Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из слова в Прощеное воскресенье в Богоявленском патриаршем соборе

28 февраля 1993 года

Мы с вами, дорогие братья и сестры, на пороге Великого поста. Это время особое, когда каждому из нас нужно оглянуться на пройденный им жизненный путь, проверить себя в свете заповедей Христовых и, осознав свои грехи, принести покаяние. Ведь не случайно в молитве преподобного Ефрема Сирина есть такие слова: "Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения".

Мы просим Господа помочь нам увидеть наши грехи, увидеть для того, чтобы осознать их и покаяться.

Святая Церковь в течение нескольких недель готовила нас к достойному вступлению на поприще Великого поста. Евангельскими чтениями этих недель она звала нас к смирению, напоминая евангельскую притчу о мытаре и фарисее. Закончил Господь эту притчу словами: всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 14). И этот мытарь, который молился, не смея поднять очей своих к небу и, бия себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18, 13) - ушел более оправданным, чем фарисей.

В следующую неделю Святая Церковь предлагала нам евангельское чтение о блудном сыне и звала нас, как блудных детей Небесного Отца, вернуться в дом Отчий с теми словами, с которыми пришел к своему отцу блудный сын: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим (Лк. 15, 21).

Еще через неделю Святая Церковь в евангельском чтении напоминала нам слова Спасителя о Страшном Суде: алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Мф. 25, 42-43). Господь спрашивает с нас добрые дела - дела христианской жизни. Это то сокровище, о котором говорилось в сегодняшнем евангельском чтении: сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 20-21).

Добрые дела от нас никто не отнимет, все же остальное, чему мы часто чрезмерно уделяем внимание, есть преходящее, временное, и ничего этого мы не возьмем с собой в вечность.

Вступая в Великий пост, Святая Церковь зовет нас примириться друг с другом, простить обиды, огорчения, которые нанесли нам наши ближние, и, в свою очередь, попросить прощения у тех, кого мы делом, словом, мыслью обидели, огорчили. В сегодняшнем утреннем евангельском чтении Господь ясно говорит: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15). Это условие повторяется и в Молитве Господней: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6, 12). Обещая Господу простить своим ближним обиды и огорчения, мы просим, чтобы Господь простил нам наши собственные согрешения.

Необходимо осознать, что время поста дается для нашего духовного пробуждения, для того, чтобы душа сняла с себя ту тяжесть греховную, которую ежечасно, каждый день мы умножаем своими грехами. От того, как пройдем мы спасительное поприще Великого поста, будет зависеть и та особая радость духовная, которую переживает сердце христианина в светлую пасхальную ночь.

Время, в которое мы живем, неспокойное, многие люди потеряли душевный мир, терпимость друг к другу. Умножились озлобленность, нетерпимость, вражда. Многим приходится переносить жизненные трудности. Но, перенося трудности, нужно помогать друг другу. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2). А помогая друг другу, мы будем украшаться добрыми делами и созидать то сокровище, которое с нами пойдет за порог вечности. Никто не знает, сколько Господь даст каждому из нас прожить на земле. Жизнь человека в руках Божиих. Для кого-то, вероятно, этот Великий пост будет последним, кто-то, быть может, не доживет до Светлого Христова Воскресения. Многим Господь даст еще не один Великий пост прожить и не одну Пасху Христову встретить, однако каждый из нас должен быть всегда готовым к завершению жизненного пути.

В наше время, когда многие люди, далекие в прошлом от Церкви и от веры, осознают, что необходимо вернуться к духовным и нравственным ценностям, необходимо вернуться к вере в Бога, каждый из нас примером своей жизни должен призывать людей к вере в Господа: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). О вере должна свидетельствовать наша жизнь. Принося Господу слезное, сердечное покаяние, мы должны принести также плоды покаяния, то есть исправлять греховный путь своей жизни и строить его по заповедям Господним.

И вот сегодня мы должны сделать первый шаг в направлении покаяния, чтобы войти в Великий пост примиренными. Каждый должен вспомнить, кого и чем он обидел и огорчил. И ни к чему, подходя к незнакомым нам людям, формально просить у них прощения. Мы должны просить прощения у тех, кого мы действительно обидели и огорчили, кого осуждали, кому досадили. Тогда с дерзновением сможем мы молиться словами Молитвы Господней: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. В течение Великого поста мы должны просить прощения у Господа и за свои грехи, и за грехи народа нашего, в прошлом отступившего от Бога и разрушавшего святыни.

Прошу и меня простить, если я не всегда откликался на нужды, скорби, печали, с которыми архипастыри, пастыри и благочестивые верующие приходили ко мне, не всегда мы, может быть, согрели приходящих теплотою сердца в минуту их жизненных испытаний и трудностей. Простите, если я вольно или невольно обидел или огорчил кого-нибудь в моем нелегком, многотрудном патриаршем служении. Простите.