Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Слово к читателям юбилейного издания Библии,

посвященного 2000-летию Рождества Христова

10 августа 1999 года

Дорогие братья и сестры!

Перед вами - вечная Книга, которая, конечно, не нуждается в особом представлении. Едва ли есть на свете человек, который не слышал бы о Библии. Ведь она не только служит источником Божественного Откровения для сотен миллионов христиан, но и является одним из главных оснований мировой культуры.

Однако в нашей стране многие знают Священное Писание в основном понаслышке. Ведь во время многолетних гонений на веру купить Библию было очень нелегко, зато в каждой библиотеке пылились десятки дешевых брошюрок, "опровергающих" эту великую, но практически недоступную читателю Книгу.

Лишь с 1988 года, когда наш народ праздновал 1000-летний юбилей Крещения Руси, массовые тиражи Священного Писания сделали его доступным отечественному читателю. Издание, которое вы держите в руках, посвящено другому великому юбилею - 2000-летию Рождества Христова. Добротное исполнение книги, надеюсь, позволит ей стать семейной святыней, которая будет передаваться от родителей к детям и внукам, как это было исстари принято на Руси.

Вместе с тем важно помнить, что подлинной драгоценностью Библию делает не оформление, а боговдохновенное содержание. Она предназначена не для украшения книжной полки, а для постоянного чтения, которое способно преобразить жизнь и утолить духовный голод всякого человека. Хочу повторить высказанные еще в XII веке, но нисколько не устаревшие слова выдающегося проповедника Древней Руси святителя Кирилла Туровского: "Прошу вас, постарайтесь прилежно читать святые книги, чтобы, насытясь Божиим Словом, достичь несказанного блаженства вечной жизни".

К сожалению, многие из тех, кто приобрел Библию в последние годы, так и не стали ее знатоками и постоянными читателями. Не справившись с первыми трудностями, они надолго отложили Священное Писание в сторону и тем самым лишили себя великой душевной пользы.

Знаю, что начинать изучение Библии неподготовленному читателю действительно бывает нелегко. Поэтому хотел бы поделиться некоторыми советами о чтении Священного Писания, основанными на духовном опыте русских подвижников благочестия.

Прежде всего они советовали читать Слово Божие ежедневно - хотя бы понемногу, но внимательно. При этом, как учил преподобный Серафим Саровский, "всего более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири", особенно начинающим читателям.

Это чтение будет приносить душе пользу, если мы будем воспринимать слова Библии как глас Божий, обращенный лично к каждому из нас. Как писал святитель Тихон Задонский, "Писание Святое как всему роду человеческому, так всякому человеку, мне и тебе, человече, от Бога предано". Читая его, мы "слышим Бога нашего, к нам беседующего".

Для успеха в изучении Священного Писания, по словам святителя Филарета, митрополита Московского, "должно читать оное с благоговением, как Слово Божие, и с молитвою о уразумении оного". По сердечной молитве Господь откроет наш ум к уразумению Писания, как это было некогда с первыми учениками Христа (Лк. 24, 45).

Если при первом чтении не все в Писании понятно, смущаться этим не следует. "Понимаешь, не понимаешь - читай. Благодатное слово евангельское сильно прогонять скуку и уныние и успокоить тебя; только читай побольше и подольше", учил преподобный Амвросий Оптинский. То, что осталось непонятным при первом чтении, Господь может открыть позднее: ведь Библия - это книга на всю жизнь. Каждый раз, читая ее вновь и вновь, мы находим в ней все новые глубины неисчерпаемой премудрости Божией.

Библию невозможно читать в суете, между делом. Поэтому преподобный Серафим советовал: "Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостию, но исполнит его дара разумения".

Святитель Игнатий (Брянчанинов) и многие другие подвижники рекомендовали запоминать наизусть хотя бы избранные места из Евангелия, чтобы Слово Божие сопутствовало нам и тогда, когда мы не можем взять в руки книгу.

Святитель Феофан Затворник, кроме того, советовал: "Заведите тетрадь и записывайте в нее мысли, какие породятся при чтении Евангелия и других книг, в таком порядке: Господь говорит в Евангелии то и то; из этого видно, что нам надобно поступать так и так; для меня это исполнимо в таких-то и таких-то случаях; буду так делать; помоги, Господи! Труд этот небольшой, а сколько от него пользы!"

Конечно, истинное уразумение Священного Писания возможно лишь в том случае, если читатель будет руководствоваться не своим только пониманием, но внимательно прислушается к учению Святой Церкви. Церковь Христова, водимая Духом Святым, является хранительницей Божественного Откровения. В ней пребывает богатейшее наследие святоотеческого толкования Слова Божия. В ней и только в ней обретается благодатная жизнь, в которой Сам Господь руководит нами, помогая исполнять заповеданное Им.

Надеюсь, что следование этим советам поможет вам всем сердцем полюбить Слово Божие. И тогда вы, как и множество других читателей, скажете вместе со святым праведным Иоанном Кронштадтским: "Я не могу жить без этого чтения. Сколько тут содержания! Сколько открыто законов души человеческой! Сколько человек, стремящийся к духовному обновлению, может почерпнуть здесь указаний для того, чтобы переродиться из злого в доброго!"

Господь да благословит вас в чтении Святой Библии и да поможет вам, следуя учению святых Отцов Церкви, достигнуть не только понимания, но и исполнения Слова Божия в вашей жизни.