Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Епископу Задонскому НИКОНУ (Васину)

в Богоявленском кафедральном соборе 31 марта 1996 года

Преосвященный епископ Никон, наш возлюбленный во Христе брат и сослужитель!

Промыслом Божиим, зовущим делателей на ниву Христову, ты призван к высокому епископскому служению Русской Православной Церкви.

В этот священный момент, когда ты, получив благодать от Утешителя Духа Истины, стоишь перед собором епископов - преемников апостольских, мы с любовью принимаем тебя в свой лик, приветствуем тебя с рукоположением в сан епископа и предлагаем тебе, по церковному обычаю, назидание перед началом твоего архипастырского служения.

Велик, свят и ответствен путь епископского служения в Церкви Христовой. Пусть в твоем сознании всегда ярко запечатлеваются слова апостола народов, с которыми он обратился к ефесским пресвитерам: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28). По преемству от святых апостолов епископ - соль земли и свет мира (Мф. 5, 13-14). Господь говорит: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на Небесех (Мф. 5, 16).

На тебе лежит долг заботиться и о личном совершенстве, и о совершенстве тех, кто вместе с тобой, по слову Спасителя, призван быть ловцами человеков (Мк. 1, 17), кто вместе с тобой будет нести пастырское служение, кому ты благодатию передашь часть своих полномочий и на кого вместе с тобой перейдет ответственность за тех, кто вверен их попечению.

Отныне, став епископом Святой Церкви, архипастырем словесного стада Христова, ты должен являть миру пример благочестивого жительства, долготерпения, милосердия, веры, любви, кротости (Кол. 3, 12-14; 1 Тим. 6, 11). Всем сердцем своим прими слова Господни: больший из вас да будет вам слуга (Мф. 23, 11), и пусть они для тебя будут несокрушимой твердыней, о которую разобьются многие мирские соблазны, высокомерие, самолюбие и честолюбие.

Труды твои да будут благотворными, проникнутыми духом Христова учения. Об этих трудах святой апостол Павел так пишет одному из первых епископов, святому апостолу Тимофею: подвизайся добрым подвигом веры (1 Тим. 6, 12), переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 2, 3), ибо много скорбей, нестроений и непонимания надлежит понести каждому епископу,- это мы, рукополагавшие тебя, знаем по нашему опыту.

Будь всегда благоговейным, усердным совершителем уставных богослужений, ревностным проповедником слова Божия. Как добрый пастырь, для возведения своей паствы к вечной жизни ты должен действовать не одним словом, но и примером твоей жизни. Твои заботы о спасении духовных чад, твоя любовь к ним должны простираться до готовности не жалеть ни своих сил, ни здоровья, ни самой жизни. Собственному спокойствию ты должен предпочесть мир и тишину своих пасомых, собственному временному благополучию - их вечное блаженство. Ты должен нести крест епископского служения из сознания своего долга, возложенного на тебя Самим Богом.

В своем слове при наречении во епископа ты привел слова преподобного Симеона Нового Богослова: "не будем обольщать самих себя" своей духовной значимостью при вступлении на путь архиерейства. Если вновь обратишься к творениям преподобного, то много найдешь полезного в его учении о епископстве: "если даже кто примет всю благодать Духа и от чрева матери пребывает чистым от греха, но не по повелению Божию и Его выбором, извещающим его душу божественным осиянием" принял эту благодать, "то не кажется мне благоразумным ему священнодействовать". Предостерегающе звучат эти слова для всякого, принимающего высокий сан для самочиния и учинения раскола, для попыток разодрать нешвенный хитон Христов - Его Святую Церковь, для тех, кто дерзновенно простирает руку свою к жезлу пастыря, канонически получающего благодать и право окормлять паству свою в границах, отведенных ему Священноначалием Церкви, для разного рода самозванцев, самосвятов, лиц, сознательно идущих на обман для получения важных церковных должностей.

Годы безверия, годы гонений на веру Христову привели нас к страшной сегодняшней действительности. Вместо христианства в общественную и личную жизнь входит язычество: "целители", прорицатели, учители восточной "мудрости". Вместе с сектантами всех толков - от именующих себя христианскими до откровенно сатанинских - они делают настойчивые попытки проникнуть в школы, детские больницы, сиротские учреждения, в армию, места заключения.

Ограждай паству от волков, ищущих возможность вырвать из церковной ограды врученных нам Богом словесных овец.

Немалое значение в защите чистоты Православия издревле имели монастыри. Сегодня в обители идут люди из мира за духовной поддержкой, наставлением, прося молитв и получая силы в Таинствах Церкви для борьбы со всеми силами зла.

На иноках лежит величайшая ответственность, они обязаны быть выразителями в жизни и духе всех лучших свойств и стремлений нашего народа - его христианского смирения, его любви к Отечеству, преданности Богу, его веры и подвижнического терпения.

Ты показал себя добрым, благочестивым и рачительным наместником Рождество-Богородицкого Задонского монастыря, где под молитвенным водительством святителя Тихона Задонского нес и впредь будешь нести свое послушание.

Святитель Тихон, испытавший скорби и тяготы епископского служения, будет духовным наставником на твоем архипастырском пути.

Да откроется в тебе, возлюбленный брат, благодать Божия с верою и любовью во Христе Иисусе (1 Тим. 1, 14).

Заступничество Божией Матери, от "Живоносного Источника" Которой ты всегда черпал духовные силы, и молитвенное предстательство твоего Небесного покровителя - преподобного Никона, игумена Киево-Печерского, да будут с тобой во все дни твоего служения.

Не забывай и о том опыте, который ты воспринял при непосредственном послушании у Преосвященного митрополита Воронежского Мефодия. Будь и в дальнейшем добрым и благонадежным помощником своего архипастыря.

На путях твоего архипастырского делания да вдохновляет тебя сознание того, что хиротония твоя была совершена у московских святынь, в центре русского Православия - кафедральном Богоявленском соборе, у мощей святителя Московского Алексия.

Облегчению твоего архипастырского труда будут содействовать молитвы и братские советы Преосвященных архиереев, участвовавших в твоей хиротонии.

А теперь, возлюбленный брат, приими от нас этот жезл как внешнее свидетельство твоей епископской власти, и да будет он опорой в твоих трудах. Взойди на возвышенное место сие и от полноты божественной благодати начни свое архипастырское служение благословением предстоящего народа Божия.