Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Епископу Бакинскому и Прикаспийскому

АЛЕКСАНДРУ (Ищеину)

в Богоявленском кафедральном соборе в Москве

14 января 1999 года

Преосвященный епископ Александр, возлюбленный во Христе брат!

Сегодня, в день праздника Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, ревностного учителя веры Христовой, тебе по воле Пастыреначальника нашего Господа Иисуса Христа дано было получить за Божественной литургией через соборные молитвы и возложение рук архиереев сугубую благодать Святого Духа, приобщившую тебя к сонму епископов Русской Православной Церкви, чтобы пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28).

Святитель Василий Великий говорит: "Создавший нас Бог дал нам употребление слова, чтобы открывали друг другу свое сердце и чтобы каждый из нас, по общительности природы, передавал ближнему свои мысли, как бы из некоторых сокровищниц износя их из таинниц сердца". И вот ты стоишь перед нами в ожидании нашего слова, наших советов и наставлений, которыми тебе надлежит руководствоваться в деле управления чадами нашей Святой Церкви в Прикаспийском крае.

Уже в юные годы пребывания на Кавказе твое сердце услышало слова Христа, обращенные к апостолам: шедше... научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф. 28, 19-20), о чем свидетельствует твое решение принять иноческий постриг и посвятить себя служению Церкви Христовой.

В течение многих лет ты трудился на приходах Северного Кавказа, утверждая чад нашей Церкви в вере в Бога, в любви к Матери-Церкви, воспитывая их для жизни в мире и добрососедстве со всеми людьми, населяющими этот многонациональный и многоконфессиональный регион.

Отмечая твое знакомство с обычаями и традициями региона Северного Кавказа, я не сомневаюсь в том, что ты воспользуешься опытом управления этим краем почившего епископа Антония и ныне здравствующего митрополита Гедеона.

Не в своих человеческих достоинствах усматривай причину твоего избрания нами и Священным Синодом, но исключительно в призвании тебя на этот крестный путь Самим Господом.

Чаще испытывай себя и чаще спрашивай свою совесть: не тщеславие ли, не стремление ли обеспечить свою жизнь земными благами двигало твоим сердцем, когда на призыв своего Священноначалия ты ответил согласием взять на себя бремя епископского служения.

Раскрывая образ истинного служителя Бога, апостол Павел говорит: чтобы не было порицаемо служение... во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах (2 Кор. 6, 3-8). Такие пастыри жертвуют своей жизнью ради служения своей пастве, оставляют свое земное счастье ради вечной жизни паствы.

Будь и ты таким архипастырем для вверенных твоему попечению приходских священнослужителей, которые по твоему слову и примеру должны повседневно учить своих пасомых вместе с апостолом: умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранить единство духа в союзе мира (Еф. 4, 1-3). Но для этого и ты будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12), будь украшенным целомудрием, бескорыстием, молитвенностью и всяким благочестием, которое на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1 Тим. 4, 8).

Как епископу тебе дана власть управления в Церкви. Эта власть - по образу власти Христовой, Который управляет Своей Церковью со многой любовью и со всяким долготерпением. Господь призывает нас: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29).

И здесь будет весьма полезен совет святителя Василия Великого: "Предстоятель не должен употреблять власти своей к оскорблению подчиненных и превозноситься перед ними, а, напротив того, степень сана своего обязан более обращать в повод к смиренномудрию перед ними".

Пасите Божие стадо, какое у вас, - увещевает нас апостол Петр, - надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы (1 Пет. 5, 2-4). Власть, не основанная на любви, есть служение себе, а власть любви - служение другим.

Отныне ты, по слову святителя Иоанна Златоуста, будешь жить не для себя одного, а для множества людей. На тебя ложится величайшая ответственность за будущее Православия в Прикаспийском регионе, в замещении священнических мест достойными кандидатами, забота об их служении и поведении, а если понадобится, то и исправлении нерадивых священноцерковнослужителей и даже очищении рядов клира от недостойных его членов.

Вновь приглашаю тебя прислушаться к словам святителя Василия: "Будь рассудительным, храни настоящее, промышляй о будущем. Не упускай из рук по беспечности того, что уже есть... Не будь тяжел в выговорах, обличай не скоро и не с страстным движением, ибо это признак высокомерия; не осуждай за маловажное, как будто ты сам строгий праведник. Впадающих в погрешность принимай, исправляй их духовно... не подражай мирским начальникам, ибо кто хочет быть первым, тому Господь повелел быть рабом всем (Мк. 10, 44)".

У тебя будет немало задач и забот по благоустроению церковной жизни как в твоем кафедральном граде Баку, так и во всем Прикаспийском крае, богатом древней культурой, глубокими национальными традициями.

С болью мы взираем на судьбу народов, которых объединяли ранее общая история, совместный труд и его плоды, а ныне разделенных не по своей воле.

Мы постоянно помним о подвиге архипастырей, священнослужителей и мирян, на плечи которых выпала нелегкая ноша миротворцев в межнациональных конфликтах. Некоторые из них отдали жизнь свою в подвиге служения ближним.

Сегодня Русская Православная Церковь через приходы и общины соединяет миллионы людей, находящихся в рассеянии, сохраняет их достоинство, язык, культуру предков и веру отцов, призывает ценить и укреплять исконные традиции гуманизма, веротерпимости, соответствующие духу обычаев и жизненных укладов народов тех стран, в которых волею судеб Божиих определено жить чадам нашей Церкви.

Мы с удовлетворением отмечаем, что у тебя сложились добрые взаимоотношения с руководителями традиционных вероисповеданий Азербайджана, а это свидетельство взаимопонимания, доверия и сотрудничества между людьми разных национальностей и религий.

От твоих решений, от твоей мудрости и тактичности, от понимания тобою текущего момента будут зачастую зависеть судьбы людей, которые на тебя будут возлагать свои надежды в поиске духовной поддержки и путей выживания. Постоянно помни о бесценном сокровище - даре жизни, о величайшем доверии к человеку, к его нравственным силам, вне зависимости от его религиозной или национальной принадлежности. Ищи мира и стремись к нему (1 Пет. 3, 11), будь приветливым ко всем, учительным, незлобивым... держись правды, веры, любви... старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным (2 Тим. 2, 24, 22, 15).

Утешением духовным на предстоящем тебе пути апостольского служения будет то, что служение твое будет проходить в городе, где проповедовал Евангелие Царствия апостол Варфоломей и где он пролил за Христа свою кровь, и то, что епископская хиротония твоя совершилась в Богоявленском кафедральном соборе, где почивают честные мощи святителя Алексия, митрополита Московского, молитвенника и печальника за землю нашу и народ наш.

А сейчас возьми в руку этот архиерейский жезл как знак твоего епископского достоинства и по данной тебе благодати начни свое архипастырское служение благословением народа Божия, молившегося о тебе и твоем будущем служении.