Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Германия и Россия: через покаяние - к возрождению

Декабрь 1998 года

Пятидесятилетие государственности демократической Германии является многознаменательным событием не только для граждан этой страны и других народов Европы, но и для всего мирового содруже-ства народов. Нынешний юбилей предоставляет нам исключительную возможность, мысленно обратившись к трагическим событиям полувековой давности, оценить грандиозность проделанной немецкой нацией работы по созиданию на развалинах поверженного тоталитаризма правового государства новой Германии, не забывающей прошлого и устремленной в будущее.

По воле Божией нашим странам и народам было суждено исто-рически сосуществовать в ближайшем соседстве, обусловившем и сделавшем насущно необходимым постоянный диалог и взаимодействие между Россией и Германией. К великому прискорбию и великой горечи, ныне завершающееся столетие было дважды омрачено жестоким и кровопролитным противоборством наших государств на поле брани. Но и после окончания Второй мировой войны политико-идеологическое рассечение единой германской нации на Западную и Восточную Германию в течение десятилетий было подобно незаживающей ране на лике послевоенной Европы.

Нынешнее возрождение Германии оказалось бы невозможным без искреннего и глубокого национального покаяния, без радикальной переоценки в массовом сознании пагубной доктрины нацизма, первой жертвой которого стал сам немецкий народ. Мы воздаем благодарный долг светлой памяти тем германским братьям и сестрам, чей мученический и исповеднический подвиг запечатлел их верность заветам Господа нашего Иисуса Христа перед лицом торжествующего зла. Участники движения Исповедающей Церкви, клирики и миряне Римско-Католической Церкви в Германии во дни великих испытаний и соблазнов человеческого духа явили пример истинно христианского мужества в противостоянии растлевающей идеологии человеконенавистничества, насилия, попрания прав и свобод личности. Говоря о событиях, способствовавших изменению хода новейшей истории Германии, невозможно не вспомнить и принятие в октябре 1945 года видными религиозными деятелями Германии Штутгартской декларации, содержавшей признание вины и ответственности немецкого народа и его духовных руководителей за бедствия, принесенные миру Второй мировой войной.

Чада Русской Православной Церкви всегда будут помнить слова мира и покаяния, с которыми в пятидесятых годах вступали в храмы Москвы, Ленинграда и Киева посланцы Евангелической Церкви в Германии. Тогда православные со слезами на глазах говорили им в ответ: "Бог вас простит!", ибо Сам Спаситель возложил на нас служение примирения (2 Кор. 5, 18). Во времена "холодной войны", когда межгосударственные отношения были сведены к минимуму, фактически единственным каналом связи между общественными силами наших стран оставались контакты Русской Православной Церкви с германскими собратьями христианами. С теплым благодарным чувством вспоминаем мы и усилия Евангелической Церкви в Германии в поддержку Русского Православия в период жестокой антирелигиозной кампании, развязанной атеистическим государством против нашей Церкви в конце 50-х - начале 60-х годов. С другой стороны, впоследствии Бог благословил нас возможностью оказывать помощь немецким евангелическо-лютеранским общинам в Казахстане и других регионах России по организации их церковного устройства, включая регулярную взаимосвязь с руководством Евангелической Церкви в Германии.

Малой, но неотъемлемой частью духовной жизни Германии исторически является небольшое число приходов Русской Православной Церкви на немецкой земле. На протяжении жизни многих поколений русских и немцев эти церковные общины неизменно служат благодатной связью между христианами двух стран. Мы придаем большое значение поддержанию и упрочению этой доброй традиции.

Вместе с тем мы не можем умолчать и о том, что тоталитарный идеологический режим, установившийся в Восточной Германии после войны и принесший страдания многим немцам, поощрялся и поддерживался руководством моей страны. И это обстоятельство также достойно не только глубокого сожаления, но и нашего покаяния. Эта трудная, но столь необходимая для нашего совместного будущего миссия выпала мне, как Предстоятелю Русской Православной Церкви, впервые за многовековую историю наших Церквей, народов и государств посетившему Германию с официальным визитом в ноябре 1995 года.

Ныне по милости Божией семья европейских народов, включая российский и германский, обрела благословенную возможность нестесненного обмена и развития во имя созидания жизни, достойной человека. Многочисленные трудности, испытания и скорби, ныне переживаемые странами, в которых живет большинство членов моей Церкви, на этом новом для нас пути, не понаслышке известны народу Германии, которому раньше нас выпало пройти стезю преодоления тяжкого наследия тоталитаризма. И в этом смысле германский опыт экономического возрождения и общественного строительства сохраняет для новой России непреходящую ценность.

Обе культуры, российская и германская, выросли на христианской почве, наши истоки восходят ко временам единой неразделенной Церкви. И хотя каждая из этих культур является плодом собственного национального гения и уникальных исторических условий развития, мы не можем помыслить одну без другой как в минувшие эпохи, так и в грядущие времена. Трудно переоценить роль, которую суждено сыграть в судьбах Европы следующего тысячелетия России и Германии, стран, столь непохожих и одновременно способных столь органично дополнять друг друга в рамках единого цивилизационного процесса. Мы твердо верим и уповаем на то, что трагическое непонимание друг друга, разъединение и противостояние, которыми была омрачена история взаимоотношений двух великих держав в XX веке, отныне и вовеки стали достоянием прошлого, за опыт которого наши страны заплатили так дорого.

Но если минувшее изменить невозможно, то будущее открыто воле Божией и нашим созидательным усилиям. Ныне мир стоит на пороге великого события христианской истории, каким является наступление третьего тысячелетия от Рождества по плоти Господа и Спасителя нашего, Который пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10, 10). Возьмем же с собою из минувших времен в предлежащее нам будущее не мертвый пепел, но огонь животворящий. Мир, любовь и доброе делание суть дары, которые человечество призвано принести к Вифлеемским яслям Христа Рождшегося. Да будет в этом приношении, которого ожидает от нас Господь, и лепта от народов России и Германии, ныне созидающих новые основы своего бытия на принципах добрососедства, братолюбия и соработничества.

Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 6, 24).