Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из слова на открытии V Международных Рождественских образовательных чтений

22 января 1997 года

Основой просвещения на Руси послужила Православная христианская вера. Она внесла новые животворящие начала в жизнь народа, всецело определила своеобразие самого ее склада и характера, сообщила первоначальному воспитанию и образованию нашего народа живое стремление к Церкви Божией, поселила в сердце его неистребимую никакими внешними обстояниями и внутренними трудностями жажду святой и праведной жизни. Неизгладимо запечатлено в народной душе стремление к Царству Небесному, Царству Того, Кто путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).

За немногие прошедшие годы поистине преобразилась Русская земля. Повсеместно произросли на ее неоглядных просторах дивные храмы, благоукрашенные святыми иконами. Стройное пение огласило самые дальние пределы ее. Высокий духовный лад русских монастырей создал поразительный тип подвижника, молитвенника за родную землю и людей, живущих на ней. Чудным благодатным духом веет от обителей, где жили наши древние подвижники благочестия. Между миром и монастырем не было на Древней Руси внешней отчужденности, всегда была живая связь.

"История людей благоустроенных,- говорит святитель Василий Великий,- ищущим спасения дает как бы некоторый свет, озаряющий путь жизни". Россия выделялась среди других стран не только обширностью занимаемого ею пространства, но и основательностью, крепостью духовных задатков. Необыкновенно мирно вошло православное христианство в русскую жизнь. Оглядываясь на многострадальную историю нашу, мы видим наглядно, какими тяжкими испытаниями и непомерными для людей потрясениями ознаменованы были отступления от великого наследия отечественной традиции, от веры отцов, не разделяющей, но соединяющей нас неразрывной связью со всем высоким, чистым и святым, что появилось когда-либо на земле по неизреченной милости Божией.

Вместе с введением христианства стало на Руси распространяться и книжное учение. Вслед за принятием начал веры потребовалось незамедлительное учреждение народных школ для восполнения образования. Мы не случайно именно сегодня говорим о тысячелетии русской школы.

Наша исконная школа неотделима от Церкви: вместе с нею она явилась, от нее питалась, ее духом жила и в ней черпала свою силу. Духовенство русское, как ни возводили на него подчас напраслину, никогда не злоупотребляло своим влиянием, не домогалось мирской власти, не смешивало небесного с земным, политического с церковным. Кто хоть сколько-нибудь знает правила и нравы нашего духовенства, никогда не укорит его в клерикализме и слепом фанатизме, в сковывающей развитие народа деятельности. Силу своего влияния оно всегда стремилось обратить на благо, на пользу земли Русской, на духовное просвещение народа. И в этом его величайшая заслуга.

Подлинное образование - это выведение человека из темноты духовной к свету разумного сознания. Образованность определяется в первую очередь умением осмыслить явления собственной духовной жизни. Она благодетельна, если действует в должном направлении. Образование призвано наметить правильные ориентиры, подвести к истинному пути, на котором душа человеческая может безопасно развиваться, достигать и зрелости совершенства.

Вспомним слова Степенной книги об одном из первых митрополитов наших:

"Митрополит Михаил призываше к себе всех тех учителей грамотных, и наказываше их праве и благочинне учити юные дети, якоже словесем книжнаго разума, такожде и благонравию, и в правде, и в любви, и зачалу премудрости, страху Божию, чистоте и смиренномудрию: учити же их ни яростию, ни жестокостию, ни гневом, но радостовидным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением и ласковым рассуждением противу (т. е. сообразно) коегождо силы, и с ослаблением, да не унывают".

Попытки доказать, что церковность и религиозное начало мешали развитию у нас народной поэзии и литературы, что в результате религиозного влияния наука и искусство не нашли себе места в миропонимании народном и потому не развились у нас, поверхностны и несостоятельны по существу. В отличие от средневекового Запада, Православие никогда не противостояло на Руси развитию наук и искусств. Оценивая образование на Руси, не следует излишне полагаться на свидетельства иностранцев, которым не всегда удавалось проникнуть в дух малознакомой для них жизни, основанной на иных духовных и культурных ценностях. На Руси были люди с широчайшим образованием. Такие, как Ярослав Мудрый, митрополит Московский Алексий, архиепископ Новгородский Геннадий и другие духовные и светские лица. Храмы, иконопись древней Руси принадлежат к высочайшим достижениям мировой культуры. Хотя стремления к знанию иногда подавлялись тяжестью испытаний, выпавших на долю нашего народа на протяжении его многострадальной истории, зато развились милосердие, сердоболие, та поистине всемирная отзывчивость на всякое злоключение ближнего, готовность придти на помощь всем нуждающимся.

Не только духовенство, монашествующие, но и миряне усердно служили делу христианского просвещения на Руси с древнейших времен. История свидетельствует о высоте духа, отзывчивости сердца, смирении и терпении в подвиге христианской жизни. На Руси были не только провозвестники благочестия и просветители в уединенных обителях, но находилось множество верных помощников пастырям Церкви и в миру.

Благодаря просвещенным русским женщинам появлялись и особые школы для девочек. Такая школа была открыта в Киеве при Андреевском женском монастыре благочестивой дочерью Всеволода Ярославича Анной.

Подобные школы существовали не только в Киеве или Новгороде, но и в Курске, Смоленске, Владимире-Волынском, Владимире-на-Клязьме, Галиче и во многих других городах. Велика была тяга русского народа к просвещению, к Свету Христову.

Именно несокрушимая крепость нравственной духовной связи, соединившая русский народ в великий и нераздельный государственный организм, сделала его могущественным и неодолимым. Именно Православие обеспечивало прочность и силу единой неделимой России, где жили в мире и согласии многие народы. Оно была основанием и залогом для всестороннего развития и преуспеяния жизни, государственной и общественной, стояло выше всех партий, всех личных своекорыстных интересов. Святая православная вера, укорененная в душе, давала народу силу восторжествовать в борьбе со всеми самыми суровыми испытаниями, устоять перед непомерной тяжестью жизни.

Прежде всего и выше всего было незыблемое убеждение, что Бог - Владыка неба и земли, Царь царствующих и Господь господствующих, Своей всесильной десницей направляющий судьбы всех царств и народов.

Государственная власть, как ее понимали в России, была трудным и великим служением, славным поприщем для исполнения воли Божией, требовала от каждого любви к Богу всем сердцем и душою и любви к ближнему, как к самому себе, до положения души своей за други своя. Посему и почитали, что сердце царево в руце Божией. Недаром Россия в одно и то же время была призвана в Церковь и создала свою государственность.

Так было на заре нашей тысячелетней истории. И теперь, вглядываясь в пройденный нами долгий исторический путь, разве не убеждаемся мы, что отказ от живого союза с Церковью, отречение от своего существа и призвания для народа нашего всегда был путем к смерти. Не возобновив традиционных начал русской жизни, можно только растратить окончательно и бесповоротно все плоды многовековых трудов предшествующих поколений.

Нам предлагается высокий жребий - искупить наши ошибки, наше бездействие, нашу нравственную несостоятельность. Одолеть и обуздать страшное духовное разобщение и разъединение, обессилевшее наше общество. Нужно пробудить в людях истинно сыновнее чувство к общему для всех нас Отцу Небесному:

Того бо есмы творение, создани в Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим (Еф. 2, 10).

Здесь можно увидеть настоящее место и величие задач, стоящих сегодня перед нашим образованием. В юных сердцах заключен залог развития и грядущей крепости нашего общественного организма. Души и сердца детей восприимчивее к словам Божественного Откровения, все высокое, все истинное, все доброе, все прекрасное находит в них живой отклик. Нужно только научиться бережно прикасаться к ним, уметь затронуть сокровенное в их душе. Очень важно сохранить чистоту юных душ, их духовную незамутненность и телесное целомудрие - залог будущего благополучия и расцвета нашего народа. Гнилое семя разврата не должно коснуться их душ, как бы ни были искусны и лицемерно заботливы о малых сих иные отечественные и зарубежные "радетели" о планировании семьи и снятии табу со всех запретных тем. Мы надеемся, что наши российские педагоги и руководители отечественного образования, с их высоким нравственным чувством и ответственностью за духовное и нравственное развитие наших детей, их здоровье, душевное и телесное, сумеют общими усилиями поставить преграду развратителям невинных детских сердец.

У современной русской школы много проблем. Нужно, чтобы они были осознаны обществом, чтобы все собрались с силами и вместе, сообща преодолели трудное, но с Божией помощью одолимое наследие недавнего прошлого - разрыв двух образовательных систем, светской и православной. Церковь всегда готова придти на помощь нашим учителям и нашему государству. Преодолению стены отчуждения во многом способствовали уже ставшие традиционными Международные Рождественские образовательные чтения.

Важно донести до наших детей подлинную историю нашего народа, очищенную от всех извращений и искажений, омыть от хулы и скверны лица наших предков, которые несли свет христианского просвещения родному отечеству. Неисчерпаем духовный потенциал православной веры. Уверовавшие в спасительную силу благодати Божией преодолеют все трудности, сдвинут все горы на пути возрождения нашего народа.

Трудно святое дело образования, приходится исполнять его за ничтожное вознаграждение, а то и совсем безмездно, не достает и средств для правильного, удобного и достаточного устройства и обеспечения школ. Однако учитель, работающий во имя высочайшего на земле дела, не может не понимать достоинства своей миссии, не может не верить в успех своих трудов.

Я более всех... потрудился,- сказал апостол Павел,- не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15, 10).

Хотелось бы, чтобы все наши российские учителя увидели в святом равноапостольном князе Владимире, который, как воспевает Православная Церковь, "уподобился купцу, ищущему доброго бисера", образец, достойный подражания, и "свою душевную и вкупе телесную слепоту", следуя его неукоснительной взыскательности к истине, добру и красоте, "оттрясли во святой купели крещения" и возрождения духовного. Князь Владимир именуется равноапостольным как первоучитель народа русского. Не только для своей души избрал он спасительный путь, но и предуказал его народу, вверенному ему десницей Божией.

Да возродится русский народ и все народы великой нашей России в верности своему историческому призванию, в верности Церкви Божией. Чтобы вновь смогли мы все согласно возгласить:

Да уразумеют вси языцы, яко с нами Бог!