Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Слово на открытии международной конференции "Роль религии в профилактике наркомании и превентивном антинаркотическом образовании"

5 марта 1996 года

Уважаемые участники международной конференции "Роль религии в профилактике наркомании и превентивном антинаркотическом образовании"!

Прежде всего выражаю глубокое удовлетворение тем, что среди нас, по слову Священного Писания, есть для всякого дела усердные люди, искусные для всякой работы (1 Пар. 28, 21).

Сердечно приветствую собравшихся в этом зале представителей Правительства Российской Федерации, государственных учреждений, правоохранительных органов, Церквей, религиозных объединений и общественных организаций, разнообразных научных центров, стоящих на страже человеческой жизни и здоровья. Особо радует присутствие здесь посланников Отдела превентивного образования юнеско и других международных организаций, имеющих богатый опыт профилактики злоупотребления наркотиками и борьбы с их нелегальным распространением. Знаменательно, что эта конференция, ставящая целью обсуждение проблемы злоупотребления наркотическими веществами в пределах пространства бывшего Советского Союза, привлекла международное внимание и проводится под патронатом юнеско. В этом я вижу знак солидарности и желание помочь нам в разрешении проблемы, глубоко беспокоящей наше общество, в преодолении которой оно не накопило пока достаточного опыта.

Широкий интерес, проявленный к сему собранию со стороны наших соотечественников и зарубежных коллег, свидетельствует о всеобщей важности обсуждаемой темы. Действительно, человечеству становится все более очевидным, что злоупотребление алкоголесодержащими и наркотическими веществами наносит страшный вред не только людям, страдающим этим недугом, но и обществу в целом, и даже будущим поколениям.

Человек, верующий, что жизнь дарована ему Творцом, осознает свой долг беречь этот священный дар, свое призвание в уподоблении Создателю через усилия по духовному развитию, нравственному совершенствованию, благоустроению окружающего мира. Для такой личности сознательное вредоносное использование и распространение одурманивающих средств однозначно является тяжким грехом, противостоящим замыслу Божию о человеке как образе Божием и подобии (Быт. 1, 26). Для православного сознания злоупотребление наркотическими веществами есть опаснейший вид разрушения и умерщвления души и тела человека.

Многоразличны причины, способные породить пагубную привычку: это может быть следствие неполноценного воспитания в семье, разлада в семейной жизни, недостаточной самореализации личности в обществе, духовной опустошенности, слабоволия, бездумного пристрастия к сомнительным развлечениям... Не следует игнорировать и общую атмосферу нестабильности, порождаемую социально-экономическими трудностями, которая способна породить у человека чувство незащищенности и ненужности, поставить его на грань отчаяния.

Подобные ситуации, как свидетельствует печальная статистика, разрушительно влияют на самосознание определенной части людей, особенно молодых, побуждают их к стремлению преодолеть неуверенность в завтрашнем дне путем ухода от реальности в мир иллюзорного благополучия, предлагаемый алкоголем и сотнями видов наркотических препаратов.

Особенно тревожит разрастающееся использование этого греховного тяжкого недуга криминальными элементами, наживающимися на производстве и торговле алкоголем и наркотиками. Многократное увеличение оборота сбытчиков дурмана, растущая бесконтрольность подпольной "наркоэкономики", нелегальная выработка спиртного, прививание привычки к алкоголю и табаку через навязчивую рекламу - все это, наполняя кошельки одних, ведет к духовному и физическому распаду личности других. Ничем иным, как "промывкой мозгов" с греховной целью, нельзя назвать и алкогольно-наркотическую псевдокультуру, распространяемую сегодня через многие средства массовой информации, в том числе, что особенно ужасает, государственные.

Пугает рост пьянства и наркомании среди детей и юношества. Это трагическое явление способно отравить жизнь не только ныне подрастающего, но и будущих поколений. Вот почему с пеленок, с азов образование всех уровней должно включить в себя активное противодействие употреблению дурмана.

В православном богословии есть понятие духовного трезвения. Оно не имеет отношения к проблеме пьянства, но очень хорошо характеризует внутреннее самоощущение истинного христианина: он должен быть внутренне собранным и ответственным, чуждым как мрачным, так и радужным иллюзиям, должен ясно сознавать свои прегрешения, искренне каяться в них и исправлять свою жизнь по заповедям Божиим. Но ничто не может так разрушить высокое состояние души человека, как его греховные пристрастия к алкоголю и наркотикам.

Вот почему Церковь, заботящаяся о спасении чад своих, призывает их противостоять порокам пьянства и наркомании. В высшей степени похвально, что многие священники и миряне, в том числе присутствующие здесь, посвящают нередко значительную часть своего времени и сил служению, направленному на преодоление этих тяжких пороков, помогают жаждущим исцеления. Воистину - сколь благородна, сколь свойственна Церкви эта спасительная миссия! Подобный, поистине святой труд нам необходимо умножать, и для этого чрезвычайно важно, чтобы пастыри и чада Православной Церкви, верующие других христианских Церквей и объединений, последователи иных религий, врачи, деятели науки и культуры, преподаватели, государственные и общественные деятели, публицисты координировали и объединяли свои усилия в борьбе с тягчайшим грехом, разрушающим личность и общество. В содействии этому, на мой взгляд, и состоит главная задача нынешней конференции.

В ныне переживаемый христианами подготовительный к светлому празднику Воскресения Христова период, каким для нас, православных, является Великий пост, сознавая сугубую ответственность за настоящее и будущее своих семей, своих народов, мы должны с особым тщанием посвятить свои духовные силы, свою энергию преодолению в нашем обществе губительных пороков алкоголизма и наркомании, должны словом и делом защитить священный дар жизни. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2, 10).

От души желаю начинающейся конференции успеха и призываю благословение Божие на ваши труды.