Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Слово при освящении храма Рождества Христова Новоиерусалимского монастыря

6 декабря 1997 года

Сегодня мы совершили освящение храма Рождества Христова - трапезного зимнего храма Новоиерусалимского монастыря. Мы совершили также рукоположение двух насельников обители. С этого момента начинается восполнение братии обители, и мы надеемся, что эта святыня, которая привлекала в прошлом множество православных верующих людей, будет и впредь привлекать их, они будут совершать паломничество сюда, особенно те, кто не имеет возможности посетить Святую Землю, Святой Град Иерусалим.

Святейший Патриарх Никон, основывая этот монастырь, ставил задачу здесь, на Русской земле, создать места, связанные с земным подвигом и Искупительной Жертвой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Храм Воскресения Христова Новоиерусалимского монастыря был подобием храма Гроба Господня в Иерусалиме, посреди него была кувуклия - изображение Живоносного Гроба Спасителя.

Возрождаются святыни нашей земли! Несмотря на все трудности, с которыми мы сегодня сталкиваемся, возрождаются порушенные обители, храмы, святыни... И мы благодарны Господу за то, что Он дает нам эту милость - быть очевидцами, свидетелями духовного возрождения нашего народа и возрождения наших святынь. Дай Бог, чтобы тропа народная снова была проложена к этому святому месту, к Новому Иерусалиму на Русской земле, чтобы люди приходили сюда, совершая свое паломничество, вспоминали Искупительную Жертву Господа и Спасителя нашего, Его тридневное Воскресение и Крестными Страданиями искупление всего рода человеческого.

Постепенно возвращаются обители здания, которые еще недавно занимал Новоиерусалимский музей, я думаю, что скоро в полной мере будет возрождена здесь монашеская жизнь и поток паломников снова потечет к святыням Новоиерусалимского монастыря.

Не все сегодня могут посетить Живоносный Гроб Господень в Иерусалиме и поклониться ему, а здесь, на нашей Московской земле, мы имеем подобие Гроба Господня и других святынь Палестины, которые были созданы в XVII веке для того, чтобы дать возможность всем слоям русского общества поклониться местам, которые святы для христиан.