Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Слово на открытии научно-богословской конференции, посвященной 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

15 апреля 1997 года

Возлюбленные о Господе архипастыри и пастыри, дорогие братья и сестры, все высокое собрание!

Мы собрались ныне, чтобы положить начало празднованию 150-летия достойного служения Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и с этой целью провести научно-богословскую конференцию, привлекшую досточтимых представителей церковных и светских научных сфер, вовлеченных в исследование прошлого и настоящего этого уникального места на земле, освященной Евангелием и кровью Господа нашего Иисуса Христа.

Духовная связь Русской Православной Церкви, ее благоговейной паствы со Святым Градом Иерусалимом, со всей Палестиной установилась со времени Крещения Руси. Сохранившиеся письменные свидетельства о паломничестве наших предков в Святую Землю ведут свое начало с XI века. Пешие хождения в Святую Землю давали богатый материал для литературы, с помощью которой духовно назидались и воспитывались многие поколения.

Многовековая традиция паломничества ко Гробу Господню иерархов, клириков, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви духовно сблизила Матерь всех Церквей - Иерусалимскую Церковь с Русской Православной Церковью и возгревала в нашем благочестивом народе особую любовь к этой древнейшей Церкви. В начале XV века на Руси начал утверждаться "Устав Великой Иерусалимской Церкви" - Типикон, который до сего дня лежит в основе богослужебной жизни Русской Церкви.

Особым выражением благоговейного почитания чадами Русской Православной Церкви великих святынь Иерусалима и стремлением дать возможность верующим на родной земле совершать молитвенное поклонение Божественной Голгофе и Живоносному Гробу Господню было основание Святейшим Патриархом Никоном в 1656 году близ Москвы Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря, воссоздавшего образ храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Уже с XVI века Россия начала оказывать Иерусалимской Церкви щедрую материальную помощь и установила с ней прочные и постоянные связи. Россия оказывала в то время и политическую поддержку Иерусалимскому Патриархату, которая намного облегчила его положение и укрепила его возможности в должном исполнении своего священного долга быть хранителем величайших святынь христианского мира и оказывать пастырское попечение всем православным верующим, отовсюду стремящимся в Святую Землю.

Иерусалимская Православная Церковь благодарно отвечала нам своей духовной поддержкой. Вспомним исключительную помощь Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофана в стабилизации положения в Русской Православной Церкви в "печальную годину самозванцев и нашествия ляхов" (1619) или помощь Блаженнейших Патриархов Паисия и Досифея в учреждении в Москве Славяно-греко-латинской академии (1683).

К середине XIX века назрела необходимость создания в Иерусалиме Русской Духовной Миссии. В ее задачу должно было войти представительство Русской Православной Церкви перед Иерусалимским Патриархатом, поддержка Православия на Ближнем Востоке, просветительная и благотворительная деятельность среди местного населения. Для предварительного изучения вопроса в Палестину в 1843 году Святейшим Синодом был направлен известный церковный археолог архимандрит Порфирий (Успенский), у могилы которого в Новоспасском монастыре мы будем с вами молиться о упокоении всех наших соотечественников, потрудившихся в Святой Земле. В феврале 1847 года Императором Николаем I было принято решение учредить в Иерусалиме Русскую Духовную Миссию, и 31 июля 1847 года архимандриту Порфирию (Успенскому) был дан Указ Святейшего Правительствующего Синода о назначении его начальником Миссии, учрежденной в Иерусалиме.

Кроме организации условий пребывания в Святой Земле паломников и всесторонней помощи Иерусалимской Церкви, архимандрит Порфирий огромное значение придавал духовно-просветительной деятельности, способствуя открытию в Палестине греко-арабских школ и приходских училищ. Впоследствии Иерусалимский Патриарх Кирилл поручил архимандриту Порфирию заведовать всеми православными училищами в Палестине. В результате его деятельности при Иерусалимской Патриархии была устроена типография, в которой печатались на арабском языке богослужебные книги, а в Иерусалиме, Лидде, Раммле и Яффе были созданы школы для подготовки пастырей из местного населения. Археологическая деятельность архимандрита Порфирия (Успенского) до сих пор является самым значительным вкладом российской науки в исследование палестинских библейских древностей.

После Крымской войны в 1858 году были учреждены Российское консульство в Иерусалиме и Палестинский комитет, который возглавил великий князь Константин Николаевич Романов. Эти новые российские государственные и общественные учреждения в Святой Земле заметно облегчили деятельность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, которую в то время возглавлял епископ Кирилл (Наумов). Вскоре их заботами на западе от Дамасских ворот древнего Иерусалима была приобретена земля, до сего дня называемая "Москобией" - "Русской площадью", где 30 августа 1860 года был заложен великолепный храм Святой Троицы. Неподалеку от Троицкого собора высится здание современного иерусалимского муниципалитета, построенного на бывшем российском участке земли в этом святом городе.

В 1864 году начальником Русской Духовной Миссии был назначен насельник Оптиной пустыни архимандрит Леонид (Кавелин), а через год его сменил архимандрит Антонин (Капустин), возглавлявший Миссию более четверти века. С его деятельностью связана целая эпоха в жизни Русской Духовной Миссии. Он был замечательным пастырем, блестящим дипломатом и глубоким исследователем. После архимандрита Антонина осталась огромная библиотека, целый музей, девятнадцать толстых тетрадей его дневников, которые предполагается переиздать в связи с юбилеем Миссии. Особо важным делом архимандрита Антонина было приобретение участков земли на Елеонской горе и в селении Айн-Карем - "Горняя", где Пречистая Дева Мария встретила Елисавету, мать Иоанна Предтечи. В последующие годы церковными, государственными и народными силами России приобретались участки в разных святых местах: в Гефсиманском саду, у библейского Дуба Мамврийского близ Хеврона, на евангельском "поле пастушков" близ Вифлеема, на горе Кармил в Хайфе, на берегу Тивериадского озера в Магдале, на месте воскрешения апостолом Петром праведной Тавифы в Яффе и в других местах. На приобретенных участках сооружались благолепные русские храмы, учреждались иноческие обители.

В период пребывания в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) Палестинский Комитет был преобразован в Императорское Православное Палестинское Общество, председателем которого стал Великий князь Сергей Александрович Романов. Деятельность этого общества послужила улучшению материального обеспечения трудов Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, облегчила пребывание в Святой Земле многочисленных паломников, усилила российскую просветительную, благотворительную и научную деятельность в Святой Земле.

По кончине архимандрита Антонина наиболее выдающимся начальником Миссии был архимандрит Леонид (Сенцов), участвовавший в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. После отъезда на Поместный Собор он вернуться не смог. Из-за революционных событий в России связь с родиной для Миссии надолго прервалась. В 20-е годы Русская Духовная Миссия в Иерусалиме перешла в ведение ушедшего в раскол Зарубежного Синода Русской Православной Церкви.

В 1945 году Предстоятель нашей Церкви получил возможность посетить с паломническим визитом Святую Землю. Прибывший в мае-июне 1945 года в Святой Град Иерусалим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I был встречен с любовью как в Иерусалимской Православной Патриархии, так и старейшими насельниками Миссии и инокинями Горненского монастыря.

В 1948 году Русская Духовная Миссия была возвращена в лоно Матери-Церкви, в юрисдикцию Московского Патриархата. Первым начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме после восстановления ее связи с родиной определением Священного Синода от 17 сентября 1948 года стал архимандрит Леонид (Лобачев). Было восстановлено богослужение во всех русских храмах на израильской территории того времени. Многие потрудившиеся в Святой Земле начальники Миссии стали известными церковными деятелями. Среди них следует отметить почивших Поликарпа (Приймака), Пимена (Хмелевского), Никодима (Ротова), Антония (Завгороднего), Иеронима (Зиновьева) и других.

Ныне здравствующий Преосвященный митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий также много потрудился на посту начальника Миссии в 1963-1964 годах. Обязанности начальника Миссии были в свое время возложены на Преосвященных архиепископов Пензенского и Кузнецкого Серафима, Ижевского и Удмуртского Николая, Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона, епископа Зарайского Павла, управляющего ныне Патриаршими приходами в США, архимандрита Никиту (Латушко), наместника возрожденного Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря.

Новые изменения в России 1990-х годов поставили перед Русской Духовной Миссией в Иерусалиме новые задачи. В настоящее время члены Миссии во главе с архимандритом Феодосием (Васневым) возрождают массовое паломничество, что требует большого пастырского труда, организационных усилий для создания нормальных условий прибывающим в Святую Землю паломникам из нашей Церкви. Успешно осуществляются большие реставрационные и строительные работы на участках Миссии. В связи с этим особо хочу отметить труды насельниц Горненского монастыря во главе с настоятельницей игуменией Георгией (Щукиной). Со смирением несут сестры обители то ответственное послушание, которое возложила на них Церковь, и, по свидетельству многих паломников, их душевное тепло и неустанные заботы духовно укрепляют и поддерживают людей.

Уповаем, что с помощью Божией служение Русской Духовной Миссии в Иерусалиме будет немало способствовать святому делу воссоединения в духовном общении всех представителей русской православной диаспоры в Святой Земле, волею судеб оставшихся вне ограды Матери-Церкви.

Господь сподобил меня бывать в Святой Земле в разные годы жизни, но каждый раз я возвращаюсь оттуда в сознании внутреннего обновления, прилива духовных сил. С особым духовным переживанием я вспоминаю участие в богослужении в храме Воскресения Христова на праздник Святой Пасхи. Радуюсь, что ныне все большее число паломников из Русской Православной Церкви могут быть свидетелями ежегодно происходящего в день Великой Субботы схождения благодатного огня на Живоносный Гроб Господень.

Возлюбленные архипастыри, пастыри, братья и сестры! Как и весь христианский мир, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме подходит к великому событию - 2000-летию пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Наша Миссия находится в центре этого великого торжества, к которому мы все ныне готовимся. Я верю, что наша Духовная Миссия успешно исполнит все, что ей будет необходимо сделать для достойного участия Русской Православной Церкви в предстоящих праздничных событиях в Святом Граде.

От всего сердца желаю всем вам, участникам научной конференции, благословенного успеха в предстоящих трудах, и пусть их результаты будут достойным вкладом в 150-летний юбилей Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.