Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Епископу Зарайскому ПАВЛУ (Пономареву)

в Богоявленском кафедральном соборе 22 марта 1992 года

Преосвященный епископ Павел, возлюбленный о Господе наш собрат и сослужитель наш!

В великие и спасительные дни Святой Четыредесятницы милостью Божией, наитием Святого Духа, возложением рук наших ты получил благодать епископства, и мы братски поздравляем тебя с этим, и молимся вместе с тобой, чтобы благодать Божия не тщетно была принята (2 Кор. 6, 1).

В слове при наречении ты поведал нам, что не стремился быть епископом. Святой апостол Павел говорит, что если кто епископства желает, доброго дела желает (1 Тим. 3, 1). Однако Господь не всегда и не все наши желания исполняет. Тебе дороже всего было заниматься благоустроением Псково-Печерской обители. Ты почитал благом для себя пребывать в монашеской келье. Господь приемлет от нас всякое угодное Богу служение, на всяком месте и во всяком звании. По слову святителя Иоанна Златоуста, Он и дела принимает, и намерения приветствует, и деяния почитает, и предложения хвалит. Принимает он и твой труд в святой обители, и послушание церковное, которое ты нес ранее в Святой Земле, а ныне призывает к новому деланию. Несколько дней назад Господь сподобил тебя вновь посетить Святой Град Иерусалим и этим как бы освятил дальнейший путь служения твоего Святой Церкви.

По долгу Предстоятеля Церкви я побуждаюсь обратиться к тебе сегодня со словом напутствия на твое служение в сане епископа.

Святой апостол Павел ту благодать, которая почила на тебе сегодня, называет даром Божиим (2 Тим. 1, 6), который некогда в дыхании бурном, в виде огненных языков сошел на святых апостолов (Деян. 2, 3) и положил начало епископскому чину, не прерывавшемуся ни на один миг. Ты получил дар Божий, который имели от времен апостольских до наших дней тысячи великих светильников, в епископском сане потрудившихся в Святой Церкви Православной - и в древней, и в нашей, Русской.

Укажу тебе лишь на двоих из них. На того, кто является небесным покровителем сего святого соборного храма, нашего града и всей нашей страны - Московского святителя, Всероссийского чудотворца митрополита Алексия. Он был великим духовным и государственным деятелем нашего Отечества, он был и ныне является дерзновенным ходатаем в Церкви Небесной за нашу Российскую Церковь земную. Говоря о его жизни, невольно вспоминаешь слова Христа Спасителя: Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня (Ин. 10, 14). Святитель и чудотворец Алексий был таким пастырем. Он полагал душу свою за овец своих. Он знал свою паству так, что глашал ее по имени. Он умел любить ближнего, как самого себя. Он был милосерд, как милосерд Отец наш Небесный. Он мог называть овец своими, потому что они слушали своего пастыря и шли за ним. Молитвенно обращайся всегда к святителю Алексию и чаше приобщайся той благодати, которая изливается от его святых мощей, памятуя, что здесь, у его раки, ты получил свою архиерейскую хиротонию.

В страшные дни революционного угара октябрьского переворота 1917 года на престол Первосвятителей нашей Церкви вступил Святейший Тихон, Патриарх Московский. Он вступил на путь исповедничества, и паства его тоже готовилась идти тем же путем. Вскоре многие из них оказались в тюрьмах, ссылках, на краю вырытых могил, возле оскверненных мощей, разрушенных алтарей. В своих многочисленных посланиях Патриарх Тихон обращался ко власть имущим с призывом умерить свою алчность, призывал пасомых силой духа и веры противостоять их злоухищрениям. Он был доступен и прост, к нему не прекращался поток духовенства и мирян со всех концов России. И никто не уходил от него без помощи и совета, утешения и благословения. Он укреплял малодушных, наставлял идущих на свою Голгофу, молился о новых мучениках Русской Церкви.

В середине февраля сего года Господь судил тебе присутствовать при открытии гробницы с мощами святителя Тихона. Это тем более знаменательно, что ты получил назначение управлять Патриаршими приходами в Северной Америке, земле, освященной деяниями предстателя и заступника земли Русской. Вступая на американский континент, ты, вместе со святителем Тихоном, скажешь: "Доселе мы были чужды друг другу и не ведали один другого, отныне Самим Господом мы становимся в тесную связь, во взаимные отношения епископа к пастве и паствы к епископу. В святоотеческих писаниях отношения эти приравниваются к брачным и епископ считается женихом, а паства - невестой его. И как муж любит свою жену, до того, что оставляет отца своего и матерь и прилепляется к жене, сродняется и сживается с нею, так и епископ должен возлюбить свою паству; и как жена повинуется мужу, так и паства должна повиноваться своему епископу. Понимая так отношения епископа к пасомым... я покинул любезную Родину, свою престарелую мать, близких и знаемых мне, милых сердцу моему и отправился в страну далекую, к вам - людям, мне неведомым, для того, чтобы вы отныне стали моими народом и моими возлюбленными". Таковы были первые слова святителя Тихона к пастве на северном американском континенте.

Велик сонм святителей Русской Церкви. Это праведники, известные всем нам и конечно тебе. Они вдохновляют нас, епископов, на наше служение, и, когда обращаемся к ним с молитвой, они помогают нам нести нелегкий крест архиерейского служения.

С особой тщательностью храни драгоценный дар Божий, воспринятый ныне тобой. Не неради,- говорит святой апостол Павел,- о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе... с возложением рук священства (1 Тим. 4, 14). Строго исполняй заповеди Божии, твори дела благие, предавай всего себя Господу; с внутренним самопожертвованием (Ин. 10, 11) внимай себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил тебя епископом пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28).

К нам, архиереям, в первую очередь относятся слова Спасителя: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Святой апостол Павел требует от нас быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12).

Служение архиерея не есть начальствование и господствование над пастырями церковными и мирянами. Сам Пастыреначальник Христос заповедал нам: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф. 20, 25-26).

Слово твое да будет подкреплено постоянным примером твоей собственной личной жизни. Не подавай повода говорить о тебе с осуждением. Со вниманием следи за собой, чтобы в тебе не было ничего такого, что являлось бы камнем преткновения или соблазном для вверенных твоему архипастырскому попечению чад. Будь настойчив в своих решениях, но требования, предъявляемые к другим, не должны быть более строгими, чем требования, предъявляемые к самому себе. Прислушивайся к голосу людей, умудренных большим опытом, чем ты, но помни, что гибельно и для тебя и для Церкви подпасть под влияние дурных советчиков, преследующих не церковные, а свои, личные или политические, цели.

В своем архиерейском служении не ищи ни личных выгод, ни личных удобств, ни пустой человеческой славы, а только того, что угодно Иисусу Христу (Ин. 8, 29). Отдай всего себя и все, что ты считаешь своим, на служение Тому, Кто отдал душу Свою для искупления многих, и только так ты сохранишь мир Церкви Его и исполнишь возложенное на тебя служение.

С архиерейской ревностью окормляй нашу патриаршую паству в Северной Америке, отдавай им всю любовь сердца твоего, чтобы они ощущали нашу заботу о них и двойную поддержку. Укрепляй и углубляй сердечные, братские отношения между нашей Церковью и Автокефальной Православной Церковью в Америке в лице ее Предстоятеля, епископата, клира и мирян.

Перед лицом Святой Церкви и всех собравшихся ты исповедал догматы святой нашей веры и правила Церкви Православной и призывал Господа Бога быть Свидетелем искренности приносимых тобой обетов. Да укрепит Господь тебя Своею благодатью, а Пречистая Божия Матерь, Имя Которой ты призывал в своем исповедании веры, покров и заступничество Которой, как говорил ты вчера в своем слове, ты ощущал на себе всегда, да будет оплотом в твоей епископской жизни до последнего твоего дыхания.

Ты принял от меня во время хиротонии святую панагию как символ архиерейского достоинства в благословение и в напутствие в твоем епископском служении, а теперь от всех нас, епископов, прими этот жезл как знамение духовной силы, посылаемой тебе от Господа, и да напоминает он тебе о долге попечения о душах, которые отныне вверяются твоему епископскому окормлению.

Взыди на это священное место и благослови первым твоим архипастырским благословением всех, кто молился с тобой в этот день твоего рукоположения.