Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Епископу Новогрудскому КОНСТАНТИНУ (Горянову)

в Успенском Жировицком монастыре 16 июня 1991 года

Преосвященный епископ Константин, возлюбленный о Господе собрат наш! Призванный благоволением Божиим и избранием Священного Синода к высшему служению Церкви в сане епископа, сподобился ты ныне восприять благодать Божию, освящающую тебя к этому новому для тебя служению.

Ты сам исповедал нам, насколько бремя это и для крепких духом нелегко носимо, и только упование на вседействующую благодать Божию может облегчить этот подвиг, ибо сегодня ты исполнился Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением (Исх. 31, 3).

Соделавшись через тайнодействие Святой Церкви преемником апостольского служения, старайся всегда представлять перед своим мысленным взором высокий пример святого первоверховного апостола Павла, а изречения его да будут правилом твоей архипастырской деятельности.

Изображая свои великие и многотрудные подвиги, апостол Павел заключает о себе: для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22). Таким должен быть и ты. Не личные свои выгоды и преимущества, не честь и славу должен ты иметь в виду, принимая на себя сан епископа, а бескорыстное самоотверженное служение благу пасомых, до готовности положить жизнь свою за овец (Ин. 10, 11).

Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? (2 Кор. 11, 29),- говорил святой апостол. Поступай и ты так же в своем архипастырском служении.

Доселе твоя деятельность ограничивалась тесным кругом духовной школы. Тебя знали преподаватели, тебя знали воспитанники. И ты знал их и мог звать их по имени (Ин. 10, 3). Ты давал ответ каждому вопрошающему и приличный совет ищущему его. Но нива поспела и готова к жатве (Ин. 4, 35). Теперь ты становишься ближайшим помощником архипастыря по управлению обширной Минской епархией. Сколько же потребуется духовной мудрости, чтобы знать, как отвечать каждому (Кол. 4, 6).

Блюди как зеницу ока святую православную веру, которую ты исповедал ныне перед многими свидетелями: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Принесенная Им на землю вера дана нам однажды - навсегда. Ничего нельзя ни прибавить к ней, ни убавить от нее. Человеческие помышления, как результат ограниченного немощного ума, могут и должны изменяться и совершенствоваться время от времени, а правда Господня пребывает во век (Пс. 110, 3).

Несколько веков назад от Православной Церкви хитростью и насилием были отторгнуты прежде единоверные нам братья и сестры. Многие из них вернулись в ограду Православной Церкви, подобно тому как овцы возвращаются во двор овчий, из которого их вывели. Сегодня их вновь пытаются нечестивыми антихристианскими методами загонять в унию, отторгнуть от Святого Православия. Со времени воссоединения прошло много десятилетий; родилось не одно поколение людей, которые духовно выросли в родном для них Православии, окормлялись в православных храмах, молодежь воспитывалась и получала духовное образование в наших духовных заведениях. Судьбы Святого Православия никогда не были легкими и благоприятными здесь, в западном крае, непросты они и сегодня. Об этом ты свидетельствовал с полной ответственностью при своем наречении.

Тебе, ближайшему помощнику архипастыря, в ведении которого находятся епархии, испытывающие сегодня на себе угрозу экспансии Римско-католической Церкви, надлежит со всяким усердием и тщанием ревностно охранять чистоту православной веры от чуждых влияний, неослабным попечением воодушевлять деятельность священнослужителей, предупреждать будущих пастырей нашей Святой Церкви о трудностях, с которыми им придется столкнуться в предстоящем им пастырском делании, благочестивым примером сообщать жизненную силу усердию верующего народа.

Противодействие развитию нормальной жизни Церкви мы испытываем сегодня и от антиканонических действий автокефалистов на Украине, и от самоуправной деятельности так называемой Русской Зарубежной Церкви, и со стороны крайних протестантских групп. Активизируются попытки возродить язычество. Противостой всему этому со спокойной твердостью, без раздражения, если и встретишь на этом пути со стороны их ярое противление, чтобы мог сказать: с ненавидящими мир я мирен (Пс. 119, 6).

Твердо храни священные каноны, как клятвенно обещал ты перед лицом всей Церкви: составленные святыми апостолами и богомудрыми отцами, они определяют порядок и строй христианской жизни и, как принятые Церковью на Святых Соборах в руководство всем верующим, составляют общеобязательное правило и для архипастырей, и для пасомых.

Применение канонов к частным случаям жизни требует от тебя великой осмотрительности и даже проницательности, чтобы во всех распоряжениях твоих милость и истина сретались, правда и мир могли облобызаться (Пс. 84, 11).

Постоянно призывай паству твою к терпимости, взаимопониманию, доброму сотрудничеству, мирному решению всех трудных вопросов, стоящих перед жителями страны.

Наше общество обновляется, возрождается духовно. Получены права и свободы, о которых мы еще недавно и помышлять не смели. Только бы свобода ваша,- предостерегает нас апостол Павел,- не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

Дела плоти известны,- продолжает апостол,- они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное... Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 13-15, 19-23).

Возлюбленный собрат, служи Господу со страхом (Пс. 2, 11), усердно и неослабно, дабы не отпал от благодати (Гал. 5, 4), дарованной тебе ныне, уповай на милость Божию и помощь Его, радуйся пред Ним с трепетом, в сознании своего недостоинства и с чувством истинной и нелицемерной любви к Нему, которая, по слову апостола, никогда не перестает (1 Кор. 13, 8).

Предстательство Пречистой Божией Матери, пред чудотворным Жировицким образом Которой совершается твоя епископская хиротония, да укрепит тебя и будет тебе опорой и покровом в предстоящем ныне служении.

В знамение вверенной тебе в Церкви Христовой власти не на разорение, а на созидание пасомых, прими жезл сей. Пусть он будет для тебя священным воспоминанием того, что святые иерархи, предшественники твои на сей святой земле, епископы, чья память празднуется ныне,- Мина, Дионисий, Симеон Полоцкие, Кирилл и Лаврентий Туровские - пользовались им как необходимым посохом для утомленного подвигами благовестия Христова внешнего их человека.

А теперь от данной тебе благодати преподай благословение предстоящим здесь людям Божиим, молитвенно участвовавшим в твоей хиротонии.