Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из слова на обеде в Кипрской Архиепископии

10 мая 1992 года

В благословенные дни Святой Пасхи, наслаждаясь добрым и светлым торжеством Воскресения Христова, мы вкушаем еще и радость общения с возлюбленной о Господе Сестрой - Кипрской Православной Церковью, обмениваемся целованием любви с ее Предстоятелем и верными чадами. И эта радость проистекает от сознания того, что мы совершаем наш официальный визит в Святейшую Православную Кипрскую Церковь, Церковь апостолов Павла, Варнавы, Тита, Аристовула, святых Лазаря Четверодневного, диакона Никанора, Спиридона Тримифунтского, Епифания Кипрского, Иоанна Милостивого, Неофита Затворника и многих других угодников, имена которых известны далеко за пределами этого великого острова и которые искони связывают всех нас, православных братьев, исповедующих единую веру Христову, союзом любви.

И действительно: союз двух наших Церквей восходит к глубокой древности. К сожалению, история не все сохранила до наших дней, однако и оставшихся письменных свидетельств достаточно, чтобы подтвердить наличие этих контактов. С начала XII века уже были такие путешественники, как игумен Даниил, который путешествовал на Кипр и описал это паломничество в своем "Хождении". Правда, на некоторое время крестовые походы прервали путешествия сюда русских паломников, однако уже в XIV веке на Кипр едет архимандрит Аграфений, в начале XV века - монах Свято-Троицкой Лавры Зосима, монах Варсонофий, рассказавший о Ставровунийском монастыре и мощах святого Маманта. В 1794 году здесь побывал иеромонах Саровской обители Мелетий, в начале прошлого столетия монахиня Варвара, министр народного просвещения России А. С. Норов, поэт Вяземский и многие другие. Начиная с XVII века, киприоты - частые гости России: Россию посетили священник Никифор, монахи Леонтий, Герасим, Софроний, архимандрит Иоасаф. В 1642 году в России был архиепископ Кипрский Парфений в сопровождении архимандрита Дорофея и архидиакона Парфения. Архиепископ встречался с митрополитом Петром (Могилой) и вел беседу по богословским вопросам. Россия оказывала помощь Кипрской Церкви через свои консульства в Константинополе и Бейруте, через Грузинскую Церковь, которая основала в Тбилиси подворье Киккского монастыря.

Эти контакты продолжаются и сегодня путем обмена посланиями, делегациями, совместным участием на всеправославных, межхристианских и межрелигиозных форумах. Делегации Кипрской Церкви за последние годы неоднократно бывали в России. Приведу лишь несколько примеров. В 1963 году Митрополит Китийский Анфим был у нас на 50-летии епископской хиротонии Святейшего Патриарха Алексия I. В 1968 году на 50-летии восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви был митрополит Лафосский Геннадий. В 1971 году на интронизации моего предшественника, Святейшего Патриарха Пимена, был Архиепископ Макарий III вместе с Вами, Ваше Блаженство, а на торжествах 1000-летия Крещения Руси Вы посетили нас и разделили с нами этот праздник.

Все это говорит о неразрывных узах нашего о Христе единства, которое продолжается и будет продолжаться во славу Божию. А мы, скромные служители Виноградника Христова, своими немощными силами сделаем все, чтобы поддерживать, укреплять и развивать его на благо наших братских Церквей и народов.

Мы уже говорили о добрых традиционных взаимоотношениях наших Церквей и народов в критические моменты их жизни. Хочу еще раз напомнить, что, когда в 1972 году на Кипре произошли события, грозившие свободе и независимости кипрского народа, Русская Православная Церковь одной из первых возвысила свой голос в защиту народа Кипра и его главы Архиепископа Макария. Осудили мы и братоубийственную войну на Кипре 1974 года, обратившись с призывом ко всем Предстоятелям Церквей, руководителям всемирных и региональных религиозных организаций с требованием возвысить голос в поддержку законного правительства Кипра. И на Шестой Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Ванкувере в 1983 году Русская Православная Церковь вместе с другими Православными Церквами выразила глубокую озабоченность в связи с отсутствием прогресса в деле мирного и справедливого решения кипрского вопроса. Все это продиктовано было не столько политическими соображениями защиты национальных интересов, сколько духом евангельской любви, которая, по апостолу, николиже отпадает (1 Кор. 13, 8).

Сегодняшние социально-политические волнения в Восточной Европе, и в частности в нашей стране, ставят нашу Церковь перед огромным количеством проблем, которые мы вместе с нашим Священным Синодом и нашей паствой стараемся всеми силами решить. В этот исторический момент в результате получения многими народами необходимых прав и свобод наблюдаются, к сожалению, во многих странах тенденции пробуждения и активизации инославия в ущерб Православной Церкви. Мы продолжаем вести богословский диалог с инославием, продолжаем свидетельствовать истину. Однако мы не можем идти на компромисс в вопросах принципиальных, касающихся существа нашей веры.

Как показала недавно состоявшаяся в Фанаре встреча Предстоятелей Православных Церквей, мы солидарны со всеми православными братьями в оценке нынешней политической, социальной и межцерковной ситуации. Иначе и быть не может, потому что события, происходящие в любой Поместной Православной Церкви, для нас так же важны, как и свои собственные. Поэтому мы делаем все возможное, чтобы и словом, и делом, а главное, постоянной и усердной молитвой к Подателю всех благ проявить наше участие в решении насущных проблем, следуя словам апостола: друг друга тяготы носите (Гал. 6, 2).

Со своей стороны и Кипрская Православная Церковь, верная традиционной дружбе с нашей Церковью, в лице своего Предстоятеля Блаженнейшего Архиепископа Хризостома, выражая солидарность и поддержку нашей позиции, осудила усилившуюся с недавних пор в нашей стране деятельность католиков и униатов, экспансию автокефалистов и протестантских фундаменталистов. Этот жест - яркое свидетельство братской любви и традиционного следования канонам Церкви, установленным и освященным на Вселенских и Поместных ее Соборах.