в обществе, направленными на ее ослабление и раскол.

Некоторые средства массовой информации, ряд журналистов, общественных деятелей и даже священнослужителей участвуют в этой неблаговидной кампании. Распространяется беззастенчивая клевета на Церковь, очерняются представители епископата и клира; нашей "погрязшей в грехах" Церкви противопоставляются в качестве духовного эталона Русская Зарубежная Церковь и так называемая катакомбная Церковь. Происходит недостойное обыгрывание имущественного вопроса. Справедливое стремление Русской Православной Церкви к возвращению отобранных у нее в послереволюционный период храмов и другого недвижимого имущества, с тем чтобы они могли вновь служить по своему прямому назначению, объявляется "неоправданной претензией" и наша Церковь называется "феодалом", стремящимся к обогащению! Искусственно углубляется конфликт, создаваемый между некоторыми музеями и Церковью. Речь идет о тех музеях, которые до сих пор владеют храмами и монастырями, имеющими в истории Церкви и ее спасительной миссии особое духовное значение, и всячески тормозят их возвращение Церкви, несмотря на наши постоянные предложения о последующем сотрудничестве с музеями по сохранению и использованию этих выдающихся архитектурных сооружений. Для восстановления против нашей Церкви неправославных конфессий пущен в ход вымысел о нашей "нетерпимости" к ним и стремлении "выжить" их с нашей канонической территории.

Говоря о нападках на нашу Святую Церковь и ее служителей, мы должны быть самокритичны, давая себе полный отчет в том, достаточно ли жертвенно наше служение, насколько свято и честно выполняем мы свой долг перед Богом, Его Святой Церковью и своей совестью. Каждый из нас является пастырем Святой Церкви. Идем ли мы к пастве или ждем, что она придет к нам? Какой пример мы даем пастве своей жизнью, своей ревностью о славе Божией и спасении ближних?

Вы знаете, что Священный Синод принял 22 октября 1991 года Обращение к работникам средств массовой информации. Характерно, что текст этот был ими в основном замолчан.

Все это не может остаться вне нашего внимания и нуждается в размышлениях на Соборе и последующих серьезных действиях с нашей стороны.

Возлюбленные, на нас, преемников апостолов, служителей Христовых и домостроителей Таин Божиих (1 Кор. 4, 1), возложено право править всей полнотой жизни Русской Православной Церкви. Перед нами большой, напряженный, необходимый для Церкви труд, результатов которого ожидает весь народ Божий. С молитвой, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4, 2-3), приступим к соборному обсуждению и решению вопросов повестки дня. И да поможет нам Всемилостивый Господь!

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа да пребывают со всеми нами!