Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из слова на встрече с президентом республики Марий-Эл В. М. Зотиным

26 июля 1993 года

В жизни и деятельности Главы Русской Православной Церкви посещение различных регионов является новым видом служения, характерным для нашего времени. Русская Православная Церковь многонациональна. Были попытки после распада Советского Союза образовать самостоятельные церковные структуры на Украине, в Молдавии. Сепаратизм ворвался, к сожалению, и в нашу церковную жизнь. Но церковные границы не могут меняться в зависимости от административных границ. Например, Константинопольский Патриарх, который занимает первое место в диптихе Православных Церквей, имеет резиденцию в бывшем Константинополе, ныне Стамбуле, и фактически вся греческая диаспора, рассеянная по миру, входит в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Второй Патриархат - Александрийский. Его Патриарх носит титул "Александрийский и всей Африки". Все православные, живущие в различных государствах африканского континента, входят в состав этого Патриархата. Антиохийский Патриархат включает в свой состав православных Сирии, Ливана, Ирака и Ирана. Московский Патриархат занимает пятое место в списке Поместных Православных Церквей, он был образован в 1589 году. Первоначальный титул Главы нашей Церкви был "Патриарх Московский и всех северных стран", сейчас - "Московский и всея Руси". При этом под Русью понимаются и все славянские и неславянские народы, населяющие Россию, страны ближнего зарубежья. Когда произошел распад Советского Союза, были попытки разделить Русскую Православную Церковь, но на сегодняшний день во всех бывших союзных республиках, кроме Грузии, где самостоятельная Автокефальная Церковь, сохранились структуры Русской Православной Церкви - епархии, благочиния, приходы. Очень важно сохранить церковное единство в наше непростое время. Православная Церковь на Украине действует сейчас в суверенном государстве, и мы предоставили ей независимость в делах внутреннего управления, сохранив при этом каноническую связь. Но этого руководителям Украины показалось мало, для них совершенно неприемлемым является то, что за богослужением поминается Московский Патриарх.

Большие надежды возлагали украинские церковные сепаратисты на Константинопольский Патриархат, от которого 400 лет тому назад Русская Православная Церковь получила независимость. После завершения недавнего визита Константинопольского Патриарха в Русскую Православную Церковь было подписано коммюнике, в котором четко сказано, что единственным каноническим митрополитом на Украине Константинопольский Патриархат признает митрополита Владимира. В юрисдикции этой Церкви сейчас 5 тысяч приходов, а у бывшего митрополита Филарета, который был проводником политики Украины,- 400 приходов.

В Белоруссии у нас этих проблем нет, но там приходится сталкиваться с польской католической экспансией. Сегодня около двухсот католических ксендзов из Польши работают в Белоруссии. Встречаясь с Главой Католической Церкви Польши, я указывал ему на то, что польские католические священники насаждают польский национализм и занимаются прозелитизмом. Он меня заверил, что якобы дает им соответствующие инструкции, но они нарушаются...

На сегодняшний день в нашей Церкви сто епархий. Когда руководство республики Марий-Эл обратилось к нам с просьбой о создании в республике самостоятельной епархии, то это нашло полное понимание в Священном Синоде. За последнее время многие епархии были разделены и их количество выросло. Мы стараемся создать епархии в каждой области, крае, республике. А объединялись они в трудное для Церкви время, когда огромное количество священнослужителей, епископов было репрессировано. В республике Марий-Эл до революции было более 200 храмов, к восьмидесятым годам осталось только девять.

Сейчас в нашей Церкви действуют 202 монастыря. Раньше монастыри были не только просветительскими центрами, но и аграрными хозяйствами, потому что большинство их насельников и насельниц вышли из крестьян. Они были для окружающего крестьянства примером трудолюбия и любовного отношения к земле, и земля щедро платила им за их труд и любовь. На острова Валаамского монастыря монахами-паломниками фактически на своих плечах была принесена земля, которая потом взрастила цветущие сады. В Соловецком монастыре в результате создания продуманной системы каналов выращивались арбузы, дыни и другие фрукты,- а ведь монастырь находится в Белом море!

Сегодня возвращаются монастырям земельные угодья, и мы стараемся возродить в них сельское хозяйство, но возродить его очень непросто, не так просто, как разрушать. Нам приходится возрождать тысячи разрушенных храмов, десятки монастырей. Учитывая экономические трудности, дороговизну строительных материалов и рабочей силы, процесс этот идет нелегко. Но многим храмам уже возвращено былое благолепие. Наши предки, строя храмы, вкладывали в них свою душу, мастерство, любовь, учитывали окружающую природу, и храмы становились украшением сел и городов, создавали их облик.

На сегодня, считая нового Йошкар-Олинского епископа, в нашей Церкви несут архипастырское служение 126 епископов. Количество приходов превысило 10 тысяч. За рубежом в 34 странах мы имеем свои епархии, приходы, миссии, в которых несет служение около 65 представителей Русской Православной Церкви.

Все традиционные для нашей страны религиозные конфессии и объединения должны мирно сосуществовать, а не противостоять друг другу. Среди марийцев есть люди, исповедующие христианство, есть и придерживающиеся языческих верований. Русское население в основном своими корнями уходит в Православие. Но православные не будут разжигать вражду и ненависть по отношению к другим традиционным верованиям. Нужно уважать традиции. Самая большая опасность для России - это дальнейшее разделение. Сегодня нужно сохранить единство.

В последние годы мне часто приходится встречаться с представителями различных регионов нашей страны и различных слоев нашего общества - с руководством республик, краев и областей, тружениками предприятий и сел. О вашем заводе я знал еще до посещения его, потому что ваша продукция известна всей стране. Время наше непростое: происходит спад производства, и в какой-то степени это отразилось и на вашем предприятии.

Все мы надеемся на улучшение нашей жизни - экономическое и социальное. И конечно это зависит не только от президента, не только от руководства республики, но и от каждого из нас. Как мы будем относиться к труду, к своим обязанностям, друг к другу, будем ли мы жить в мире и согласии - это, в конечном счете, главное. Дай Бог, чтобы доброта не уходила из вашей жизни. Желаю вам счастья, творческих успехов. Пусть Господь хранит вас, укрепляет, помогает.