Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Обращение к пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

16 мая 1991 года

Закончились дни, осиянные пасхальной радостию, но мне хочется передать всем вам, дорогие мои, ту радость, которую Господь даровал нам в предпасхальные дни, когда сподобил меня поклониться Его Живоносному Гробу. Накануне праздника Святой Пасхи посетив Святую Землю, мы поклонились в Вифании месту, где Господь, предваряя Свое Воскресение и уверяя в общем воскресении всех усопших, воздвиг из мертвых четверодневного Лазаря. Мы были там, где Господь сказал Марфе: печешися... о мнозе: едино же есть на потребу (Лк. 10, 41-42). Мы прошли затем, в Вербное воскресенье, с пальмовыми ветвями в руках путь, по которому Господь шел из Вифании в Иерусалим.

Благословен и во веки препрославлен Господь Бог, сподобивший нас вновь увидеть Священный и Богом избранный Град Иерусалим и иные места, где Господь служил нашему спасению и которые ныне, подобно евангелистам, благовествуют нам о днях земного подвига Спасителя!

В Великий Понедельник мы совершили Божественную литургию на Голгофе. Там, где Сам Господь в скорбную минуту Своих Крестных страданий возопил: Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил? - мы молились о том, чтобы Распятый ради нас Спаситель не оставил Русь, наш народ Своею милостию и всеисцеляющей любовью.

Наша Святая Церковь только сошла со своей исторической Голгофы. Семьдесят лет поруганий, унижений, гонений и мук - вот та "Via Dolorosa", тот "путь скорби", который пришлось пройти нам.

И не можем мы не чувствовать, что во мгле грядущих исторических дорог нам, может быть, уготованы еще многие испытания. Ибо радости возрождения церковной жизни на Руси не в силах заслонить от наших очей того, что наполняется печалями чаша скорбей, которая подносится в эти трудные дни всему нашему народу, нашей Родине.

Особый крест ложится на Патриарха. Сугубо тяжек он во дни всенародных испытаний. Где же взять силы, чтобы, следуя Божией Правде, давать каждому то, что требуется и для его духовной пользы, и для пользы Отечества? Лишь укрепившись неиссякающей благодатью и милостью Господней, можем мы служить Церкви и народу Божию.

Потому и почел я необходимым в поисках духовного укрепления прежде всего поклониться от нашей Российской Голгофы - Голгофе Господней, пройти по местам Его скорби и Его славы, Его смерти и Его Воскресения.

Наша поездка была паломничеством, главной целью которого было припасть ко Гробу Господню.

Среди иных целей посещения Святой Земли было обсуждение обстоятельств, связанных с возобновлением паломничества из нашей страны.

Государство Израиль перестало быть закрытой страной для паломников из нашей страны, и наша поездка открывает дорогу регулярным паломничествам.

Первоначально такие паломнические группы будут небольшими. Но когда, как мы надеемся, восстановятся экономические основы нашей церковной миссии в Святой Земле и произойдет оздоровление хозяйственной жизни всей нашей страны, такие паломничества будут доступны для многих чад нашей Церкви. Мы желали бы, чтобы в каждом нашем приходе появились люди, своими глазами видевшие святыни Иерусалима и могущие свидетельствовать о сохранившихся памятниках нашей священной истории. Но сейчас, пока паломничество к святым местам Палестины для нас еще труднодоступно, мы призываем вас, дорогие, не забывать о духовном подвиге паломничества и подвизаться им на нашей Русской земле. Святыни Палестины были дарованы людям Богом. Они появились от Божия прикосновения к земле. Святыни же нашей земли обязаны своим происхождением духовным трудам наших предков. В Палестине Небо коснулось земли. В русских монастырях молитва возносила подвижников в горняя и тем освящала места их подвигов. И потому подвиг паломничества к тем местам, где Божия благодать излилась на землю и ее обитателей, не может быть отделен от подвига молитвы. Возрождать паломничество - значит прежде всего укрепляться и совершенствоваться в молитвенном делании.

Благословляя вас, дорогие братья и сестры, посещать, возрождать и обновлять святые места России, дорогие верующему сердцу, мы прежде всего желаем напомнить вам, что любое христианское паломничество начинается с паломничества внутрь самого себя. Войди в храмину своего сердца, выйди из внешнего рассеяния, всмотрись в своего "сокровенного сердца человека" - и ты почувствуешь в себе ту глубину, за которой таится святое. Об этом пути вовнутрь, в себя, постоянно говорят святые отцы Церкви. "О, если бы я только мог увидеть себя, я бы увидел Тебя, Господи",- восклицает блаженный Августин.

Любое паломничество - это искание встречи со святыней, это поиск соприкосновения с Господом. Лишь только если мы в молитвенном самопонуждении расширим наши сердца,- святыни, к которым мы припадаем, укрепят нас и приобщат к хранимой ими благодати.

В эти дни, предшествующие празднику Святой Троицы, мы ощущаем, как близок к нам Господь, как неизмеримо много Он сделал нас ради человек и нашего ради спасения. Нам остается усвоить то, что дает нам Господь в течение духовного пути, ведущего ко спасению, который нам надлежит пройти нашими усилиями, нашей свободой и нашей верой.

В этом пути нас должны укреплять слова кондака праздника Вознесения Господня: Аз есмь с вами и никтоже на вы.