Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Слово перед братией Псково-Печерского монастыря

28 мая 1992 года

Сегодня мы часто говорим о трудностях нашей жизни. Их действительно много: и экономические трудности, и межнациональные конфликты, а в некоторых местах, к сожалению, уже и межрелигиозные. Происходящие в нашей стране политические процессы отражаются и на церковной жизни. Особенно это касается тенденций сепаратизма. Думаю, главное, что нам всем нужно сохранить,- это церковное единство. В этом наша сила. Не может государство, которое разделилось на 15 независимых суверенных государств, разделиться на 15 Поместных Православных Церквей.

Самая сложная ситуация сейчас на Украине. Осенью прошлого года епископат Украинской Православной Церкви под влиянием политических сил обратился ко мне как к Предстоятелю Церкви с просьбой о даровании автокефалии Православной Церкви Украины. Этому вопросу и был посвящен Архиерейский Собор, который проходил с 31 марта по 4 апреля этого года в Даниловом монастыре.

К началу Собора мы уже ясно ощущали, что народ Божий не хочет отделяться. В западных областях Украины, в Галиции, довольно значителен процент тех, кто выступает за полную независимость от Москвы. Но в результате экспансии Римско-Католической Церкви и униатов всего несколько десятков приходов осталось у нас во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях, а большая их часть ушла или в унию, или в неканоническую автокефалию. Епископат Украины свидетельствует, что 90% священнослужителей и верующих выступают за единую Православную Церковь, понимая, что если в этот трудный момент Церковь разделится, то с опасностями, которые сегодня идут от западного католицизма, протестантизма, бороться будет гораздо труднее. Единодушным мнением Собора было сохранить единство. Митрополит Филарет, который не мог олицетворять это единство, на Соборе перед Крестом и Евангелием дал обещание сложить с себя функции Предстоятеля Украинской Православной Церкви и собрать ее Архиерейский Собор, который выберет нового Предстоятеля. Со стороны епископата митрополит Филарет подвергся очень сильной критике. На него возлагалась ответственность за то бедственное положение, в котором оказалась Церковь на Украине. Он на Синоде всегда заверял нас, что никакого развития ни уния, ни так называемая автокефалия не получат. Кроме того, и личная жизнь Владыки Филарета не соответствовала положению, которое он занимал. Единственное, что он просил на Соборе,- сохранить за ним какую-нибудь кафедру, дать возможность служить у престола. Тогда я, обратившись к нему, сказал, что некоторые епископы сомневаются в том, что, оказавшись на Украине под политическим давлением определенных сил и своего окружения, он сдержит свое слово. Митрополит Филарет выступил второй раз и сказал (я почти буквально повторяю его слова): "Мы же люди духовные, и слово наше должно быть "да - да", "нет - нет", поэтому я уверяю вас, что выполню это обещание". Но стоило ему приехать в Киев, как он от него отказался.

После этого Священный Синод обязал митрополита Киевского до 15 мая провести Архиерейский Собор, сложить с себя обязанности Предстоятеля Украинской Православной Церкви и избрать нового. Когда и это не было выполнено, 21 мая Синод поручил старейшему по хиротонии украинскому епископу митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму созвать Собор и не менее чем из трех кандидатов тайным голосованием избрать нового Предстоятеля. Вчера 18 архиереев Украинской Православной Церкви собрались в Харькове для избрания нового Предстоятеля. Они подтвердили полномочия, данные митрополиту Никодиму Синодом, и в результате двух туров голосования избрали митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира новым Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

Митрополит Филарет пытается сегодня вместе с викарным епископом Почаевским Иаковом рукоположить новых епископов, что является антиканоническим действием. Поэтому было принято решение, с которым согласились все члены Синода, о запрещении митрополита Филарета в служении и предании его суду Архиерейского Собора.

Думаю, что с избранием митрополита Владимира жизнь Украинской Православной Церкви стабилизируется, та независимость, которая ей была предоставлена, сохранится. Мы не исключаем возможности, что какая-то часть нашей Церкви при достижении определенного состояния получит полную независимость. Но на это должна быть не только воля епископата, но и священнослужителей, клира, мирян. Этот вопрос перенесен на Поместный Собор Русской Православной Церкви, который будет проведен в 1995 году.

Приведенный пример должен напомнить всем нам о необходимости церковного единства. Религиозные свободы, предоставленные сегодня Церкви, используются разными силами. Осуществляется экспансия Римско-Католической Церкви на Украине, в Сибири, на Дальнем Востоке. Протестантские проповедники приезжают в Россию, словно в пустыню, как будто не было и нет здесь Церкви, не проповедовалось слово Божие. Различные восточные школы, кришнаиты, колдуны создают свои союзы, готовятся создать свои структуры сатанисты, которые проповедуют, что силы зла сильнее сил добра. Все они, к сожалению, используют оказание гуманитарной помощи, а иногда просто денежной, для своей проповеди.

В течение 70 лет люди в нашей стране воспитывались в атеистическом духе. Из их душ пытались вытравить веру. В первые послереволюционные годы Русская Православная Церковь подвергалась прямым гонениям, потом началось планомерное воспитание в духе атеизма. И сегодня атеизм еще не исчез из нашей жизни, он меняет формы. Попытки дискредитировать иерархов, священнослужителей, причем именно православных, являются одной из форм атеистической пропаганды. Кого-то, значит, беспокоит сегодня, что многие люди обращаются к Церкви и в ней видят носительницу духовно-нравственных ценностей. Эти силы пытаются остановить людей, которые ищут дорогу к храму или уже идут по пути к нему.

Сегодня ваш подвиг заключается в сугубой молитве, чтобы сохранялись любовь, единство и мир. От души желаю, чтобы каждый паломник научился в монастыре основам христианской жизни и нес их в мир - в свою семью, своим близким и родным. Большая ответственность лежит на монашествующих - служить светочами мира и добра.

Пользуясь сегодняшней встречей, хотел бы призвать всех насельников монастыря к сугубой молитве о том, чтобы Господь благословил Церковь, Отечество наше и народ наш миром. Этот монастырь - прекрасный пример доброго совместного делания людей разных национальностей - русских, украинцев, белорусов, чувашей и многих других. Нужно молиться, чтобы и в обществе, и в мире не было противостояний.