Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Послание архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с началом спасительных дней Великого поста

28 февраля 1993 года

Возлюбленные во Христе Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Ныне наступает время покаяния. Наступают по-особому любимые всяким православным христианином великопостные дни, когда Святая Церковь зовет нас к воздержанию, к трезвению, к деланию добра, к сугубой молитве, к размышлению о самих себе, к плачу о грехах наших.

Именно сейчас, когда вступаем мы в Великий пост, с особой силой отзываются в наших сердцах слова Господа: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15); покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

Недавно, в дни празднования шестисотлетнего юбилея блаженной кончины Преподобного Сергия Радонежского, Церковь призвала к всенародному покаянию, которое люди должны принести после долгих лет богоотступничества.

Сегодня же я обращаюсь к вам, наипаче думая о тех, кто недавно пришел в ограду Матери-Церкви и кому надобно во всей полноте познать ее учение и традиции.

Господь близко (Флп. 4, 5). Каждый день, каждый час жизни нашей мы должны быть готовы встретить Его, чтобы дать отчет о содеянном. Вот почему сегодня нам надобно отвергнуть всякий грех, всякую неправду, всякий компромисс с собственной совестью.

Спаситель наш желает, чтобы мы были нравственно совершенны (Мф. 5, 48). Но никакими усилиями, никакими подвигами своими не может человек достичь совершенства без Бога. Наши грехи превыше наших добродетелей, и спасение собственными силами нам невозможно (Мф. 19, 26). Нам, но не Богу нашему, Который Своей милостью прощает множество наших грехов и делает нас способными к праведной и святой жизни, к вхождению в Его вечное Царство. Каждому из нас есть, в чем каяться перед Господом.

На нас - множество личных грехов - ежедневных, ежечасных, совершенных делом, словом и помышлением, волею и неволею, разумом и неразумием. Мы виновны в небрежении о родной нашей Православной Церкви, в забвении молитвы и благочестия, в нерадении о духовном просвещении нашего народа, о спасении ближних наших. Мы пребываем в духовном расслаблении в тот самый час, когда нашего слова и дела ждут миллионы духовно мятущихся людей.

Мы каемся за тех из нас, кто недостаточно твердо стоял за веру в годы гонений, проявлял малодушие и даже, не дай Бог, потворствовал гонителям, попиравшим Церковь Божию, приносившим тяжкие страдания и смерть христианам. Сегодня, когда вокруг нас разлилось море страдания, мы виноваты перед каждым страждущим в том, что не всегда согревали его теплом нашего сердца, не всегда жертвовали собой ради его блага.

Народ наш, некогда благочестивый и верный Господу, потерял способность различать духов, утратил нравственные ориентиры. Леность и греховная гордыня, увлечение безнравственными зрелищами и культом насилия, аморальный климат в политике и экономике поработили многих из нас. Подвергается разрушению семья - основа многовекового уклада народной жизни, основа его благоденствия, через которую передавались от поколения к поколению дух благочестия и нравственное начало.

В спорах о будущем государств, в которых мы живем, в поисках путей управления ими многие из нас ожесточились, потеряли терпимость, стали унижать и оскорблять друг друга, упиваясь собственной мнимой правотой. Мы допустили, что во многих местах, где еще недавно царили мир и согласие, ныне льется кровь. Народы восстают на народы, государства - на государства. Все больше и больше людей становятся на путь разбоя, грабежа и прочих преступлений.

Забота о хлебе насущном превратилась у нас в стяжание богатства любыми средствами и любой ценой. Люди, страждущие от нищеты и лишений, вопиют о помощи, а те, кто мог бы поделиться куском хлеба, лишь усугубляют их страдания.

Любой человек грешен перед лицом Божиим. Но больше всего вины лежит на нас, собратья мои - архипастыри и пастыри. Мы должны будем на Страшном Суде ответить за паству свою. И мы несем на себе бремя ее грехов, бремя осуждения за то, что не всегда были добрым примером для подражания, не всегда достойно научали пасомых наших.

С плачем о грехах наших, с надеждой на милость Божию возопиим к Нему: "Прости нас, Милосердный Господи!"

Чистосердечно простим и мы всем, кто делом, словом или помышлением согрешил перед нами. И да помилует их милосердный Господь!

Будем молиться о смягчении ожесточившихся сердец, о тех, кто хулит Святую Церковь нашу и возводит хулу на ее архипастырей, пастырей и верных чад, самоотверженным подвигом которых, с помощью Божией, Церковь совершала свое свидетельство и служение в трагические для нее послереволюционные десятилетия.

Горе тому из нас, кто, войдя в Церковь через Святое Крещение, отречется от Матери-Церкви, не понесет ее Креста, не приложит своих усилий к тому, чтобы исправлять ошибки, ослаблять неправду других членов Церкви. Уход от Церкви неизбежно превращается в измену Христу, хотя бы мы в сердце своем и сохранили веру в Него. Надо иметь мужество нести Крест Церкви...

Всей Церковью нашей, всем народом нашим будем просить Бога о прощении. Будем каяться перед Ним, открывая грехи свои нашим духовникам, как заповедует это делать Святая Церковь.

Будем помнить, что истинное покаяние совершается не перед лицом людской толпы, не напоказ, не ради того, чтобы показаться людям постящимися и кающимися, ибо так делали осужденные Христом фарисеи.

Истинное покаяние - это не только признание своего греха. Это и твердая вера в то, что все грехи, о которых мы искренне сожалеем и к которым не желаем возвращаться, Господь нам прощает. И одновременно покаяние - это начало новой жизни.

Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа (Деян. 3, 19-20).

В день Сыропустной Недели - Прощеного воскресенья я обращаюсь к каждому из вас, возлюбленные о Господе Владыки, отцы, братья и сестры, со слезной просьбой простить меня за все, чем многократно согрешил перед вами.

Господь, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит и помилует всех вас.

Прошу ваших святых молитв обо мне, недостойном, о том, чтобы Господь укрепил меня в настоящем поприще поста и в возложенном на меня многотрудном служении Его Святой Церкви. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. (Рим. 16, 24).