Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Епископу Таллинскому КОРНИЛИЮ (Якобсу)

в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина 15 сентября 1990 года

Преосвященный епископ Корнилий, возлюбленный собрат и сослужитель наш!

Приветствую тебя с принятием благодати архиерейства. Думаю, что ты ощущаешь сегодня бремя той ответственности, которая ныне на тебя возлагается. Ты призван совершать служение епископа Церкви Христовой, которое несли на этой кафедре и на земле Эстонской наши блаженно почившие предшественники. Знаменательно, что первым православным епископом на Эстонской земле в средние века был епископ Вильяндский и Юрьевский Корнилий. В память его апостольского служения дано тебе имя в монашеском постриге в честь преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского. Почти тридцать лет нес я ответственность за Православие на Эстонской земле, а еще раньше и также в течение тридцати лет эта земля взращивала меня.

Сегодня, будучи хиротонисан во епископа Таллинского, Патриаршего викария, ты будешь разделять со мной ответственность за дело Святого Православия на Эстонской земле. Тебе будет поручено управлять церковной жизнью епархии. Ты исповедал пред нами свои немощи, ты не желал епископского служения, но так как ты все-таки призван к нему, на тебя ложится вся ответственность за высоту этого служения и за дело Божие, которое тебе ныне вверяется.

Немало духовных сил и усилий я вложил в защиту и укрепление Православия в Эстонии. Не мне судить, много ли я смог сделать для Святого Православия на Эстонской земле, но, несомненно, тебе предстоит сделать очень многое. Условия твоего служения будут иными, чем у меня. Нет уже прямых или замаскированных гонений, нет угрозы Церкви извне. Но еще сложнее преодолевать искушения и опасности внутренние...

Святой апостол Павел говорит, что нам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп. 1, 29), и это потому, что раб не больше господина своего (Ин. 15, 20) и ученик не выше учителя (Мф. 10, 24).

Трудный подвиг быть во всем примером для паствы и пастырей: в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12) - как учит великий апостол Павел. Но именно этот подвиг являет пастве достоинство и силу архиерейского служения. Даже самый благочестивый и смиренный мирянин отличает подлинную духовную силу своего архипастыря от поверхностной и внешней, создаваемой искусственно. И если мы обратимся к истории Православия в Эстонии, то увидим, что наши предшественники в Прибалтийском крае всегда были искренними и близкими своей пастве, просты, доступны, делили невзгоды и трудности вместе с народом и были достойны называться архипастырями.

Но не только для паствы своей должен ты быть во всем примером. Мы вступили в новый этап истории человечества, когда все, что происходит в одном доме, в одной стране, является значимым и для другого народа. То, что происходит в жизни нашей Православной Церкви, значимо для всей семьи христианских народов. Мы осознаем сегодня взаимозависимость государств и конфессий, культурных традиций и национальных устоев. Как никогда остро чувствуем мы необходимость этих устоев и одновременно сознаем, что культурно-национальные и конфессиональные особенности, различия должны не разъединять христиан, но обогащать и укреплять единую христианскую семью. Мы не боимся быть разными, воспринимая наши особенности как дар Божий. Я говорю это не только потому, что тебе неведомы эти мысли, не потому, что тебе, выросшему в особой атмосфере Православия в Эстонии, следует напоминать об этом. Но говорю потому, что служение православного архипастыря в Эстонии приобретает особую важность сегодня. Для христианского сознания нынешние национально-политические проблемы и напряжения воспринимаются совсем не так, как для секулярного сознания. Христианам, должно быть, легче понять друг друга, если они истинные, а не номинальные христиане. Мы видим сегодня знаки надежды в Европе, да и во всем мире. Достаточно назвать Первую Европейскую Экуменическую Ассамблею в Базеле, проходившую год назад и имевшую мощный резонанс во всех Церквах Европы. Но служение Господу и служение народу Божию как служение Миру, Справедливости и целостности Творения осуществляется не на экуменических встречах, а в гуще народа, на приходах и среди всех тех, с кем мы, православные христиане, живем вместе. Все это придает дополнительное значение архипастырскому служению.

Сегодня, хотим того или нет, мы не можем быть замкнуты в себе. Мощные социально-политические преобразования, демократические процессы многое приоткрыли в обществе, сделали зримым, дали возможность обратиться не только к своим прихожанам, но и ко всем нашим ближним. Мы все сегодня на виду, а тем более пастыри и архипастыри.

Дело в том, что не только политический кризис имеет место в нашей стране, не только кризис идеологический. Но более всего нами ощутим и наименее легко разрешим сегодня кризис нравственный. Взоры заблудившихся и ищущих выхода людей, даже если они не члены Церкви, обращены к проповедникам нравственности, к исповедующим веру, которая столь многими была отвергнута и поругаема. И вот они имеют возможность услышать слово назидания от пастыря, обращенное к тысячам и десяткам тысяч людей, с амвона и по радио, с экрана телевизора, прочитать его наставление в прессе. Каким войдет в их сознание образ архипастыря? Какие глаза взглянут в их душу и каким тоном обратится к их сердцу учитель нравственности от имени нашего Господа и Спасителя - Учителя жизни?

Какие бы слова ни произносил проповедник, им поверят только тогда, когда говорит их тот, кто в страданиях и подвиге обрел истину, а не тот, кто заученно, в очередной раз, перечисляет заповеди Божии. Тот, кто делится своим духовным богатством, тот и щедр, и собирает обильную жатву.

Так было всегда. Но еще недавно, если пастырь был недостоин своей паствы, соблазн был лишь для немногих служащих. Теперь, когда читают, слушают и видят тысячи, ответственность возрастает во столько же крат. И кроме того, надо помнить, что многие люди, даже если они не члены Православной Церкви, тем не менее имеют доверие к епископам и пастырям Православной Церкви. Потому помни не только о вверенной тебе части народа Божия, но в качестве епископа продолжай дело апостольское - всем возвещай веру, благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего (1 Тим. 1, 2).

А теперь прими жезл наших предшественников по Таллинской кафедре как символ усвоенной епископом власти и не забывай, что некогда жезл Ааронов, положенный Моисеем пред лицем Господа в скинии откровения... расцвел... дал цвет и принес миндали (Чис. 17, 7-8). Употребляй его по закону духа, по образу Царствия Христова не столько как жезл власти, сколько как жезл справедливости, правоты, чтобы твое архипастырское служение было бы для всех пасомых не тяжким и чтобы твой жезл был утешением и помощью для паствы. Преподай теперь благословение Божие народу, который молился вместе с нами о твоем освящении.