Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Письмо главному редактору журнала "Закон и право" Н. Д. Эриашвили

февраль 1998 года

Уважаемый Нодари Дарчоевич!

Вопрос, который Вы попросили разъяснить читателям журнала, весьма важен, ибо затрагивает существо православной веры, тонкую сферу отношений человека с Богом.

В современной России, где многие пока не имеют достаточного православного образования и воспитания, претензии псевдопрорицателей и лжецелителей на близость к православной традиции представляют немалую опасность. Само упоминание о Боге, о Церкви в саморекламе манипуляторов человеческими душами порождает множество заблуждений. В результате таких фальсификаций человек, доверяющий Православию, может легко попасть в сети лжеучителей. Должен совершенно ясно сказать: не имеющие профессионального удостоверения "целители" и тем более любые "прорицатели" не имеют одобрения Православной Церкви.

Да, христианин не должен отвергать врачебную помощь, в том числе оказываемую методами, не типичными для современной медицины,- вспомним, что многие святые и Сам Господь Иисус Христос исцеляли не медикаментами или скальпелем, но словом и духовной силой. В Священном Писании читаем: Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими (Сир. 38, 4). Но, как правило, современные "нестандартные целители" вторгаются в тело и душу человека, не зная, какой силой действуют, а подчас даже прямо служа врагу рода человеческого - диаволу. Кощунственно упоминая имя Божие, злоупотребляя крестами и иконами, эти люди творят дела, глубоко противные христианской вере,- призывают неведомых духов, занимаются колдовством, настраивают друг против друга родственников и знакомых. Влияние таких "лекарей" на человеческую жизнь обычно бывает разрушительным: даже облегчая на время какую-либо болезнь, они наносят непоправимый вред всему телесному и душевному существу человека. Мне приходилось встречать немало людей, совершенно больных физически и психически, но утверждающих, что исцелены "магами". "колдунами" и "экстрасенсами".

Конечно, бывают случаи, когда Бог дает человеку талант лечения недугов плоти новыми способами, а современная ему признанная обществом медицина не признает эти методы полезными. Ну что же, испытанием истинного таланта является долг доказательства. Но - честными путями. Православная Церковь принципиально отвергает астрологию, гадание и другие подобные лжепророчества. Независимо от того, сбываются ли случайные или сделанные на основе знания реальных биографических фактов и закономерностей предсказания или нет, они несут в себе опасность сковывания человеческой воли, направления ее не по пути свободного и осознанного выбора, а в сторону покорности "судьбе".

Само понятие "судьба" не укоренено в православном богословии. Жизнь человека не предопределена - Господь не ограничивает воли личности, которая сама выбирает направления своего жизненного пути. Рассуждения же о том, что мы совершаем добрые или злые поступки только потому, что повинуемся звездам или родились в определенный день,- подавляют в нас свободу выбора, делают рабами предсказаний, отвращают от нравственного совершенствования. Любой грех можно оправдать гороскопами, а неделание добра - результатами гаданий. К сожалению, мода на такой способ морального самооправдания отнюдь не нова. Святитель Василий Великий, учитель Церкви IV века, обличал тех, кто ищет в небесных светилах указания "о жребиях жизни". Святой писал: "Если начала поступков порочных и добродетельных не от нас зависят, но необходимы вследствие рождения, то напрасно есть законодатели, определяющие, что нам делать и чего убегать, напрасно есть и судии, награждающие добродетель и наказывающие порок. Ни вор, ни убийца не повинен в преступлении..."

Когда очередной лжепредсказатель ссылается на способность многих святых подвижников духовным взором предвидеть грядущее, он обычно забывает, что их пророчества не ограничивали человеческой воли и вообще обычно не указывали на однозначное развитие событий, оставляя возможность для многообразного действия Божеского и человеческого. Предсказания же времени конца света вообще не свойственны Церкви, ведь Господь сказал: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7).

Всем, кто ищет духовного здравия, кто желает с надеждой смотреть в будущее, не прекращающееся и за гробом,- посоветовал бы прийти в истинную Православную Церковь, где каждый может получить врачевство душевных ран, часто бывающих причинами телесных болезней. В Церкви Христовой человеку открывается богатство Божией благодати. И познавший ее уже не нуждается в "помощи" сомнительных или откровенно бесовских сил, в гаданиях и магии или в беспокойном исследовании "судьбы". Ибо, по слову Спасителя, подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее (Мф. 13, 45-46).