Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из слова в синодальном дворце

18 июня 1992 года

Для нас великая честь и духовная радость сопереживать братское общение с Вашим Блаженством на священной для всех нас земле православной Эллады. Мы чувствуем себя не только среди братьев по вере, но сознаем, что здесь, в Элладе, мы - дома, в одной семье, ибо со времени Крещения Руси наша Церковь и наша богословская мысль через святых отцов и византизм воспитывались и возрастали в духе христианского эллинизма, воцерковленного в горнице святоотеческой мысли.

Святоотеческий эллинизм, являясь нашим общим достоянием и заветом, воспринимается всей Полнотой Православия как цельная система богословской мысли, как богословское исповедание Православия перед лицом современного "социального христианства" Запада.

Решать все стоящие перед христианством вопросы можно только в полноте кафолического апостольского предания, неприкосновенного, но всегда растущего. В этом деле православного свидетельства и возрождения кафолического влияния православного эллинизма велика роль и ответственность Элладской Православной Церкви. Церковь Эллады может и должна принять на себя священное служение возрождению Православных Церквей Восточной Европы, вышедших из цепей атеистической тоталитарной системы в состоянии болезненного шока, внутренних кризисов и конфронтаций.

Повторяются XV, XVI и XVII века нашей истории - века тотального наступления католического Запада на православный Восток, века уний, прозелитизма и экспансии во всех видах и формах. От этого страдали тогда все Православные Церкви и у вас на греческом Востоке, и у нас, на славянских православных землях.

И боролись мы тогда с этим нашествием сообща, объединив православную мощь русского, украинского и белорусского народов и богословское сокровище святоотеческого эллинизма вашей Церкви. И в этой совместной борьбе за Святое Православие мы выстояли, победили и сохранили Православие наших народов. Вот к этому историческому опыту совместного православного свидетельства и совместного стояния пред лицом всех трудностей и испытаний я и взываю теперь, обращаясь ко всем нашим православным братьям на этой священной земле православной Эллады, на родине и хранительнице православного эллинизма.

Напомню здесь лишь несколько фактов братского соучастия Церкви Эллады в истории нашего христианского и богословского образования и защиты Святого Православия пред лицом наступающего Запада. В XVI веке православные Украины и Белоруссии для защиты своей веры от преследований со стороны католической Польши объединяются в особые братства. Братства создают школы, типографии и издательства, цель которых - служить просвещению и защите православной веры.

В противовес латинскому и польскому языкам, служившим главным орудием распространения католичества и унии, православные братства стараются строить образование в своих школах в духе православного эллинизма: греческий и церковнославянский языки становятся средствами защиты и утверждения Православия. Учителя греческого языка и святоотеческого эллинизма приходили в эти школы с братского греческого Востока, из Элладской Церкви.

Достаточно вспомнить Арсения, архиепископа Элассонского из Фессалии, близ города Трикки, бывшего профессором греческого языка в знаменитой братской школе Львова и ставшего автором греческо-славянской грамматики "Адельфотис" (Грамматика доброглаголиваго эллино-славянского языка, напечатана во Львове и в Вильно в 1588 году). Впоследствии архиепископ Арсений был спутником и советником Вселенского Патриарха Иеремии II (Траноса) во время его поездки в Москву и учреждения там Московского Патриаршества. Владыке Арсению Россия так понравилась, что он там остался и после отъезда Патриарха Иеремии II.

Другим примером такой просветительской деятельности для защиты Православия была трагическая судьба великого подвижника и исповедника православного эллинизма в нашей Церкви, уроженца города Арты Михаила Триволиса, прославившегося у нас своей энциклопедической богословской ученостью и ставшего известным в истории нашей Церкви под именем преподобного Максима Грека, великого угодника Божия, богомудрого просветителя, учителя и исповедника Православия. Нельзя обойти молчанием и славные имена братьев Иоанникия и Софрония Лихудов из Кефалонии, с которыми связан возникший у нас во второй половине XVII века план основания в Москве Высшей Богословской школы (Академии) не только для России, но и для всего Православного Востока. Такая высшая школа была открыта в 1687 году и известна в истории как Славяно-греко-латинская Академия. Это был генезис будущего Московского университета и Московской Духовной академии.

Только теперь мы начинаем выходить из летаргического состояния эпохи распада всех наших исторических структурных связей, вавилонского пленения Церкви в системе тоталитарного господства атеистической идеологии. Нам предстоит напрячь все силы, чтобы возродить церковное просвещение и богословское образование.

В наших общественных кругах поднимается вопрос о восстановлении, а вернее создании вновь Славяно-греко-латинской академии как высшего духовного и интеллектуального центра развития православной культуры и защиты Святого Православия от нахлынувшей на нас со всех сторон и во всех формах западной пропаганды и западной миссионерской прозелитической деятельности, стремящихся поскорее использовать все трудности нашего переходного периода от старых к новым формам общественной жизни.

И теперь, мои дорогие братья по вере и по общему культурному и духовному наследию святоотеческого Православия, я хочу обратиться к вам, наследникам и хранителям православного эллинизма, с воззванием объединить наши усилия, чтобы вместе выстоять, защитить и сохранить православную веру наших народов, как это мы совместно смогли сделать в не менее тяжелые для всех нас времена - XV, XVI и XVII века.

Православная Церковь Эллады, как я уже говорил в начале моего выступления, имеет все возможности быть "председательствующей" в своей исторически засвидетельствованной ревностной любви к Православию и к своим православным братьям в Восточной Европе.

В книге Деяний святых апостолов рассказывается о видении апостолу Павлу мужа македонянина, просившего апостола: приди в Македонию и помоги нам (Деян. 16, 9-10). Апостол понял, что Господь призывает его благовествовать там. Так благовестие Христово достигло Македонии, оттуда проникло в Элладу, в Афины.

Дорогие наши братья, сейчас я свидетельствую здесь, что Господь призывает вас в Православной Элладе и нас в Православной Руси прийти на помощь Святому Православию в Восточной Европе и совместно защитить и сохранить веру наших благочестивых предков со времени святого Владимира и Крещения Руси. В заключение сердечно благодарю Ваше Блаженство за братскую любовь и гостеприимство. Многая Вам лета!