Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Епископу Видновскому

ТИХОНУ (Недосекину)

в соборном храме в честь Смоленской иконы Божией Матери

Новодевичьего монастыря в Москве

10 августа 1999 года

Возлюбленный о Господе собрат наш, Преосвященный епископ Тихон!

По воле Божией, благой и совершенной, определившей призвание твое к подвигу архипастырского служения, ты ныне приобщился к сонму архиереев Русской Православной Церкви. Возложением святительских рук, соборной молитвой епископов, пастырей и народа церковного воспринял ты Божественную благодать, которая освятила тебя для предстоящего трудного и ответственного служения.

Поздравляем тебя с рукоположением в сан епископа и по чину церковному обращаем к тебе слово назидания.

Видя твое благочестие и твердость веры, Господь возводил тебя постепенно, от силы в силу и поставил наконец на ступень епископства, чтобы светил свет твой пред людьми, а они, видя твои добрые дела, прославляли Отца Небесного (Мф. 5, 16).

Ты и сам разумеешь, что новое служение налагает на тебя высокий долг перед Матерью-Церковью и народом Божиим. При своем наречении ты исповедал перед нами немощь и недостоинство принять на себя столь ответственное служение.

Действительно, силы человеческие ограниченны, но мы верим, что благодать Божия при нашем усердии "всегда немощная врачует и оскудевающая восполняет".

Вместе с апостолом Павлом напоминаю тебе: возгревай дар Божий, который в тебе через... рукоположение (2 Тим. 1, 6). Возгревай его в себе молитвой, ревностью о Господе, терпением в трудностях, чистотой желаний и мудростью поступков.

Как епископ, ты становишься на свещнице церковной, и твой долг - подвизаться с честью и достоинством, отдавая всю свою жизнь, все свои силы, знания и опыт на благо Церкви Христовой.

Источник мира, согласия, единомыслия и любви есть Христос, - говорит приснопамятный митрополит Московский Макарий (Невский). Это благо мира дано апостолам, положено в основу христианской жизни, в созидание и утверждение Церкви. Против этого блага жизни непрестанно борется враг Христовой Церкви, воздвигая смуты, гонения, раздоры, ереси, споры, волнения и разделения. Эта борьба в разное время или обостряется, или смягчается, конечно по Божию Промышлению. Наш долг, долг архипастырей, призванных пасти стадо Христово, сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3) и делать все, что в наших силах, для созидания Церкви, особенно в те дни, когда враг угрожает делу Христову. Такие дни, кажется, мы переживаем и ныне: мир жизни нарушен, единение уступило место разделениям и распрям, и, что особенно прискорбно, это происходит и в области даже чисто церковной жизни, среди верующих сынов Церкви, среди клира и паствы, среди пастырей и архипастырей.

Будь пастырем добрым, подавая пример стаду (1 Пет. 5, 3). Будь всем для всех, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22). Увещевая и обличая, никогда не забывай о милосердии Божием к людям, умей снисходить к человеческим немощам и понимать их. Люби Божий народ, с верой наполняющий наши храмы и с благоговением притекающий к Таинствам Церкви. Но прежде делай все, чтобы не стать пастырем, который, по слову древнего пророка Захарии, о погибающих не позаботится, потерявшихся не будет искать и больных не будет лечить (Зах. 11, 16).

Несомненно, тебе известен завет апостола представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15).

Преемник апостолов обязан поучать свою паству не только словом, но и добрым примером. Не ищи ни личных благ, ни удобств, ни человеческой славы. Будь солью земли и светом миру (Мф. 5, 13-14), являй собой образ для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12).

Верный в малом и во многом верен (Лк. 16, 10). Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак. 2, 10).

Нельзя небрежно обходиться со святыней и верить в ее силу, нельзя без благоговения совершать церковные службы и любить Христа.

Будь носителем страха Божия, живи жизнью Церкви, ее молитвословиями и традициями, свой ум и сердце держи во святом, возвышенном настроении, всегда духовно бодрствуй.

Ты говорил нам, что твое духовное возрастание проходило под руководством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, от рук которого ты принял монашеский постриг и благодать священства. Надеюсь, что и в дальнейшем его мудрые наставления будут для тебя опорой в предстоящих святительских трудах.

Пусть вдохновляет тебя сознание того, что твоя хиротония совершена в соборном храме Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря, перед Ее честным образом в дни, когда Россия и весь мир готовятся к празднованию 2000-летия Рождества Христова и наступлению третьего тысячелетия христианства.

Тебе подобает совершать свое служение в Московской епархии с попечением о возрождении здесь монашеской жизни. Ты трудился на посту благочинного монастырей епархии уже более двух лет и имеешь добрые плоды своих забот. Мы также с удовлетворением отмечаем, что много сил и усердия положил ты для устроения и благоукрашения Свято-Екатерининского монастыря.

Волеизъявлением Священноначалия нашей Святой Церкви ты сохранишь свои послушания и в епископском достоинстве, что налагает на тебя еще более высокие требования и задачи.

Исполняй свою миссию с любовью, помни слова апостола Павла:
в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите (Рим. 12, 11).

Да благословит Господь предстоящий тебе путь служения Церкви Христовой.

Еще раз поздравляем тебя, нашего нового собрата, с принятием благодати архиерейства и вручаем тебе этот жезл - знак епископского достоинства, символ власти духовной и служения в истине и любви. Пусть этот жезл служит тебе опорой на пути к вечному спасению.

А теперь, опираясь на вручаемый жезл, взойди на это священное место и благослови народ Божий, ожидающий твоего первого святительского благословения.