Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Епископу Йошкар-Олинскому и Марийскому ИОАННУ (Тимофееву)

в храме Рождества Богородицы Йошкар-Олы 25 июля 1993 года

Преосвященный епископ Иоанн, сопричастник в апостольском служении и возлюбленный собрат!

Благодатию Божиею, силою Всесвятого и Животворящего Духа, через возложение рук наших и здесь присутствующих соепископов ты возведен ныне на высшую ступень священнического достоинства и призван пасти Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Своею Кровию (Деян. 20, 28).

Приветствуем тебя и радуемся об этом новом о тебе Божием благоволении. Вместе с тобой и предстоящими людьми помолимся Господу, дабы обилие благодати, ныне в тебе умножившейся, произвело благодарность во славу Божию (2 Кор. 4, 15), к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4, 12). Благодать Божия, дарованная ныне тебе, есть сила очищающая, освящающая, просвещающая, вспомоществующая в делании добра и удалении от зла, утешающая и ободряющая в скорбях и напастях. Да будет благословенно, многоплодно и спасительно для тебя и для пасомых твое святительское служение.

Следуя доброму церковному обычаю, напутствовать тебя назиданием - для меня не тягостно, а для тебя назидательно (Флп. 3, 1).

Святой апостол Павел, изображая великие и многотрудные подвиги своего служения, заключает кратким, но значительным изречением: для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22).

Ныне ты стал преемником апостольского служения в Церкви Христовой. Да будет указанное изречение первоверховного апостола правилом для тебя во всех случаях твоей архипастырской деятельности. Не личные свои выгоды и преимущества, не честь и славу свою ты должен иметь в виду, принимая сан епископа, а бескорыстное, самоотверженное служение благу пасомых.

Прежде всего будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12).

Трудами и бдением, постом и усиленной молитвой при совершении божественной службы и в иноческой келлии, неустанным чтением Слова Божия, писаний отцов и учителей Церкви возгревай дар Божий, живущий в тебе (2 Тим. 1, 6).

Ревностно оберегай чад церковных от людей, вторгающихся в ограду Церкви с корыстными и иными греховными целями. Еще более строг будь при выборе тех, кого желаешь сделать участниками и совершителями Таин Божиих. Рук,- по апостолу Павлу,- ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах (1 Тим. 5, 22).

Вручаемая тебе епархия неоднородна: здесь проживают люди разных национальностей. С любовью относись ко всем, в том числе к коренному населению, представленному марийским народом, изучай его язык, обычаи, чтобы проповедь и служение твои были плодотворны. Мы знаем верность православных марийцев традициям Церкви, их любовь к богослужениям, к храму Божию. Надеемся, что твое архипастырское душепопечительство и служение на благо Христовой Церкви будут способствовать духовному возрастанию, укреплению в вере порученной тебе паствы.

Господь призывает тебя к усиленному попечению о спасении душ человеческих - до готовности отдать за чад церковных свою душу, по примеру Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28).

Призванный рано к служению Господу, ты обрел тихую пристань в Псково-Печерском монастыре, где научался духовной мудрости и иноческим подвигам от благодатных старцев святой обители. Почерпнув из кладезя богословских познаний в Московских Духовных школах, приняв монашеские обеты, ты усердно трудился там, куда направляло тебя твое Cвященноначалие.

По кратковременному, но отмеченному успехом пастырскому служению в Казанской епархии, ты знаешь, как труден путь пастыря, однако крест епископства еще более тяжек.

Приняв зов Божий к высшим подвигам, утешься тем, что день твоей архиерейской хиротонии совпал с празднованием иконы Божией Матери "Троеручица" - это знак предстательства за тебя Царицы Небесной.

Да будут тебе примером святители Казанские Гурий, Варсонофий и Герман. Господь избрал тебя Своим орудием в местах их подвигов, а стоящие перед тобой задачи не легче тех, что стояли перед ними во времена их святительского служения.

Наш народ переживает сейчас тяжелое время, когда всячески попираются нравственные основы жизни, пропагандируется нравственная распущенность, что ведет к развалу семьи, общества, государства. Растет преступность. Никогда еще в церковной истории не появлялось такого множества лжепророков, лжеспасителей, лжехристов, лжеучителей.

Берегитесь,- предупреждает нас Господь,- чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят... если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных... Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне",- не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах",- не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 4-5, 23-24, 26-27).

Никогда еще не было такого обилия заблуждений и религиозных извращений, как в наше время. Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей (1 Тим. 4, 1-2).

Апостолы и их преемники выходили на ниву Божию и сеяли слово Святого Евангелия, но сатана шел по тем же местам, щедрой рукой сея плевелы и похищая посеянное (Мф. 13, 19-25), посылал лжепророков, которые приходят... в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15), предлагал мир, а сам делил людей на классы, расы, нации, партии, движения, порождал вражду, зависть, ненависть, смуты, восстания, убийства.

Чтобы зло не погубило человека окончательно, чтобы не погиб он для Царствия Небесного, создал Господь Свою Святую Церковь. Православная Церковь есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18) до конца времен. Церкви вовсе не нужно шествовать триумфальным путем, чтобы ее представители заседали на форумах и отвечали на приветствия в народных собраниях (Лк. 11, 43). Это - не показатель авторитета Церкви, а всего лишь мирская слава. "Не смущайтесь,- пересказывает евангельское повествование святитель Иоанн Златоуст,- что Я, говорит Господь, посылаю вас, как овец среди волков и повелеваю, чтобы вы были, как голуби. Я мог поступить иначе: Я мог не попустить претерпевать вам что-либо и не предавать вас, как овец волкам; Я мог сделать вас страшнее львов. Но лучше этому быть так: это и вам принесет более славы, и Мою возвещает силу".

Знаю, ты не искал чести архиерейства, неожиданным было для тебя это назначение. Господь часто внезапно являет Свою волю избранным Своим.

Внезапно, повинуясь Божией воле, сказавшей "иди", Авраам оставил землю Отечества (Быт. 12, 4), воспринял благословение Господа не только себе, но и всем народам земли (Быт. 22, 16-18). Внезапно Давид получил помазание, и Дух Святой почил на нем; внезапно Петр и сыны Зеведеевы были призваны на берегу Тивериадского моря соделаться ловцами человеков; внезапно Савл, осиянный небесным светом, стал Павлом и из гонителя - провозвестником Евангелия. А если мы вспомним о сошествии Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, то и там внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго (Деян. 2, 2-4).

Я знаю, которых избрал (Ин. 13, 18),- говорит Господь.

Сегодня - твоя Пятидесятница. Со смирением прими божественное о тебе произволение, со страхом Божиим; и любовью приступи к апостольским трудам, неустанно молясь: да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф. 6, 10).

Теперь же, возлюбленный брат, прими жезл сей как знак святительских полномочий и да будет он для тебя жезлом крепости и защиты. Благослови людей Божиих, во множестве собравшихся в этом святом храме и молившихся с нами в этот священный день твоей хиротонии.