Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Епископу Иокогамскому

ПЕТРУ (Арихаре)

в Большом соборе в честь Донской иконы Божией Матери

в Донском монастыре в Москве

9 октября 1999 года

Преосвященный епископ Петр, возлюбленный собрат наш!

Ныне через возложение наших рук совершилось над тобой Таинство архиерейской хиротонии, благодатные дары Святого Духа приобщили тебя к сонму епископов Святой Церкви Христовой.

Всеблагим Промыслом Божиим, избранием Поместного Собора Японской Автономной Православной Церкви и утверждением Нашим и Священного Синода Русской Православной Церкви взошел ты на высшую иерархическую ступень.

Японская Православная Церковь, взращенная трудами и подвигами святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, является ныне живым и развивающимся организмом, Телом Христовым, с совершенным соборным строем и национальным священством во главе общин.

После кончины ревностного строителя Японской Церкви Высокопреосвященного Митрополита Феодосия православная паства Японии осталась без архипастырского окормления. Ныне по воле Пастыреначальника Господа Иисуса Христа из среды этого благочестивого народа, как плоть от плоти его, восстает новый иерарх, и Матерь-Церковь возлагает на тебя, этого избранника, высокие и ответственные церковные послушания, которые ты должен исполнять во славу Божию и для спасения своего народа.

Еще в ранней юности горячая вера и любовь ко Господу, жажда познания духовной истины указали тебе путь в семинарию. В январе 1960 года ты был рукоположен во пресвитера. В течение почти сорока лет ты усердно совершал свое пастырское служение на различных приходах Японии. Ты много потрудился, укрепляя изначальную взаимную любовь между нашими паствами.

Недавно ты принял монашеский постриг и, посещая многие монастыри России, имел прекрасную возможность черпать великие духовные сокровища от неоскудевающих святынь Русской земли. Ты умножил свой опыт духовного совершенствования, приобщился к монашескому деланию и постиг искусство руководить другими.

Прими, возлюбленный брат, и запечатлей в уме и сердце слова напутствия и назидания нашего и сослужителей твоих.

Ты соделался преемником апостольского служения в Церкви Христовой. То служение и те особые дарования, которые получили святые апостолы при сошествии на них Святого Духа, получил и ты через возложение рук епископов. Отныне и ты будешь их таинственным раздаятелем, и эта преемственность будет продолжаться до скончания века.

Промыслительно Господь избирает в Своей Церкви людей, но не по достоинству их, а по Его Всеблагому Промыслу и воле для совершения Таинств, для ограждения от искажений Божественного Откровения, для хранения апостольских и отеческих преданий, для заботы об устроении церковном.

Святитель Тихон Задонский говорит: "Без звания и избрания правильного никто не должен в это служение вступать, как и апостол учит: никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (Евр. 5, 4-5). И святой Иоанн Предтеча назидает: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба (Ин. 3, 27)".

Да укрепит тебя избравший тебя Господь в предстоящем твоем архипастырском служении.

Не устрашайся немощью человеческого существа. Сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9), - сказал Господь апостолу. Благодатным примером, поддерживающим и укрепляющим тебя, да послужат святые апостолы, святитель Московский Петр, имя которого ты принял в монашестве, и светильник Христов в Японии святитель Николай, которые через постоянное возгревание в себе дарований Духа Святого (2 Тим. 1, 6) приносили обильный плод.

Не личные свои выгоды и преимущества ты должен иметь в виду, облекаясь в святительские одежды, не честь и слава должны привлекать тебя в знаках архиерейского достоинства, а бескорыстное самоотверженное служение Церкви, благу пасомых - до готовности положить душу за них.

Изображая великие и многотрудные подвиги апостольского служения, апостол Павел говорит о себе: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 20-22).

"Гори, как лампада" - так часто призывал своих пасомых святитель Николай Японский. Пребывай в чистоте, смирении, человеколюбии, ревности о славе Божией, в сердце своем носи крест Христова терпения, Его безграничной любви к роду человеческому. Твоим духовным оружием да будут несокрушимая вера, незыблемая надежда, жертвенная любовь и постоянная молитва.

Велиим утешением для тебя пусть будет то, что архиерейская хиротония твоя совершается в преддверии 2000-летия Рождества Христова, а также и то, что ты воспринял благодать архиерейства в древнем соборном храме в честь Донской иконы Божией Матери Донского монастыря.

Ты возвращаешься в свое Отечество, в родную тебе Японию, где с нетерпением ожидает тебя паства твоя, избравшая тебя, чтобы ты мог продолжить апостольские подвиги твоих предшественников.

Передай наши самые сердечные и братские чувства любви и единения клиру и мирянам Японской Церкви.

Сердечно приветствуем тебя и поздравляем с принятием благодати архиерейства. В знамение явления тебе силы Божией вручаем этот архипастырский жезл как видимую опору в предстоящем тебе служении, как жезл справедливости и любви.

А теперь от данной тебе сугубой благодати преподай благословение Господне всем молившимся вместе с нами о твоем освящении.