Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Слово в Свято-Николаевском соборе в Вене в праздник Всех святых

22 июня 1997 года

Возлюбленные о Господе собратья архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры!

В нынешний воскресный день, когда Святая Православная Церковь в первую неделю по Пятидесятнице прославляет Всех святых, мне особенно дорого молитвенное общение со всеми вами, собравшимися в этом замечательном храме Святителя Николая, в котором уже почти сто лет совершается православное богослужение на Австрийской земле.

В богослужебном круге Православной Церкви день памяти Всех святых не случайно приходится на первую Неделю по Пятидесятнице. Если праздник Святой Троицы есть праздник рождения Церкви Божией, то день Всех святых - это ответ человечества на неизреченные дары Духа Святого. Господь наш Иисус Христос Своей смертью и Воскресением избавил нас от работы диаволу, даровал надежду вечной жизни. Дух Святой после славного Своего сошествия в мир явил благодатную печать на верных чадах Христовой Церкви, и в ответ на все благодеяния Божии благодарное творение приносит Господу сияние святости как сыновнее служение Отцу Небесному.

В этот день особенно переживается таинственное единство Церкви как Тела Христова, удостоверяемое трудами и подвигами святых апостолов, кровью мучеников и исповедников Христовой веры, преподобных подвижников благочестия, учителей и святителей, монашествующих и мирян. И сегодняшняя Божественная Евхаристия в этом святом храме таинственным образом вводит нас в общение со святыми в единой вере, едином уповании, в едином Духе Божием.

Русская православная община Свято-Николаевского собора в Вене незримыми нитями связана с историческими судьбами России. Возникший вскоре после установления дипломатических отношений между Россией и Австрией в 1750 году при посольстве России православный приход в Вене проходил трудный, подчас трагический путь. На жизнь этого прихода самым непосредственным образом влияли все сложные политические изменения, будь то Русско-турецкая или Первая мировая война, революционные события в России или фашистская оккупация Австрии.

Построенный в 1893 году на средства Российского Правительства и лично Императора Александра III для нужд русских православных верующих, проживавших в Вене, Свято-Николаевский храм, находившийся на территории российского посольства, с началом Первой мировой войны и последующими революционными событиями в России был закрыт, превращен в склад, и богослужения в нем не совершались на протяжении почти тридцати лет. Таким образом, этот храм весь период атеистических гонений в России разделял судьбу тысяч закрытых, порушенных и оскверненных храмов в Отечестве нашем, являя собой сопричастность трагической судьбе Русской Православной Церкви.

Однако, несмотря ни на что, венский приход не переставал жить, молиться, служить Богу. В 1920-е годы ряды прихожан пополнил поток эмигрантов из России. Стараниями главного попечителя и старосты прихода князя Николая Сергеевича Трубецкого православные русские люди, сохранившие верность Матери-Церкви, получили возможность молиться в храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, устроенном в одном из просторных залов венского Северо-западного вокзала. Во время Второй мировой войны и этот храм был закрыт оккупационными войсками, а князь Трубецкой скончался после продолжительных допросов в гестапо.

По окончании войны в храме Святителя Николая в Вене возобновились богослужения. Много славных пастырей потрудились в вашем храме, и мы молитвенно поминаем их труды и подвиги. Особенно хочется почтить благодарной памятью настоятеля вашего храма, архимандрита Порфирия (Успенского), впоследствии славного начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, 150-летие основания которой мы празднуем в этом году.

Я напоминаю вам обо всем этом, чтобы еще раз подчеркнуть духовную связь венского прихода с горькими и радостными событиями в жизни Русской Православной Церкви и всего нашего народа. Никакие трудности и трагические события не могут заглушить в живом церковном организме проявление Духа, действенной любви, горячей молитвы. И хочется воскликнуть словами апостола Павла: кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение... или опасность... Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (Рим. 8, 35, 37).