Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из выступления на встрече с администрацией области

11 мая 1993 года

Древняя Ярославская земля дала России много выдающихся деятелей, в том числе и церковных. Здесь родился Преподобный Сергий Радонежский, 600-летие со дня преставления которого мы отмечали в прошлом году. В житии Преподобного Сергия говорится, что он стремился преодолеть рознь мира сего. И глубоко знаменательно, что этот юбилей мы отмечали в нынешнее неспокойное время, потому что и нам всем необходимо преодолеть рознь мира сего.

Сегодня противостояние и нетерпимость захлестывают людей, из жизни ушла доброта. Мы ходим по краю пропасти, может совершиться непоправимое. Для всех нас печальным примером является опыт Югославии, где в течение длительного времени проливается кровь, гибнут люди, десятилетиями жившие в мире и добрососедстве. Такие же трагические события происходят в Азербайджане и Армении, Грузии и Абхазии. Мы сталкиваемся с новой проблемой - появлением беженцев, которые вынуждены покинуть родные дома и искать места, где бы их приняли, дали им кров и работу.

Установление нормальной, мирной жизни невозможно без возрождения, как я уже говорил, церковной деятельности. Сегодня по-новому строятся отношения между государством и Церковью. Ушло в прошлое, надеемся, что безвозвратно, противопоставление верующих неверующим. Сегодня время "собирать камни"; не вспоминать о старых ранах, а идти путем согласия. Церковь в минувшие годы прошла через горнило испытаний: репрессии, гонения, расстрелы, разрушение храмов и монастырей. Особенно тяжелыми были для нее тридцатые годы и пятилетка 1932 года, которая называлась "безбожной". В конце пятилетки имя Божие не должно было произноситься в пределах Союза. Но пришла общая беда - война. Церковь в первый же день призвала всех стать на защиту Отчизны. Перед лицом общей опасности она забыла свои собственные раны. После войны были открыты некоторые храмы и монастыри, но потом административные меры по борьбе с религией вновь восторжествовали. Церковь жила по дискриминационному закону 1929 года, который позволял ей только совершение богослужений в стенах храма. За его пределами религиозная деятельность строго ограничивалась. Иногда даже напутствие больного перед смертью было сопряжено с большими трудностями. Слова апостола Иакова вера без дел мертва (Иак. 2, 26) означают, что о вере свидетельствуют добрые дела, их-то и не могла осуществлять Церковь.

Новый закон о вероисповеданиях возвращает Церкви возможность давать детям, по желанию родителей, православное воспитание, проводить катехизаторскую деятельность, заниматься благотворительностью.

Сегодняшние наши трудности - это недостаток священнослужителей, людей, выполняющих в Церкви социальную работу. Наш народ жертвенный, он откликается на чужую беду, но чаще всего это сводится лишь к материальной поддержке. Мы отвыкли от того, чтобы находить в своем распорядке дня время для помощи больному, нам некогда посетить пожилых, находящихся в домах престарелых, нуждающихся в участии и заботе...