Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Епископу Томскому СОФРОНИЮ (Будько)

в Вознесенском соборе Новосибирска 16 мая 1991 года

Преосвященный епископ Софроний, возлюбленный о Господе собрат наш! Волей Божией, благодатью Святого Духа, как некогда в Церкви Антиохийской Варнава и Савл, отделен ты из среды пресвитеров (Деян. 13, 2) и призван принять жребий святительского служения.

Неожиданно для тебя, но, несомненно, благовременно, через возложение рук Собора епископов возведен ты на высшую иерархическую ступень Православной Церкви.

По примеру апостольскому мы, послужившие этому великому делу Божественной благодати, призываемся ныне напутствовать тебя словом назидания.

Как ты сам исповедал в речи при наречении во епископа, в твоем сердце с особой силой в эти дни ожили завещательные слова великого апостола Павла, обращенные к ученику его, святому апостолу Тимофею, поставленному, как и ты, во епископа. Из этого мы поняли, что ты хорошо осознаешь всю высоту архиерейского сана и все требования, которые предъявляет к носителю оного Господь и Его Святая Церковь.

Напомню лишь тебе, что, призванный ныне благодатью Христовою (Гал. 1, 6) на это служение, ты должен быть примером для паствы в исполнении Божественного закона.

Молитвой за людей, за всю Церковь Христову, постоянным бодрствованием, ревностью, терпением, чистотой помыслов и дел возгревай дар Божий, который в тебе через наше рукоположение (2 Тим. 1, 6).

Будь учителем и проповедником веры Христовой на всех путях церковной жизни не только для пастырей и верующих мирян, но и для внешних. Заботливо охраняй вручаемую твоему окормлению паству от всяких нестроений, ересей, расколов и самочиний.

Последнее время Русская Православная Церковь испытывает глубокую боль от проявлений экспансии Римско-католической Церкви и прозелитизма в традиционно православных районах наших епархий. Грубо нарушаются православно-католические договоренности, изложенные в совместном Заявлении смешанной комиссии по богословскому диалогу на Шестой пленарной сессии во Фрайзинге в июне 1990 года, где четко сказано: "Всякое стремление привлечь верующих одной Церкви в другую, что именуется прозелитизмом, следует исключить как извращение пастырской деятельности". Нарушают мирное течение церковной жизни недопустимые и во многом антихристианские действия униатов и автокефалистов на Украине в ущерб нашей Церкви.

Ничем не оправданы самоуправные и антиканонические действия так называемой Русской Зарубежной Церкви на территории Московского Патриархата.

Хотя и не слишком обширное дается тебе поле церковной деятельности, ибо призываешься ты быть помощником правящего Преосвященного Новосибирской епархии, но и ты, совокупно со всеми архиереями Церкви нашей, стань против козней вражиих, одолевающих ныне Церковь нашу, послужи делу чести и достоинства Святого Православия перед лицом всего мира. Уделяй серьезное внимание пополнению кадров, созданию воскресных школ, катехизации. Возрождай храмы, приходы, памятники, святыни, которые были поруганы, уничтожены, осквернены. Будь любящим отцом для своей паствы, неустанно следи за ее духовным развитием и ростом. Воспитывай вверяемых тебе духовных чад для Царства Небесного, в котором каждый из нас, епископов и пастырей, представ в день оный Суду Божию, должен будет дать ответ, как раб благий и верный, умноживший данный ему талант, или как раб ленивый, скрывший и то, что имел (Мф. 25, 14-30).

Наказывай провинившихся, но не из чувства мести, а по любви к ним, подражая Господу Богу, Который кого любит, того наказывает (Евр. 12, 6). Награждай вниманием и похвалой тех, кто радует своей доброй жизнью, заботится о благолепии церковном, все силы свои отдает духовно-нравственному обновлению своего края.

Благим знамением для тебя будет то, что, готовясь к священной хиротонии, ты пострижением в обители Преподобного Сергия приобщился к присным чадам его и удостоился стать под покров его молитв и благословения. Величие епископского служения пусть никогда не затмит того душевного опыта, который пережил ты, отрекаясь от мира и всех злых дел его, давая обеты послушания, чистоты и нестяжания.

Служение твое Церкви Божией до сего времени являло нам тебя как доброго, благоговейного делателя на ниве Христовой, непостыдного служителя алтаря, и мы не можем не усмотреть особого изволения Промысла Божия в том, что хиротония твоя совершается в праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, Который, как и тебе ныне в этот благословенный день, "радость сотворил учеником обетованием Святого Духа" (тропарь Вознесения Господня). Немалым утешением для тебя пусть будет и то, что "обетование Святого Духа" ты получил в стенах своего родного Вознесенского собора, благолепию и славе которого ты отдал лучшие свои годы, расширив и благоукрасив его в те недалекие от нас времена, когда подобные деяния настоятелей не очень поощрялись.

Забот, а главное - ответственности у тебя теперь будет несравненно больше. И я хотел бы, чтобы Сам Пастыреначальник наш Господь Иисус Христос, призвавший тебя к служению в вертограде Своем, сохранил и многоплодной сотворил дарованную тебе ныне Им благодать архиерейства.

А теперь иди, призывает тебя Господь, научи все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам: и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 19).

Прими этот вручаемый тебе жезл как знамение высокой опоры духовной и благослови верующий народ, который разделяет с тобой и с нами радость о Господе и молитву о тебе и о предстоящем тебе служении.