Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Выступление в Европейском отделении Организации Объединенных Наций

3 июля 1995 года

Ваше Превосходительство, многоуважаемый Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций господин Бутрос Бутрос-Гали!

Ваше Превосходительство, многоуважаемый Генеральный директор Европейского отделения Организаций Объединенных Наций господин Владимир Федорович Петровский!

Многоуважаемые дамы и господа!

Прошу принять мои самые сердечные поздравления с 50-летием образования Организации Объединенных Наций.

Я благодарен за возможность выступить сегодня перед вами и рассказать вам об общественной деятельности Русской Православной Церкви, Предстоятелем которой я являюсь, и о проблемах, волнующих мою многомиллионную паству, живущую в России, других странах СНГ, Балтии и мира.

Прежде всего я хочу сказать, что наша Церковь глубоко уважает ту роль, которую сыграла и продолжает играть Организация Объединенных Наций в установлении мира на нашей планете, в разрешении проблем, встающих как перед отдельными странами или между ними, так и перед всем международным сообществом. Именно с деятельностью ООН многие связывают ослабление международной напряженности, преодоление "холодной войны" и отчуждения между странами Востока и Запада. Миротворческие усилия ООН исключительно важны и сегодня, особенно в тех регионах мира, где развертываются кровопролитные конфликты. Особым вниманием христианского сообщества пользуется деятельность ООН по нахождению путей к справедливому мироустройству, исправляющему искажения в экономическом и социальном развитии стран Севера и Юга, Востока и Запада. Залогом того служит активное участие в деятельности ООН подавляющего большинства государств мира, что дает возможность авторитетного представления на международной арене интересов практически всех жителей нашей планеты.

Господь судил Русской Православной Церкви совершать свое служение в сложнейший период, когда бурные перемены в жизни государств и обществ привели к распаду традиционных связей между народами, к экономической и социальной напряженности и, самое страшное, к обострению вражды, приведшей к кровопролитным межнациональным, межгосударственным и внутриполитическим конфликтам.

В это судьбоносное время Церковь по-прежнему стремится к активной миротворческой деятельности, обращая к людям призыв к согласию: уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним (Пс. 33, 15). Наша Церковь приложила усилия к умиротворению практически всех конфликтов, разгоревшихся на постсоветском пространстве. Так было и в случае с армяно-азербайджанским противостоянием, когда религиозные лидеры двух этих наций встречались в Москве при посредничестве нашей Церкви; так было и во время брани в Молдавии, когда я как Патриарх русских, молдаван и чад других народов, вовлеченных в братоубийство, многократно обращался к ним с призывом сложить оружие; так было в дни внутрироссийского политического кризиса в 1993 году, когда противостоящие стороны избрали мой дом в Свято-Даниловом монастыре для переговоров, проходивших при церковном посредничестве. Сегодня наша Церковь молится и трудится ради установления мира в Чечне. В своих заявлениях я многократно указывал, что возникшее противостояние, как бы ни было оно опасно для целостности России и для сохранения законного порядка, должно преодолеваться исключительно мирными средствами. Не так давно Церковь наша явилась одним из инициаторов мирной конференции по проблемам Кавказа, на которой были представители ветвей российской власти и различных слоев чеченского общества, правозащитники, наши исламские братья. Конференция разработала вполне жизнеспособный мирный план. К сожалению, пока осуществить этот план не удается, ибо демилитаризация как непременное условие проведения свободных выборов в Чечне понимается сторонами по-разному. Так или иначе, наши миротворческие усилия по разрешению этих и других конфликтов будут продолжаться, и я свидетельствую о нашем желании теснейшим образом взаимодействовать в данной области с Организацией Объединенных Наций.

Вот уже длительное время вызывает нашу глубокую тревогу непрекращающаяся братоубийственная рознь на территории бывшей Югославии, где живет традиционно близкий нам по вере и культуре сербский народ. Мы скорбим о многочисленных жертвах этого до сих пор не прекращающегося конфликта и желаем мира всем: сербам и хорватам, христианам и мусульманам, будучи уверены, что только мирное и справедливое решение всех споров и разногласий между этими народами сможет прекратить кровопролитие и принести долгожданный мир на эту многострадальную землю.

Мы убеждены, что все стороны конфликта имеют равные права на устройство собственной государственности в соответствии со своими законными чаяниями, на развитие разносторонних отношений с другими странами. Необходимо преодолеть предвзятое отношение к сторонам балканского конфликта, навязываемое общественности в виде утверждений о большей виновности одной из сторон в начале вооруженного противостояния. Подлинная причина конфликта видится нам не столько в действиях какого-либо из его участников, сколько в несправедливостях, заложенных в жизнь югославского общества в ходе истории и в годы недавнего тоталитаризма, в игре политических сил, заинтересованных в конфликте.

Глубокую озабоченность нашей Церкви вызывает состояние прав человека на всем пространстве бывшего СССР. Среди многих проблем, которые существуют в этой сфере, я должен особо выделить положение 25 миллионов этнических русских, в одночасье оказавшихся иностранцами там, где они прожили многие десятилетия. Становится реальной угроза их вытеснения с мест исторического расселения или привычного проживания, а не соответствующие международным правовым нормам законодательные акты отдельных новых государств ставят их в неравноправное положение. Такого рода проблемы имеют место и на Украине, и в Эстонии, причем дискриминация по религиозному признаку затрагивает не только русских, но и верующих всех национальностей, сохраняющих верность Русской Православной Церкви, в том числе и самих украинцев и эстонцев в их собственных странах.

Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что резко обострился тревожащий миллионы людей национальный вопрос. Ввиду многочисленности этнических русских, которых он затрагивает, его можно было бы назвать "русским вопросом", но то же касается множества украинцев, белорусов и людей других национальностей, оказавшихся за пределами территорий своего этнического происхождения. Пока этот вопрос не решен, в Европе, на территории государств, где накоплено огромное количество оружия и высокотехнологичных промышленных объектов, сохраняется угроза массовых межэтнических конфликтов. Без решения этого вопроса в Европе и во всем мире никогда не будет достигнут прочный справедливый мир.

Помня о тревожащей актуальности национального вопроса, наша Церковь настаивает на исключительно мирных способах его решения, ибо югославский опыт показал, к какой страшной трагедии может привести попытка решать этот вопрос силой. В нашем регионе решать его можно только на путях политической и экономической солидарности стран, ранее входивших в СССР, создания прозрачных границ, дающих свободу передвижения, обеспечения религиозных и других прав всех народов, проживающих на этой территории.

Свидетельствуя перед вами озабоченность Русской Православной Церкви этими проблемами, я прошу Организацию Объединенных Наций как наиболее авторитетный международный форум максимально содействовать уврачеванию страданий людей, чьи права целенаправленно попираются.

Русская Православная Церковь, последовательно выступавшая и выступающая за международный мир, прекращение гонки вооружений и всеобщее разоружение, и в первую очередь ядерное, не могла не обратить со всей встревоженностью внимания на заявление руководства одной из ядерных держав о намерении провести серию испытаний ядерного оружия. Тревога наша в первую очередь вызвана тем, что такое решение может дать повод и правительствам других стран на подобные и иные шаги. Мы, христиане России, именно сейчас особенно ясно ощущающие, как трудно дается прогресс добра и богоданного разума, бдительно относимся к любым политическим решениям, которые, будучи, казалось бы, удаленными от нас, могут негативно отразиться на нынешнем хрупком балансе сил в мировой внутринациональной политике.

Глубоко отрадно, что наша сегодняшняя встреча проходит в год 50-летия Организации Объединенных Наций и что этот год объявлен ООН Годом толерантности.

В сегодняшнем мире, разделенном баррикадами вражды, в мире, где бушует множество кровопролитных конфликтов, крайне важно, чтобы принцип терпимости был исповедуем и на практике осуществляем государствами, этническими, политическими, социальными, культурными и другими человеческими сообществами. Особо хотелось бы сказать о сообществах религиозных: верующие люди, призванные быть глашатаями и творцами мира, сегодня должны делать все, чтобы мир и терпимость установились между самими религиозными общинами. Бесспорно, каждая религия и конфессия стремится сохранить в целостности свою веру и распространить ее среди людей. Однако это не должно мешать конфессиональным общинам уважать убеждения инаковерующих людей и выбор, сделанный личностью в пользу того или иного вероисповедания.

Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12) - эта евангельская заповедь как нельзя лучше характеризует принцип, которым должны руководствоваться в своих взаимоотношениях государства, нации, политические группы, общины верующих. Однако идея толерантности должна неизменно сочетаться с верностью нравственным принципам, заложенным Господом в природу человека и искони содержащимся в жизни и культуре народов мира. Только взаимная терпимость, укорененная в богоданном духовно-нравственном идеале, поможет человеку преодолеть нынешний моральный кризис, победить вражду и разделения, терзающие мир. Именно на таком подходе основана готовность нашей Церкви поддерживать процесс созидания толерантности на нашей планете.

Достоуважаемые дамы и господа! Господь да дарует международному сообществу успехи в созидании и сохранении мира, установлении добрых и дружественных отношений между всеми народами планеты, в достижении ими благоденствия и процветания! Да поможет Он и всем вам в ваших благородных трудах!

Благодарю за внимание.