Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Слово на открытии Международной конференции, посвященной 600-летию преставления преподобного Димитрия Прилуцкого в Спасо-Прилуцком монастыре

13 августа 1992 года

Ваше Высокопреосвященство, уважаемые представители органов власти Вологодской области и Вологды, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Глубоко символично, что юбилейные торжества, посвященные 600-летию со дня блаженной кончины Преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, начинаются именно здесь, на Вологодской земле. Чествуя одного из учеников игумена земли Русской - преподобного Димитрия Прилуцкого, мы вспоминаем школу Преподобного Сергия, положившую начало возрождению русской духовности после долгих веков монголо-татарского пленения.

Почему в России так почитают первого радонежского игумена? Разве мало было в нашей стране святых подвижников, боговдохновенных учителей веры, основавших иноческие обители? За ответом на этот вопрос обратимся к истории.

Русские святцы хранят бесчисленные имена тех, кто потрудился на ниве духовного просвещения земли нашей, кто прославил себя аскетическими подвигами. Однако звезда Преподобного Сергия сияет на небосклоне русской святости особым, ни с чем не сравнимым светом. Именно этот святой стал для многих поколений православных христиан символом духовного единства Руси, символом ее крепости перед лицом испытаний. Именно его молитвами и трудами народ наш, ослабленный иноземными вторжениями и усугублявший свои страдания внутренними раздорами, вновь обрел стремление к единомыслию, к общей работе - ратной и мирной. Именно богопросвещенное сердце радонежского подвижника, стяжавшее дар лицезрения Святой Троицы, исполненной высшей любви и высшего единства, смогло излить дух правды и братолюбия в мир, обуреваемый греховными разделениями.

Кто любит Меня,- сказал Господь Иисус Христос,- тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). Преподобный Сергий, от юности Христа возлюбивший и явившийся примером исполнения Его Заповедей, воистину стал обителью Пресвятой Троицы. Велика заслуга Преподобного Сергия в укреплении духовной силы нашего народа перед лицом внешнего неприятеля. Но еще более важным его деянием стало служение примирению русских княжеств, противостоявших друг другу в стремлении к власти и порой готовых на союз с иноплеменными поработителями. Во многих случаях пастырское слово Преподобного помогало избежать братоубийственных распрей, останавливало руку, поднятую на единокровный и единоверный народ.

В своих благих начинаниях Преподобный Сергий не был одинок. Жажда духовной перемены, желание жить новой жизнью, устроенной в праведности и мире и радости во Святом Духе (Рим. 14, 17), влекли к святому все новых и новых учеников. Духовно возрастая под благодатным окормлением радонежского игумена, они становились на путь жертвенного служения Богу и ближнему, служения своему народу. Многие из них, покинув Сергиеву обитель, положили начало новым монастырям, ставшим форпостами духовного просвещения по всей Русской земле. Среди подвижников сергиевской школы, чьи имена известны каждому благочестивому русскому человеку,- преподобный Димитрий Прилуцкий, память которого мы ныне празднуем.

Вторая половина XIV века, когда преподобный Димитрий переселился из основанной им обители Святителя Николая на берегу Переяславского озера в Вологодский край, была отмечена государственным и духовным самособиранием Руси. Победив на поле Куликовом грозного неприятеля, русские люди обрели волю к свободе, вновь ощутили себя хозяевами собственной судьбы. И новые иноческие обители, наполненные духом трезвенного подвижничества, стали знамением национальной метанойи (покаяния, изменения. - Прим. ред.), образцами новой Руси: Руси, свободной от порока, от страха человеческого, от лености, от распрей, Руси, устремленной к свету Христову, Руси, получившей в истории наименование Святой.

Не случайна та глубочайшая духовная связь, которая существовала между ревнителями этой новой Руси. Основатель Спасо-Прилуцкой обители не случайно был учеником родоначальника обновленного русского монашества - Преподобного Сергия Радонежского. Не случайно также, что одним из покровителей и благодетелей этого монастыря был святой благоверный великий князь Димитрий Иоаннович Донской, сделавший неоценимо много для единства Русского государства. Не случайно и то, что мы с вами собраны здесь сейчас, в это сложнейшее время, когда все материальные и духовные силы нашего народа вновь нуждаются в собирании для труда на общее благо. Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Эти слова Спасителя нам нужно вспомнить сегодня. Помня, что Господь среди нас, нам следует задуматься: а что мы приносим Ему? Не нужна ли нам и ныне всенародная метанойя, всенародное изменение нашей жизни? Мы, русские православные христиане, много страдали. Мы долго не могли активно влиять на происходящее в стране. Но извиняет ли нас это? Правы ли те из нас, кто объявляет причиной всех бед друг друга или неких таинственных заговорщиков? И можем ли мы снять с себя вину за то, что происходит сегодня с нашим Отечеством?

Ответ прост: нет, не можем. В каждое время, среди каждого народа христиане, по слову апостола, должны быть той малой закваской, что заквашивает все тесто (Гал. 5, 9), то есть той частью общества, что способна преобразить все и вся, устрояя жизнь народную в правде, любви и милосердии. Но являемся ли мы этой закваской?

Почему мы так безучастны к страданиям собственного народа, к его ослеплению многолетним торжеством бездуховности?

Обновление нашей жизни, обновление нашего христианского дерзновения, обновление в сердцах наших нравственной чуткости - вот что необходимо нам сегодня. Мы должны быть первыми, кто помогает страждущим в сложностях нынешнего времени. Мы должны быть самыми активными миротворцами в условиях продолжающихся межнациональных, межконфессиональных, социальных и прочих конфликтов. Мы должны самоотверженно помогать нашему народу на путях возрождения нравственного, культурного, хозяйственного уклада. И самое главное - мы должны стать просветителями.

Позволю себе высказать мысль, что в эпоху Преподобного Сергия не военные победы, не хозяйственные и дипломатические успехи государственных мужей стали главной основой собирания и обновления Руси. Главным было возрождение русского христианского просвещения, происходившее в первую очередь потому, что подвижники благочестия пошли к людям с проповедью Истины Божией, созидая по всей Руси очаги миссионерства и духовной культуры. То же самое должны сделать сегодня и мы - не только священнослужители и монашествующие, но и грамотные благочестивые миряне.

Серьезной проблемой для нашей Церкви стал вызов, брошенный русскому Православию со стороны католических, протестантских и иных миссионеров, проповедующих - и небезуспешно - свои учения в самых отдаленных уголках нашей страны.

Одновременно усилилось влияние людей, именующих себя православными лишь затем, чтобы использовать имя Церкви для прикрытия политических, главным образом националистических, лозунгов, для пропаганды нетерпимости и насилия. Оба эти явления создают реальную угрозу духовной традиции нашего народа. Но мы не можем противостоять этой угрозе путем насилия, путем попрания чьей-либо свободы - иначе мы сами станем частью машины зла. Наш путь - не путь злобы, обвинений и судебных разбирательств. Наше оружие - Истина Христова.

Если каждый из нас будет всеми силами работать во имя проповеди Православия всем живущим в нашей стране, если мы, поднявшись над всеми нашими различиями и амбициями, соберемся в единое воинство Христово, возвещающее Евангелие Царства Божия в любви и истине - никто не сможет поколебать Святой Руси. Если мы будем твердо стоять в благочестии, если откроем двери сердца голосу Духа Святого, говорящего с нами, если будем носить тяготы друг друга (Гал. 6, 2), если будем веровать, что и через нас, немощных, совершится сила Божия, тогда возродится и обновится в нас дух Христов.

Будем же иметь попечение каждый о себе, о своем духовном возрастании и обо всем нашем народе, о нашем Отечестве. И будем всегда иметь пред мысленными очами слова поучения Преподобного Сергия: "Внимайте себе, братие, всех молю, прежде имейте страх Божий, и чистоту душевную, и любовь нелицемерную".