Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Слово после богослужения в храме Воскресения Христова в Иерусалиме

31 марта 1991 года

Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе и дорогой во Христе Собрат и Сослужитель Блаженнейший Диодор I, Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины. Высокопреосвященные архипастыри, досточтимые отцы и братья!

В этот благословенный день я обращаю к Вам и ко всем чадам Святейшей Иерусалимской Церкви - Матери всех Церквей - приветствие мира и любви и передаю Вам, окормляемой Вами пастве и священногробскому братству чувство глубокого уважения Священного Синода, архиереев, клира и всех верных чад Русской Православной Церкви.

Наше паломничество во Святую Землю и Святой Град Иерусалим свидетельствует о неразрывности традиционных уз братства и любви во Христе, скрепляющих духовный союз Русской Православной Церкви со Святой Землей. По велению сердца хочу, дорогой Брат, сказать Вам нечто о жизни Русской Православной Церкви. Особая святость места побуждает меня к искреннему свидетельству об исполненном трагизма историческом пути русского Православия.

Уже тысячу лет Русская Церковь, шествуя во след Христу, идет к горнему Иерусалиму, образом которого является дольний Иерусалим Сионской горницы, Иерусалим Голгофы и Святого Гроба, Иерусалим Масличной горы.

Но шествующие вослед Христу последуют и Его Страстям. Радости и печали, благоденствия и напасти, здравие и жало в плоть, обставляющие исторический путь Церкви Христовой, лишь подтверждают непреложные слова Спасителя: если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15, 20). Даже в явно благоденственные времена христианам уготованы испытания веры и исповедничество до крови.

Нелегким был путь Русской Православной Церкви в завершающемся ныне столетии. Но Бог, богатый милостью, по Своей великой любви (Еф. 2, 4) ниспослал нашей Церкви великое утешение от Святаго Духа (Деян. 9, 31), ныне зримо проявившееся для всего народа Божия. Я вспоминаю при этом великую радость, пережитую нами в дни празднования Тысячелетия Крещения Руси.

На состоявшихся впоследствии Поместных и Архиерейских Соборах Русской Православной Церкви совершались великие деяния, и всему христианскому миру явлены новые имена святых угодников Божиих. Эти Соборы свидетельствовали, что чада церковные могут стяжать святость в любые времена, при любых обстоятельствах. Мы прославили в лике святых Божиих святителей Макария Московского и Игнатия Брянчанинова, Патриархов Иова и Тихона, преподобного Андрея Рублева и святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Ни время, ни место подвигов, ни образ правления и государственный строй не могут остановить проявление святости, а потому Русская Церковь не связывает себя с определенными политическими интересами и течениями. Наше же жительство - на небесах (Флп. 3, 20), ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13, 14).

Из Священной истории мы знаем, что царь-пророк Давид, устроивший однажды перепись народа Божия, совершил тяжкий грех, ибо отнесся к людям, как к вещам, которые можно считать. Во искупление греха Господь предложил Давиду на выбор одно из трех наказаний: голод, преследование от человека и моровую язву. Скорый на покаяние Давид сказал: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне (2 Цар. 24, 14).

И вот семьдесят лет над Русской Православной Церковью незаслуженно тяготел неправедный человеческий суд. То был суд тех, кто противился Имени Божиему, но также и тех, кто, называя себя православными христианами, глумился над Матерью-Церковью, соучаствуя тем самым в поругании и гонении ее от безбожных сил. И сегодня эти лжебратья, полагая, что тем самым служат Богу, продолжают наносить раны своей духовной Матери, усугубляя ее страдания. Мы воспринимаем поношения от украинских и русских современных раскольников со скорбью, но и с требуемым терпением по примеру апостола Павла, мирившегося со своей язвой: и чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня (2 Кор. 12, 7).

Ныне раскол усугубляется, внешнее давление сменяется покушением на внутреннюю жизнь и канонический строй Церкви. Все это мы рассматриваем как знаки возможных новых страданий на пути шествия вослед Грядущему в Иерусалим Христу.

Каждый христианин и Церковь Христова должны повторить в себе путь Господень. Вчера мы были свидетелями Лазарева Воскресения, сегодня вошли со Христом в Иерусалим с пением Осанна Сыну Давидову! Ныне с трепетом ожидаем Гефсиманской молитвы, неправедного человеческого суда, Крестных страданий, а затем наши сердца растворятся в радости и ликовании о Воскресшем Господе.

В эти дни православная всероссийская паства, радуясь исходу Лазаря из гроба поругания, ликует по случаю второго обретения цельбоносных мощей преподобного Серафима Саровского, пламенеющего любовью к Богу и ближним.

Это наше сокровище, ради которого покупается целое поле (Мф. 13, 44), это та благодать, о которой говорил Господь апостолу Павлу: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).

Теперь Русская Церковь входит в мысленный Иерусалим и многие сегодня поют ей "Осанна!" Но впереди могут быть и Гефсимания, и Претория, и Голгофа. Поэтому следует помнить слова Спасителя: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26, 41).

И ныне, хвалу и благодарение воссылая Господу, сподобившему нас поклониться Его Живоносному Гробу, просим Его ниспослать великие милости Русской Православной Церкви, дабы пребывала она в мире и благоденствии. Святейшей же Сестре ее, Матери Церквей - Иерусалимской Церкви, желаем и впредь быть ревностной хранительницей мест священных воспоминаний - этих поистине христианских святынь. И да дарует Пастыреначальник Христос Вашему Блаженству на многая лета право править непреложное слово Его Истины, благоуспешно окормляя боголюбивую иерусалимскую паству.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа да пребудет с Вашим Блаженством и со всеми нами. Аминь.