Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Деяние о канонизации Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших

Иеросхимонаха Льва (Наголкина) (1768-1841)
Иеросхимонаха Макария (Иванова) (1788-1860)
Схиархимандрита Моисея (Путилова) (1782-1862)
Схиигумена Антония (Путилова) (1795-1865)
Иеросхимонаха Илариона (Пономарева) (1805-1873)
Иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) (1824-1894)
Схиархимандрита Исаакия (Антимонова) (1810-1894)
Иеросхимонаха Иосифа (Литовкина) (1837-1911)
Схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова) (1845-1913)
Иеросхимонаха Анатолия (Потапова) (1855-1922)
Иеросхимонаха Нектария (Тихонова) (1856-1928)
Иеромонаха Никона (Беляева) (1888-1931)
Архимандрита Исаакия (Бобрикова) (1865-1938)

в лике местночтимых святых Оптиной пустыни.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сию благодатную эпоху возрождения Русской Церкви, когда поднимаются из руин тысячи порушенных и оскверненных святынь, когда Православие возвращается к полноте традиционного служения Богу и миру, когда народ обращается к духовным истокам христианства, перед нашим взором вновь предстает уникальный опыт старцев Оптиной пустыни, сочетавших в своей жизни строгую верность православной монашеской традиции и пастырскую открытость миру, глубокую молитву и деятельную любовь, преподобническое житие и исповеднический, мученический подвиг.

В старчестве Оптинских подвижников веры, воплотивших в себе благодатные черты старческого служения древних отцев и преподобных Паисия Величковского и Серафима Саровского, раскрылись и преумножились богатейшие дары духовного делания: дар духовничества и наставления, дар врачевания душ и исцеления, дар прозорливости и пророчества. Все эти дары по-разному присутствовали в служении Оптинских подвижников: духовничество первых старцев, пророчество живших накануне великих испытаний, исповедничество и мученичество в эпоху гонений на Русскую Православную Церковь. Но всегда это было вдохновенное свидетельство о Господе нашем Иисусе Христе - подвигом ли веры и исповедничества (1 Тим. 6, 12-13) или мученической кровью (Откр. 7, 14).

Изучив житие и подвиги Оптинских старцев, подвижников веры, и отметив их праведное житие во исполнение заповедей Христовых и во славу Святой Троицы, духовничество и наставление в вере православной чад церковных, дар прозорливости и пророчества, исповедничество и мученичество, бывшие по молитвам старцев чудотворения, продолжающиеся и поныне, непрекращающееся народное почитание,

мы с благоговением и любовью определяем:

1. Причислить к лику местночтимых святых Оптиной пустыни преподобных: иеросхимонаха Льва (Наголкина), схиархимандрита Моисея (Путилова), иеросхимонаха Макария (Иванова), схиигумена Антония (Путилова), иеросхимонаха Илариона (Пономарева), схиархимандрита Исаакия (Антимонова), иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова), иеросхимонаха Анатолия (Потапова), иеросхимонаха Нектария (Тихонова), иеромонаха Никона (Беляева), исповедника, и архимандрита Исаакия (Бобрикова), священномученика.

2. Честные их останки считать святыми мощами.

3. Установить им общее Соборное празднование 11/24 октября.

4. Службу сим преподобным составить особую, а до времени составления таковой после сего дня прославления их отправлять общую преподобным.

5. Писать Оптинским преподобным иконы для поклонения и чествования согласно правилам Седьмого Вселенского Собора.

6. Составить и напечатать отдельным изданием Оптинский Патерик для наставления и назидания в вере православной чад церковных.

7. О сей благой и благодатной радости прославления Оптинских старцев в Соборе Оптинских святых возвестить пастве Русской Православной Церкви.

Молитвами и предстательством Оптинских святых да дарует Всемилостивый Господь благословение всем, с верою и любовию притекающим к их небесному заступничеству.

Божиею милостию смиренный

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси, Священноархимандрит Свято-Введенской Оптиной пустыни