Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из слова на торжественном акте в Московской Духовной академии

14 октября 1990 года

Поздравляю вас с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, под коим Московская Духовная академия трудится уже около ста лет с тех пор, как в ней освящен храм в честь Покрова Божией Матери. В этом году милость Божия, заступничество Пречистой Божией Матери и молитвы Преподобного Сергия собрали здесь, в большой келье Преподобного Сергия самое большое за последнее время количество учащихся. Вместе с преподавателями и монашествующими Лавры число насельников обители достигло тысячи человек - поистине это великая Лавра. Господь зовет делателей на Свою ниву. Увы, нива эта уже не та, что сто лет тому назад. Валуны язычества, казалось бы, уже исчезнувшие под 1000-летним слоем православного воспитания, оказались вновь вывороченными наружу. А плодоносящий слой жизни русского народа был срезан и предназначен к полному уничтожению. Новые плевелы полного безверия и слепоты духовной вкупе со старыми сорняками язычества заколосились на земле, вверенной окормлению Русской Православной Церкви. На эту ниву зовет вас Господь. В духовных школах вы должны научиться трудиться на ней и взращивать посеянное слово Божие. Мое слово обращено особенно к тем, которые пришли сюда, чтобы получить духовное образование и духовное воспитание.

Не все из того, что имелось в церковной жизни прошлого века, стоит возрождать сегодня - идеализация прошлого вредна. Если бы наша церковная жизнь в прошлом веке была совершенна, не было бы того, что с нами произошло в веке нынешнем. Основные законы жизни и проповедь, однако, остались неизменными во всех испытаниях нашего времени.

Хотелось бы напомнить о двух законах в области духовного обучения. Первый из них: никто не может обучить ученика тому, чего не исполняет сам. И второй: ученик не может понять нового, пока не исполнит в своей жизни то, что он уже знает. Главная тайна христианства - это Христос, живущий в нас. Мы благовествуем Царствие Божие, пришедшее в силе и вошедшее внутрь наших душ и нашей жизни. Бог, действующий в людях, и люди, служащие Богу в духе, есть Церковь. В Церкви, в ее Богочеловеческом организме,- смысл православного христианства, действенность евангельских обетований. И священник-педагог, который изнутри не соприкоснулся с тайной Церкви, несостоятелен.

Православие нельзя доказать, его можно лишь показать. Духовное образование, которое вы стремитесь получить здесь, лишь в одной своей части состоит из усвоения богословских знаний, то есть знаний о Боге. Главная же составляющая духовного образования есть сама духовность, то есть умение не говорить о Христе, о Церкви, а жить во Христе и в Церкви. Поэтому к духовному образованию, полагаю, вполне приложимы слова, сказанные ученым о гуманитарном образовании вообще: образование - это то, что остается в человеке, когда он забыл, чему его учили. Если вы забудете лекции, которые вы слушали здесь, но сохраните прежде всего любовь к Святой Православной Церкви, ее традициям и установлениям, сохраните способность понимать и принимать нормы церковной и духовной жизни, сохраните дух святоотеческого богомыслия, значит, вы подлинно получили духовное образование. И здесь это образование закладывается в вас не только на лекциях, но и в молитве, на богослужении, в общении с насельниками Лавры, в дискуссиях между вами самими.

Весь строй жизни семинарии помогает вжиться в православный быт. Для меня, как и для вас, не секрет, что быт в семинарии имеет немало недостатков. Не все лекции по-настоящему интересны, не все правила внутреннего уклада жизни нравятся студентам. Жизнь в семинарии оказывается тяжелее, чем ожидалось при поступлении в нее. Но ведь всегда тяжесть жизненных обстоятельств создается не самими жизненными обстоятельствами, а нашим отношением к ним. Если мы проповедуем Крест и отсечение своей воли через послушание, а сами воспринимаем каждое конкретное послушание, даваемое нам, как нарушение неких наших прав и свобод, как вторжение в наш внутренний мир, значит, наши богословские знания остались в уме и не дошли до сердца. Но не научившись здесь послушанию и исканию воли Божией о нас, вы не сможете учить этому ваших будущих чад духовных. Вот и получается, что, не исполнив на деле того, что вы познали теоретически, вы не сможете быть подлинными наставниками. Вам надлежит быть именно наставниками, детоводителями ко Христу.

Прошли те времена, когда всех: и епископа, и старосту, и старушек, и уполномоченного - устраивал тихий батюшка-требоисполнитель. Сегодня надо не только удовлетворять религиозные потребности, но и уметь их пробуждать. Еще вчера убедительно звучали сетования священников-заочников, да и многих не по возрасту умудренных семинаристов: дескать, к чему нам все эти премудрости, моим бабушкам это не нужно.

На самом же деле и вчера это было не очень убедительно, бабушкам, может быть, и не нужно знать глубины богословия, но молодому и искреннему священнику не может не быть интересно все, что связано с его верой, жизнью Церкви. Такая познавательная пассивность психологически понятна: юноша, окруженный на приходе старушками, лишенный общения со своими верующими сверстниками, отчужденный от активной церковной работы, привыкает считать мир приходских привычек тождественным Вселенскому Православию. И хотя такое мироощущение было почти неизбежным, оно не должно оставаться нормой. Врученное вам как пастырям слово Божие вы не имеете права не благовествовать. Надлежит вам дать ответ всякому спрашивающему о вашем уповании. И апостол Павел проповедовал афинским философам иначе, чем первомученик Стефан иудеям. Истина одна, предмет проповеди один - жизнь и спасение во Христе, но способы преподавания ее разным людям различны.

В духовных школах будущие священники должны готовиться к великому второму оглашению Руси. Да, сегодня оглашение часто следует за Крещением. Тысячи людей приходят креститься, а многие ли из них остаются в Церкви? Таким людям проповедовать и легче, и труднее. Легче потому, что они таинственно, мистически более подготовлены к жизни во Христе, ибо искорка благодати уже есть в их сердцах. Но и сложнее, потому что им кажется, что они сделали все, что должен делать христианин, и что никакого долга перед Богом у них уже нет. Вам надлежит готовиться быть катехизаторами везде: в храме, в больнице, на кладбище, в армии, в тюрьме, в университете и в школе.

Новый Закон о свободе совести, принятый недавно Верховным Советом СССР, дает нам такое право. Должен вам пояснить, что Верховный Совет не согласился принять поправку, которая прямо разрешала бы организовывать в школах обучение вере. Такого прямого разрешения в Законе сейчас нет, но нет и запрета. И в соответствии с принципом "что не запрещено, то разрешено" преподавание вероучения в школах, институтах допустимо по просьбе родителей факультативно, вне программы народного образования. Кроме того, религиозным организациям дозволяется организовывать религиозное обучение в собственных помещениях и, что особенно для нас важно, в помещениях, предоставляемых им для этих целей. Значит, если школа согласна предоставить священнику помещение для катехизации, законом это дозволяется. Закон дает нам право на обучение, а Церковь и ваше призвание просто налагают на вас такую обязанность. Конечно, чем духовнее пастырь, тем меньшее значение имеют его образование и культура. Мы еще не достигли тех высот духа, когда любое наше слово проникает в сердце человека, споспешествуемое благодатию Божией. Значит, нам надо заботиться о нашей культурности и образованности. Можно ли назвать духовно образованным пастыря, который в своих чадах выискивает прежде всего их грехи? Ориентация на поиск грехов и недостатков ближнего духовно нездорова. Священник должен искать лучшее в человеке и помогать лучшему, светлому, богообразному вырасти в полную меру. Лишь для этой главной цели священник может указать человеку на его грехи и заблуждения. Это - общий принцип духовной жизни.

А теперь перенесем его в область богословского образования. Известно, что люди, приходящие сегодня к священнику, ждущие слова Церкви, больны не только обычными человеческими немощами. Они обуреваемы многими интеллектуальными страстями и псевдодуховностью. Готовы ли вы сегодня к пастырской работе с такими людьми? Семинарская привычка осуждать без анализа любое отклонение от Православия здесь мало поможет. Надо отличать здоровое в духовном искании встретившегося вам человека от гнездящейся болезни. В человеке пробудился духовный интерес, тяга к религии. Должен ли священник при встрече прежде всего обличать такого человека за то, что тот еще не дорос до Православия, или же священник должен поддержать первые ростки пробудившейся духовности? Сколько людей из-за незнания православной традиции уходят сегодня в псевдомистические искания, секты и ереси. Но в громадном большинстве случаев они уходят не из-за сознательного противления истинам Церкви, а из-за незнания этих истин. И потому огульные осуждения делу не помогут. Нужен серьезный разговор, выяснение, чего ищет человек, как и что он пытается найти. Затем, раскрыв ему положительное содержание Православия, проповедник должен постараться показать, что подлинное удовлетворение духовной жажды он сможет найти лишь во Христе, лишь в Церкви, иначе мы уподобимся тому духовно нездоровому пастырю, который видит в своих чадах лишь грехи.

Священник - это пастырь, который ведет людей ко Христу. Это не контролер ОТК, который проверяет готовность изделий и при их несоответствии стандарту бракует. Думаю, что воспитанию в будущих пастырях такой мудрости, готовности смотреть на человека в его динамическом развитии, умению различать, идет ли человек ко Христу или удаляется от Него, служат те изменения в программе духовного образования, которые уже проводятся здесь в последние годы. Изучение философии, истории религий, человеческой культуры нужно вам именно в пастырской деятельности, ибо оно поможет глубже понять мир человеческой души, которая, по слову блаженного Августина, "не может успокоиться, пока не найдет своего Творца".

В нелегкое время Господь призывает вас к пастырству, к проповеди Евангелия. Чтобы преодолеть испытания и искушения, которые мир воздвигает перед вами сегодня, надо знать Православие, любить его, любить Церковь и строй ее жизни. А кроме того, надо любить людей. Эта двуединая любовь к Богу и людям вразумит вас и подскажет вашей пастырской совести то, что потребно для спасения вашего и вверенных вам душ. Только не угашайте духа, который привел вас сюда, овладевайте искусством находить во всем духовную пользу и учиться творчеству духовного делания, донесите это умение до людей, изголодавшихся по истине, будьте для верных образцом в слове, деле, житии, духе, вере, любви и чистоте. Великое значение имеет личный пример пастыря, жизнь которого по вере во многом является залогом успеха его проповеди.