Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из выступления на встрече с преподавателями Московских Духовных школ

30 ноября 1990 года

Мне бы хотелось сказать о большой ответственности преподавателей, воспитателей будущих пастырей нашей Святой Церкви. Здесь присутствуют и те, кто принял эстафету от старшего поколения, от профессоров старой дореволюционной школы. Промыслительно, что разрыв в богословском образовании равнялся шестнадцати годам. В 1926 году был закрыт Богословский институт, собравший в послереволюционные годы лучшие богословские силы. После 1927 года эти силы рассеялись, но первый председатель Учебного комитета при Священном Синоде митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков; † 1955), возрождая учебный процесс, сумел найти кадры, которые были в Богословском институте. Старшее поколение наших преподавателей знает, как была обеспечена эта преемственность. Первые профессора и преподаватели, пришедшие во вновь открытые духовные академии и семинарии, отдав все силы богословскому образованию, спели свою лебединую песнь. Но они обеспечили преемственность между старой и новой, возрождающейся духовной школой. Несколько изменился состав получающих богословское образование: в дореволюционной духовной школе преобладал сословный признак при отборе учеников, в послевоенный период главным условием для поступления в духовные школы стало призвание.

Я окончил Ленинградские Духовные школы и с благодарностью вспоминаю всех, отдавших нам свои силы, знания, опыт. Примером своей жизни они воспитывали будущую церковную смену. Многие штрихи запали в душу на всю жизнь. В Ленинграде преподавал два года профессор Александр Иванович Сагарда, призванный в академию митрополитом Григорием, брат знаменитого патролога. Он читал у нас историю Древней Церкви и Священное Писание Нового Завета.

Помню, на одном из занятий - а состав у нас был очень разнообразный по возрасту - один из учеников, человек уже пожилого возраста, не мог ответить урока. Нужно было видеть лицо Александра Ивановича. Он разволновался, взял книгу Нового Завета и сказал: "Вы должны полюбить эту Книгу!" Сказано это было с таким чувством, что его слова запали в душу навсегда. Таких примеров очень много - примеров личного отношения к Церкви, к богослужению.

Сегодня в духовные школы приходят новые преподаватели, получившие светское образование. Они вливаются в академический коллектив, продолжают дело образования будущих пастырей. Одним из непременных условий обучения в духовной школе является призвание учеников. Те беседы, которые проводятся с поступающими, выявляют внутреннюю настроенность каждого человека. Призвание необходимо и педагогу, и врачу. Тем более необходимо оно священнослужителю. Всегда ответственно пастырское служение.

На протяжении трудных послереволюционных лет возможности пастырской деятельности были ограничены стенами храма. Десятилетия Церковь не могла заниматься благотворительной деятельностью, делами милосердия, катехизацией. За пределами храма не осуществлялось почти ничего. Но все же совершались богослужения, продолжалась литургическая жизнь, проповедовалось слово Христовой Истины. Сегодня ситуация изменилась. Нужно готовить пастырей, которые будут широко вовлечены и в социальную церковную работу. Мы сегодня все ощущаем, что опыт этой работы утрачен.

С принятием Закона о свободе совести Церкви дано право заниматься и воспитанием детей, и катехизацией. Особенно важна катехизация взрослых, чтобы не получилось так, как сказал в свое время Лесков: "Россия крещена, но не просвещена". Десятилетия вынужденного бездействия наложили свой отпечаток, но первые шаги уже делаются. Нужно приучать студентов к катехизаторской работе.

Количество крещений в среднем увеличилось в три раза. Спрашивают иногда: "Что это? Дань моде?" Я думаю, что нет. Дефицит духовности, который сегодня ощущается в обществе, требует каких-то духовных начал. И люди устремляют свои взоры к Церкви, крестятся. Но мы должны позаботиться о том, чтобы они были не только крещены, но и просвещены. Для этого, конечно, необходима духовная литература. Пока ее не хватает, но кое-что за эти годы сделано. Христиане северных стран подарили сто пятьдесят тысяч экземпляров прекрасно изданной Толковой Библии в трех томах. Мы получаем литературу катехизического характера. Во многих епархиях издаются церковные листки, дающие оперативную информацию о Церкви, доступные для верующих богословские статьи. Но детские воскресные школы сегодня, к сожалению, часто оказываются без литературы. Общение с детьми воскресных школ вселяет в меня оптимизм. По детским лицам, по тому, как дети с жадностью воспринимают основы веры, чувствуется, что это поколение уже не будет потеряно. Я думаю, все вы ощущаете, какие надежды возлагаются на Церковь. Духовный тупик, в который зашло наше общество, рождает у людей надежду на Церковь, которая через века пронесла духовно-нравственные ценности и может поделиться этим богатством с обществом. Нельзя строить новый мир, разрушив до основания мир старый. Только опираясь на исторический опыт своего народа, всего человечества, можно строить будущее.