Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Ответы на вопросы университета штата Северная Каролина

1991 год

Прежде всего должен сказать, что на все вопросы я смотрю как христианин, как Патриарх, несущий ответственность за судьбы многомиллионной и многонациональной Церкви. Поэтому во всех событиях, происходящих в нашей стране, я пытаюсь понять их духовно-нравственный смысл. У меня нет политической программы, с которой я мог бы сверять те или иные происходящие политические события и в соответствии с этим давать им оценку.

Евангелие - самая простая и самая главная книга человечества - является для меня той вехой, которую я стараюсь не упустить из виду в своих суждениях и действиях.

И, соответственно, политические события и изменения в политической жизни страны для меня важны в их человеческом измерении: помогают ли они людям жить по-евангельски или дезориентируют людей, затрудняя им путь обретения Христа.

Исходя из этой точки зрения, развитие политических событий в СССР с мая 1989 года однозначно назвать позитивным нельзя. Растет озлобленность в людях, конфронтация и идеологизация нашей жизни. Экономические сложности пришли уже в каждую семью. Национальная нетерпимость и политическая зашоренность дегуманизируют нашу жизнь. Человек вновь, кажется, теряет из виду человека, ибо многие националистические и политические движения предлагают людям видеть в инакомыслящих носителей какой-то опасности. И тогда ближний уже перестает восприниматься как человек, и с ним можно поступать бесчеловечно.

И потому главной политической проблемой сегодня и в ближайший год мне представляется проблема доверия. Будет ли народ доверять правительству? Будут ли люди доверять своим соседям? Будут ли они просто доверять своей стране, верить в способность жить вместе, сообща, не отгораживаясь и не защищаясь друг от друга?

Чтобы появилось это доверие, открытость к людям, надо уметь понять, как они, другие, чем я, видят мир и проблемы, вызвавшие несогласия. Такое понимание другого возможно, лишь если я трезво дам себе отчет о степени обоснованности и необходимости моих собственных требований и потребностей. Значит, люди должны научиться мыслить в определенной иерархии ценностей, познав, что подлинно потребно человеку, что лишь желательно, а что, может быть, и неполезно. Ведь ни один лозунг, ни одна политическая идея не стоят человеческой жизни.

Я думаю, что сегодня совершают грех перед страной те политики, которые не видят такой иерархии ценностей и ратуют за достижение предлагаемых ими целей - путь даже и благих - любой ценой. Грех совершают те, кто сегодня, когда материально-экономические невзгоды грозят столкнуть нас в пропасть и вызвать социальный взрыв, продолжают утверждать материальное изобилие по образцу западных стран как желанную и близкодостижимую цель. По моему убеждению, сегодня каждый человек и общество в целом должны определить свои приоритетные цели и, отстаивая их, трезво понимать, что ряд других задач останутся нерешенными по крайней мере в ближайшее время.

Среди этих приоритетов на первом месте, несомненно, право на жизнь. Не внешняя угроза сегодня подвергает опасности жизнь наших современников. Сама социальная ткань нашей жизни расползается - рвутся нити экономических, производственных взаимосвязей. Всерьез обсуждается угроза того, что крупные города останутся без тепла и продовольствия, а сельские районы - без топлива. Поэтому меры правительства и общества по поддержанию минимума социально-экономического порядка оправданы, даже если они временно ограничат реализацию некоторых других общественных прав.

Второе приоритетное право - право на духовность; право на то, чтобы жить не просто в качестве органической единицы, а в качестве именно человека. И здесь уже не правительство, а каждый человек должен решить для себя, в чем он видит смысл своей жизни, и в соответствии с этим взвесить свои жизненные предпочтения и свои социально-значимые действия.

Подлинное время покаяния для нашего общества не позади - оно впереди. Призывы Церкви и людей с обостренным совестным чувством были мало кем услышаны. Во всех бедах истории и сегодняшнего дня большинство и ныне предпочитает винить кого угодно, не замечая своей собственной вины (не политической, а религиозной)... Английский писатель К. С. Льюис заметил, что, если люди не слышат тихого шепота Божественной любви, Бог обращается к ним через требования их совести уже в полный голос и, наконец, кричит им через рупор страданий.

Бог любит Россию. И потому ждет от нее взаимности. И если наш народ не найдет Бога, он не сможет найти ни покоя, ни счастья, ни благополучия. Ищите прежде Царствия Божия, и остальное приложится вам.

У Церкви нет своей политической программы. Наша единственная и неизменная позиция - быть везде с нашим народом и во всех обстояниях человеческой жизни показывать людям ту дорогу, которая ведет их сердце ко Христу. И твердо мы знаем, что, аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии (Пс. 126, 1).

Мы желаем блага нашему народу, стране и молитвою, делами миротворчества и милосердия стараемся облегчить его путь. Дай Бог, чтобы меньше невзгод и потерь было на этом пути.