Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Епископу Южно-Сахалинскому и Курильскому ИОНАФАНУ (Цветкову)

в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря 1 августа 1997 года

Преосвященный епископ Ионафан, возлюбленный о Христе брат и сослужитель наш!

Приветствуем тебя с благодатию архиерейства.

Через наше рукоположение тайнодейственно почил на тебе Святой Дух в великой и священной хиротонии и соделал тебя епископом Святой Православной Церкви, раздаятелем Божией благодати всем чадам церковным, которые в пределах Сахалинской епархии вверены Богом твоему о них попечению.

Отныне ты являешь собой образ Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия (Евр. 4, 14). Епископ, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи (Евр. 5, 1). Потому апостол Павел призывает епископов внимать себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28).

По благодати преемства от святых апостолов ты призван подвизаться для Церкви Христовой и всю жизнь, все силы и знания отдать ради спасения человеческих душ. Ты должен, как призывает апостол Павел, снисходить к невежествующим и заблуждающим (Евр. 5, 2), чтобы дать им истинное богопознание, ибо ради всех человек и ради спасения каждого из нас сошел на землю Бог-Слово и совершил Свой Искупительный подвиг. Как во времена просветителя Америки, Сибири и Дальнего Востока святителя Иннокентия, митрополита Московского, 200-летие со дня рождения которого мы торжественно отмечаем в этом году, тебе придется просвещать тех, кто в течение десятилетий тьмы и тени смертной богоборческого режима лишен был слова о Боге, о Воплощении, о Кресте и Воскресении. Цель твоих трудов одна и к ней призывает тебя Христос: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19-20). Евангельское благовестие - главный подвиг епископа. "В изъяснении предметов веры,- наставляет нас святитель Иннокентий,- надобно говорить обдуманно, ясно, отчетливо, сколь возможно кратко, иначе проповедь твоя будет иметь мало успеха... Чтобы действовать на сердце, надобно говорить от сердца, от избытка бо сердца уста глаголют. И потому только тот, кто исполнен и избыточествует верою и любовию, может иметь уста и премудрость. Ей же не возмогут противиться сердца слушающих".

Все у тебя - слово, дело, мысль, чувства, желания - должно быть направлено на служение Богу, Его Святой Церкви, твоим пасомым. Для всех ты должен быть примером в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12), преуспевай в правде, благочестии... терпении, кротости (1 Тим. 6, 11), являй себя как служитель Божий в трудах, в бдениях, в постах... в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах (2 Кор. 6, 4-5, 8). Подвизайся добрым подвигом веры (1 Тим. 6, 12), усердным и благоговейным совершением богослужений, ревностным хранением канонов и правил, традиций и обычаев церковных. Воспитывай свою паству в верности и преданности Матери-Церкви.

Дар божественной благодати да вспомоществует тебе пасти Церковь Христову. Этот дар ты принял через нас от Бога, и, чтобы не утратить восприимчивость твоего человеческого существа к освящению свыше, ты обязан сохранять и возгревать его личным подвигом молитвы. Но не забывай, что ты не в пустыне, и всякое твое духовное делание должно направляться не внутрь себя, а на пользу людей Божиих, ради которых ты вступаешь на трудную стезю архиерейского служения в Церкви.

В церковном правлении будь тверд и разумен, спокоен и беспристрастен, решения принимая без поспешности, без тщеславия и превозношения. "Не употребляй власти,- поучает святитель Василий Великий,- к оскорблению подчиненных", а напротив - "к смиренномудрию перед ними". Простота и доступность, достоинство и строгость, отеческая любовь и внимание да послужат тебе к созиданию единомыслия и братской любви среди вручаемого твоему окормлению духовенства.

Вместе с тем будь непримиримым к любым попыткам использовать церковный амвон, церковную общину для проповеди самовластия, самочиния, непослушания, противления Церкви, ее Священноначалию, ее канонам, правилам, обычаям и традициям.

Широкой антиправославной кампании, развязанной последователями псевдорелигиозных организаций и их защитников, особенно ярко проявившейся в давлении на лиц, ответственных за принятие и подписание нового Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", противопоставь просветительную и апологетическую деятельность.

До каждого верующего, до каждого члена общества в твоей епархии донеси всю опасность происходящего. Мирскими разделениями попирается принцип христианской солидарности, искажается смысл христианского благовестия, разрушается национальная духовная культура. Промыслом Божиим тебе выпал жребий нести свое архипастырское служение в местах проповеди святителя Иннокентия. К тебе вновь обращаю его слова: "Не бойтесь и не страшитесь идти за Господом Иисусом Христом. Он - сильный Помощник; идите за Ним, поспешайте и не медлите, идите пока еще не затворены для вас двери Царства Небесного". Сохрани все слова сии, слагая их в сердце своем. Будь верен до смерти тому, что ты исповедал ныне перед нами. Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Откр. 3, 11). Еще в юности вера в Бога и любовь к Нему привели тебя в святой храм на служение. Жажда углубленных знаний о Божественной Истине указала тебе путь в Московские Духовные школы. В Лавре Преподобного Сергия ты был пострижен в монашество и приобщился к числу тех, кто со смирением вверил свою жизнь его покровительству.

На путях твоего епископского делания да вдохновляет тебя сознание того, что хиротония твоя была совершена в Московском Свято-Даниловом монастыре, где до направления тебя Учебным комитетом на Сахалин ты нес иноческое послушание в период, столь богатый воспоминаниями о возрождении монашеской жизни в обители, о торжествах в честь Тысячелетия Крещения Руси. Пусть перед твоим мысленным взором всегда будет образ всенародно чтимого и прославляемого подвижника и молитвенника земли Русской - преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца, первое обретение мощей которого воспоминает ныне наша Святая Церковь. Да будет он наставником, руководителем и помощником на новом пути твоего служения Церкви Христовой!

А теперь, напутствованный нашими словами, прими этот жезл как символ епископской власти, взойди на архиерейский амвон и начни свое архипастырское служение преподанием благословения всему православному народу, здесь молившемуся о тебе во время твоей хиротонии.