Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из слова на встрече с руководителями

Епархиальных отделов образования

27 января 2000 года

Сегодня, как никогда прежде, нужно просвещать людей, учить, укреплять, разделять с ними трудности и испытания, но главное - возвращать их к вере Христовой, к вере Православной. Желание получать знания об основах веры сегодня у нашего народа очень и очень велико.

Образование и воспитание - это два крыла, которые должны помогать становлению человека, а должное нравственное воспитание может дать только Церковь. Часто, особенно в больших городах, воспитание подростков происходит в подвалах, на чердаках и в подворотнях, что способствует распространению главных пороков нашего времени - алкоголизма и наркомании. А ведь бок о бок с этими детьми живут совсем другие - те, кто посещает воскресные школы или православные гимназии. Но никого из подрастающего поколения нельзя потерять для будущего Церкви, для будущего нашего государства...

В каждом приходе должны быть церковноприходские воскресные школы. Это необходимо, и никакие ссылки на то, что нет возможности создать такую школу, не основательны. Она дает возможность посеять в сердцах молодежи добрые начала, которые останутся на всю жизнь... Мне вспоминается, как в восьмидесятом году на приеме в Кремле, когда руководство страны после иностранных дипломатов привет-ствовало религиозных деятелей, Брежнев как-то вступил в беседу. Он вспомнил о своем школьном законоучителе отце Константине и о том, как родители в детстве возили его в Курскую Коренную пустынь и какие там были порядок и чистота. Такое воспоминание сохранилось на протяжении всей жизни у человека, который очень далек был от всего этого... Необходимо при каждом приходе иметь церковноприходскую школу - это крайне важно...

Я видел учебные пособия по половому воспитанию для детей разных возрастов - от семи до девяти лет и старше, которые года два тому назад планировалось вводить в школах, но они не прошли через Думу. Это неприкрытая пропаганда разврата. Мы будем твердо противостоять этому. Главное, чтобы и родители коллективно выступали против внедрения подобных программ. К голосу родителей, к голосу общественности должны прислушаться работники Министерства образования, руководители школ.

Путь к сотрудничеству со светскими средними и высшими учебными заведениями мы прокладываем и пытаемся решить эту проблему через Министерство общего и профессионального образования. Есть сильное противодействие, надо об этом сказать открыто. Но тем не менее мы будем и дальше осуществлять нашу деятельность. Надо идти по этому пути...

С министром общего и профессионального образования у нас достигнуто взаимопонимание, но, к сожалению, коллектив Министерства образования в основном состоит из старых кадров советского времени, которые движутся по инерции. Поэтому договоренности, которые достигаются с министром, не всегда претворяются в жизнь, так как блокируются и чиновниками Министерства образования, и на местах.

Сегодня еще не все и не всюду готовы вводить преподавание Закона Божия или основ православного вероучения. Семьдесят лет, которые мы прожили в атеистическом государстве, еще долго будут о себе напоминать, и это реальность. На уровне Министерства общего и профессионального образования мы пытаемся ввести курс "теологии" или же "основ православной культуры". Мы категорически против "религиоведения", потому что часто этот предмет ведут бывшие преподаватели научного атеизма. В этом случае происходит размывание понятий. Чаще всего в курсе "религиоведения" говорится обо всем понемножку и нет возможности дать представление о православной культуре, православном вероучении. Но это необходимо...

Ценность Рождественских образовательных чтений - в том, что они позволяют православным педагогам из разных епархий обмениваться уникальным опытом. Такой опыт необходимо изучать. Сегодня религиозное образование и воспитание для нас является одним из приоритетов. В этом - будущее нашей Церкви, и нам необходимо уделять этому вопросу самое пристальное внимание...

Будьте тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе (Рим. 12, 11).