Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из выступления на встрече в Анкоридже, организованной Советом Аляски по международным делам

18 сентября 1993 года

Особое волнение испытываем мы, вступая на землю Алеутских островов и Аляски, которая в течение длительного времени именовалась "Русской Америкой". В прошлом году весь мир отмечал 500-летие со времени открытия Колумбом Американского континента, хотя некоторые ученые утверждают, что связи местного населения Чукотки и Сибири с Аляской относятся к более раннему периоду. Во всяком случае процесс освоения Америки выходцами из Европы был длительным, растянувшимся не на одно столетие.

Заметную роль сыграли здесь и русские землепроходцы, открывшие и начавшие освоение в XVIII столетии северной оконечности Тихоокеанского побережья Америки и Алеутской гряды. В истории освоения Русской Америки особое место занимает имя Григория Ивановича Шелихова (1747-1795), купца из города Рыльска Курской губернии, основавшего первые постоянные русские поселения на Американской земле и наладившего мирную торговлю с местными жителями. Шелихов и его единомышленник иркутский купец Иван Ларионович Голиков обратились в Санкт-Петербург в Святейший Правительствующий Синод с просьбой направить в Русскую Америку несколько миссионеров для просвещения коренного населения Алеутских островов и Аляски. И вот 200 лет тому назад, в 1793 году, по Указу Святейшего Синода была образована первая православная миссия, призванная просвещать местное население и духовно окормлять русских землепроходцев на Американском континенте. Ее возглавил архимандрит Иоасаф (Болотов), помощниками которого стали члены братии Валаамского и Коневского монастырей: иеромонахи Ювеналий, Макарий, Афанасий, иеродиаконы Стефан, Нектарий и иноки Иоасаф и Герман. Их апостольский подвиг навсегда вписан золотыми буквами в историю Святой Православной Церкви.

Русские миссионеры не только обучали местное население истинам Православной веры, они принесли на острова знание основ земледелия и научили местных жителей ведению огородничества и садоводства.

В 1796 году число обращенных в православную веру достигло 12 тысяч человек. Такой успех побудил Ивана Ларионовича Голикова обратиться в Святейший Правительствующий Синод с ходатайством о назначении епископа в Американскую миссию. При этом выбор Священноначалия, естественно, пал на архимандрита Иоасафа - ревностного насадителя Православия в Америке. В апреле 1799 года в Иркутске состоялась его хиротония во епископа Кадьякского, викария Иркутской епархии. Однако первому православному епископу в Америке не пришлось встретиться со своей паствой. Корабль "Феникс", на котором он возвращался на остров Кадьяк, попал в шторм и разбился недалеко от американских берегов. Все его пассажиры погибли.

Миссия обрела своего нового епископа в 1824 году - им стал иркутский священник Иоанн Вениаминов, впоследствии - митрополит Московский Иннокентий, ныне прославленный в лике святых.

Свои апостольские труды отец Иоанн (в монашестве Иннокентий) начал на острове Уналашка, где тогда не было даже храма. Обучив местных жителей строительному ремеслу, отец Иоанн приступил вместе с ними к сооружению церкви.

Он освоил алеутский язык и перевел на него Катехизис, Букварь с молитвами и Евангелие от Матфея. В 1834 году деятельность отца Иоанна была связана с островом Ситка. Там успеху его миссии среди колошей способствовала проведенная им кампания по вакцинации местного населения во время эпидемии оспы.

К 1838 году в русских владениях в Америке было четыре храма, где трудились четыре священника. Забота о расширении и укреплении миссии, необходимость издания духовной литературы на местных языках побудили отца Иоанна Вениаминова отправиться в Петербург, чтобы представить Святейшему Правительствующему Синоду "Обозрение Православной Церкви в Российской Америке".

15 декабря 1840 года в Казанском соборе в Санкт-Петербурге состоялась его хиротония во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Так было положено начало иерархии Православной Церкви в Америке.

В марте 1859 года на острове Ситка состоялась хиротония архимандрита Петра (Екатерининского) во епископа Новоархангельского, который стал главным помощником святителя Иннокентия в деле окормления православной паствы в Русской Америке.

В 1867 году, как известно, Аляска и прилегающие к ней острова перешли к Соединенным Штатам. При этом святитель Иннокентий, в то время уже архиепископ Благовещенский, смог добиться от Российского правительства, чтобы в договоре о продаже этой территории были специально оговорены права Русской Православной Церкви - как собственника храмовых построек и соответствующих земельных участков. Также данным договором за Православной Церковью сохранялась свобода проповеди.

В 1870 году в США была образована самостоятельная епархия Русской Православной Церкви, и хотя ее центром стал город Сан-Франциско, она по-прежнему называлась "Алеутская и Аляскинская" (с 1900 года - Алеутская и Североамериканская).

Особое внимание уделял Православной Церкви в бывших русских владениях в Америке святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, бывший в 1898-1907 годах епископом, а затем архиепископом Алеутским и Североамериканским. В 1905 году он перенес епархиальный центр в Нью-Йорк, одновременно учредив на Аляске отдельное викариатство.

С тех пор епископское служение на земле Аляски и Алеутских островов почти не прерывалось.

Нас воодушевляет, что в настоящее время Аляскинская епархия Православной Церкви в Америке насчитывает 86 храмов. Имеется Духовная семинария и монашеская община. Мы верим, что по молитвам святых Америки, подвизавшихся на этой земле, Православие на Аляске и Алеутах будет и далее укрепляться.

К сожалению, судьба духовного наследия святителя Иннокентия и других достославных русских миссионеров на российском Дальнем Востоке и в Восточной Сибири не сложилась столь же благоприятно. Семь десятилетий тоталитарного режима, в основе идеологии которого лежало безбожие, самым трагическим образом сказались на церковной жизни в этом обширнейшем регионе, где в течение многих лет на тысячи километров не сохранилось ни одного православного храма. Однако благодатные семена, посеянные там в прошлом столетии, окончательно не заглохли. После второй мировой войны удалось возродить небольшой очаг Православия в Якутии. Были вновь открыты некоторые храмы в Приамурье, Хабаровском и Приморском краях. А десять лет назад, благодаря энтузиазму и стойкости верующих, была восстановлена православная община в Петропавловске-Камчатском, бывшем кафедральном городе святителя Иннокентия.

Сейчас наша Церковь прилагает все усилия для возрождения полнокровной церковной жизни в этом огромном регионе нашей страны. Восстановлены епископские кафедры в Хабаровске, Владивостоке, Якутске и на Камчатке. Открыты архиерейские кафедры в Магадане и на Сахалине. Конечно, на этом пути имеется немало трудностей: не хватает священнослужителей, недостаточно средств на храмостроительство и организацию духовного просвещения. Но мы верим, что с Божией помощью великое дело святителя Иннокентия принесет свои обильные и добрые плоды как на американской, так и на российской земле.

Американская культура, весь дух американской нации складывались из того культурного и духовного многообразия, которое на протяжении ряда столетий образовывалось здесь переселенцами из Европы и Африки, Восточной Азии и Ближнего Востока. Есть в этой мозаике и немалый русский вклад.

С тех пор прошло много времени, и Аляска уже совсем не та, что 130 лет назад. Но по-прежнему горит здесь православная лампада и совершается православная молитва.

Да благословит Всемилостивый Господь труды всех здесь подвизающихся на ниве Божией, да возрастает от силы в силу Святая Православная вера на сих северных просторах Соединенных Штатов Америки!