Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Епископу Белгородскому ИОАННУ (Попову)

в Богоявленском кафедральном соборе 4 апреля 1993 года

Преосвященный епископ Иоанн, возлюбленный о Христе Спасителе собрат и сослужитель!

Божественная воля через освящающую благодать Всесвятого Духа соделала тебя ныне епископом Церкви Божией к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4, 12). Приветствуем тебя в этом новом, высоком служении твоем Церкви Божией и веруем, что ради молитв наших и предстоящих здесь людей Божиих будет дана тебе от Господа сила к самоотверженному несению подвига епископского для спасения твоего и вверенных тебе, как архипастырю, душ христианских. Эта сила - та же, какая дарована была некогда святым апостолам. Не в славе мирской и не во внешнем благополучии заключается эта сила. Эта сила Духа Святого, дарования духовные - вера и залог тех светлых, чистых, небесных радостей, которые даруются озарением света божественного. Со страхом, верой и любовью приняв этот дар, возгревай его (2 Тим. 1, 6) неустанно, чтобы свет благодати, живущей отныне в тебе, через твое служение светил, просвещая и освящая всех людей Божиих.

Неожиданно для тебя совершилось это избрание, но мы знаем, что не от человеческой воли зависит жребий наш и никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 4).

В святое и спасительное время Великого поста, в день, когда Православная Христова Церковь воспоминает подвиги преподобной Марии Египетской, долгие годы проведшей в безмерном борении с различными напастями, воспринимаешь ты полноту апостольского преемства.

Преподобная Мария Египетская, "приимши крест, последовала Христу". Сегодня и ты принял нелегкий крест архиерейского служения. Следуй за Христом, борясь с искушениями и сугубо соблюдая себя от всякой скверны, ибо епископ должен быть непорочен (1 Тим. 3, 2).

Пример святой подвижницы, в противоборстве греху, в подвиге покаяния достигшей святости, благодатного пребывания в Боге, да исполнит тебя духовного утешения, внутренней радости, чтобы вместе с апостолом языков ты взывал: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13).

Твори волю Божию, явленную тебе в Церкви, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши (1 Фес. 2, 4). Научай слову и делу евангельскому. А для того, чтобы слова не расходились с делом, будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12).

Высшую богословскую премудрость ты постигал в духовных школах Санкт-Петербурга во времена, когда Господь привел мне быть епископом этого града. В те годы Церкви только возвращалось присущее ей в прошлом право на заботу о больных, одиноких, престарелых. В этих делах милосердия мы нашли в тебе усердного помощника и полезного сопутника в нашей поездке в Сиетл для изучения церковного опыта социального служения в Соединенных Штатах Америки. И в дальнейшем я с любовью благословлял тебя на труд несения разных церковных послушаний.

По Промышлению Божию, ты находился под духовным окормлением Преосвященного архиепископа Ювеналия, который, как мне известно, был для тебя духовным отцом, ведя тебя по ступеням служения Церкви Божией. А ныне тем же Промыслом Господним ты призван разделить труды твоего архипастыря, имея особое попечение о духовном образовании будущих клириков епархии. Обязанности ректора Курской Духовной семинарии для тебя не есть новые в существе своем: много сил положил ты для образования в Курске сначала духовного училища, а потом и семинарии. Вчера мы с удовлетворением отметили твое ведение обязанностей служителя богословской науки и духовного воспитателя юношества, будущих пастырей.

Первым и непременным условием для тех, кто поступает в духовную школу, является призвание к этому великому и ответственному служению. И тебе, как ректору, необходимо бдительно следить, чтобы учащимися духовной школы становились юноши глубоко верующие, готовые к подвигу пастырского служения, служения людям.

Самое серьезное внимание нужно уделить уровню богословского образования будущих клириков. Современный священник должен быть катехизатором везде: и в храме, и в школе, и в больнице, и в университете, и на кладбище, и в тюрьме, и в армии. Надлежит готовить к пастырской работе с людьми, больными не только обычными человеческими немощами, но и обуреваемыми многими интеллектуальными страстями и псевдодуховностью.

В настоящее время, пользуясь нашей нуждой в священнослужителях, некоторые лица с особым дерзновением стремятся проникнуть в ограду Церкви с корыстными, неблагонамеренными, а то и предательскими целями, внося смущение, соблазн, раздор и раскол.

Испытаяй сердца и утробы (Пс. 7, 10), Господь да вразумит тебя к отбору на служение Богу людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть (Исх. 18, 21).

Непостижимыми судьбами Провидения Божия (Рим. 11, 33) тебе указуется именоваться епископом Белгородским, епископом священного места, где подвизался некогда святитель Иоасаф Белгородский и где вновь почивают его святые мощи. Ты разделил с нами труды, чтобы после долгого вынужденного перерыва мощи святого предшественника твоего вернулись в Белгород и стали доступны для поклонения и молитвы пред ними. Архивные изыскания, опросы свидетелей, осуществленные тобой, способствовали явлению милости Божией - мощи святителя были обретены и в 1991 году торжественно возвращены в Белгород.

Призванный бытъ преемником великого святителя, с благоговением взирая на его подвиги, в его молитвенном ходатайстве перед Богом ищи себе помощи, утешения и укрепления.

Напутствуемый братским назиданием и добрыми пожеланиями, приступи к апостольским трудам твоим, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса (Евр. 12, 2), Который да управит путь твой в мире.

А теперь прими этот жезл как видимый знак твоего архипастырского, апостольского служения и от принятой тобой в великом Таинстве благодати призови Господне благословение на предстоящих с нами в молитве сих людей Божиих!