Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из слова на встрече с творческой и научной интеллигенцией Чувашии

25 июня 1996 года

Наш визит совпал с Днем государственности республики. Мы были участниками открытия "Дороги к храму". И вчера, и сегодня наблюдали: множество людей вышло на улицы. Действительно пришел праздник. Люди хорошо одеты, в хорошем, добром настроении. Это свидетельствует о том, что идет процесс созидания.

Мы живем в то время, когда возрождается церковная жизнь. Начало этого возрождения можно отнести к празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Когда мы готовились к этому юбилею, государственные органы в лице Совета по делам религий при Совете Министров говорили нам, что это чисто церковное празднование, ни государство, ни общественность, ни научные круги не будут принимать в нем участия. Но 1000-летие Крещения Руси вылилось во всенародный праздник. И началось как бы Второе Крещение Руси. Вот с этого момента, а особенно с 1989 года, когда был принят Закон о свободе совести, началось возрождение церковной жизни: открытие храмов, возобновление монастырской жизни.

В Чувашии даже в самые трудные годы сохранялась вера и религиозность. Во многих деревнях, хотя храмы и были закрыты, люди не давали расхищать, уничтожать церковную утварь, колокола, старались сохранить святыни до лучших времен, которые наступили сегодня.

Как известно, Церковь у нас отделена от государства. И это правильно. Иногда задают вопрос, не стремится ли Русская Православная Церковь стать государственной, как это было до революции? Нет, мы не стремимся к этому. Церковь должна давать оценку тому, что происходит у нас в стране, с нравственных и духовных позиций, и эта оценка иногда может не соответствовать официальной линии государства. Так, с самого начала чеченской трагедии мы говорили, что надо прекратить кровопролитие. Мы считаем своей важнейшей задачей миротворческое служение. И где бы ни возникали конфликты - на нашей ли земле или в других странах,- мы постоянно призывали и будем призывать к мирному решению этих конфликтов.

Когда разразилась война в Нагорном Карабахе между азербайджанским и армянским народами, мне приходилось не раз приглашать в Москву духовных лидеров Армянской Апостольской Церкви и духовного лидера Азербайджана для того, чтобы вместе обсудить пути мирного решения проблемы Нагорного Карабаха. То же самое было в Абхазии, в Приднестровье. Мы возвышали свой голос и за мирное решение проблем в бывшей Югославии. При посещении Сербской Церкви два года тому назад часть пути в Сараеве пришлось преодолеть на новом для меня виде транспорта - бронетранспортере, чтобы в сараевском аэропорту встретиться с Сербским Патриархом, с католическим лидером (к сожалению, мусульманский лидер не счел нужным приехать на встречу). Мы приняли тогда "Сараевскую декларацию", в которой призвали усилить молитвы за мирное решение балканской проблемы.