Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Обращение к участникам научно-богословской конференции

"Миссия Церкви. Свобода совести. Гражданское общество"

Белгород, 12-17 июля 1998 года

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, священнослужители, досточтимые участники конференции!

Искренне рад приветствовать всех вас, собравшихся ныне в древнем городе Белгороде под Небесным покровительством святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, для участия в работе научно-богословской конференции "Миссия Церкви. Свобода совести. Гражданское общество".

Знаменательно, что конференция, посвященная такой чрезвычайно важной теме, собралась на рубеже веков в преддверии третьего тысячелетия христианской эры.

Само ее название указывает насущные проблемы, стоящие перед церковным и общественным сознанием, и, будем надеяться, результаты работы конференции станут научно-богословской основой для создания мировоззренческого правового поля в области церковно-государственных отношений.

Обращение к проблемам миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в ее прошлом и настоящем, а также осмысление развития православной миссии в быстро меняющемся современном гражданском обществе вызваны тем, что общество ставит перед Церковью определенные вопросы, дать ответ на которые мы обязаны. Ведь не секрет, что за прошедшие восемьдесят лет само понятие "миссия Церкви" было не востребовано государством и обществом и, более того, за миссионерскую деятельность государство преследовало священнослужителей и мирян, объявляя ее то "контрреволюционной", то "антисоветской". Демократические преобразования 1990-х годов позволили Церкви выйти из состояния "гетто", но вместе с тем на все пространство бывшего СССР обрушилась миссионерская экспансия проповедников, чуждых традиционным основам религиозного народного сознания. Атеистическое подавление религии сменил псевдорелигиозный натиск западных проповедников, что, в конце концов, неизбежно приводит к разрушению основ самосознания народа, а в целом - и государственности. Поэтому сегодня необходимо дать правильное понимание понятия "православная миссия", сказав о том, что прежде всего это была и есть миссия христианской любви во образ апостольской проповеди.

Вся лжемиссионерская деятельность зарубежных проповедников прикрывается словами о свободе вообще и о свободе совести в особенности. В православном понимании понятие "свобода" есть прежде всего познание истины по слову Христа: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 31-32). В гражданском праве существует свое представление о свободе совести, которое нашло юридическое выражение в российском законе "О свободе совести и о религиозных объединениях". Поэтому, на наш взгляд, представляется крайне важным богословам и ученым-правоведам обменяться мнениями по проблеме "Свобода совести в православном понимании и как объект гражданского права".

На протяжении всей своей истории Церковь Христова, исполняя заповедь Господа, учит, как найти правильный путь, ведущий в Царство Божие, которое, по слову Священного Писания, не от мира сего (Ин. 18, 36). Но в то же время Господь призвал всех Своих последователей идти по всему миру и проповедовать Евангелие всему творению (Мк. 16, 15).

Будучи богочеловеческим организмом, Церковь, в силу самой своей природы превосходящая рамки "мира сего", одновременно призвана действовать в этом мире и служить живущим в нем людям. В православном понимании подобный взгляд на предназначение Церкви не содержит в себе никаких противоречий, но, поскольку секулярный мир и Церковь, имея разные направленности и действия в этом мире, сосуществуют в одной исторической реальности, необходимо богословски осмыслить и дать научное объяснение процессам взаимодействия и взаимовлияния "церковного" и "светского", чтобы избежать ненужных противостояний.

Примечательно, что научно-богословская конференция "Миссия Церкви. Свобода совести. Гражданское общество" начала свою работу на земле святого Белогорья в дни празднования 55-й годовщины победы в величайшем танковом сражении на Прохоровском поле. Уверен, что эти торжества окажут возвышающее и вдохновляющее действие на работу конференции, так как именно в годы войны явственно обозначилось единение Церкви и гражданского общества перед лицом общей опасности.

Молитвенно желаю участникам научно-богословской конференции благословенных успехов в предстоящих трудах. Надеюсь, что результаты конференции станут еще одним важным вкладом в укрепление взаимопонимания Церкви, государства и общества перед лицом общих проблем и задач.