Иоанн Златоуст

БЕСЕДЫ НА ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ

      ПРЕДИСЛОВИЕ. Бедствия, происходящие от незнания Писания. - Послания Павла по порядку времени. - Побуждения к написанию.

      БЕСЕДА I к Римл. I, 1-2. Освящение от любви. - Достоинство, приобретаемое за деньги, не есть достоинство в собственном смысле.

      БЕСЕДА II к Римл. I, 8. Когда нужно благодарить Бога. - Благодать не исключает награды за действия по доброй воле. - Скромность Павла. - Не нужно исследовать причины божественных повелений.

      БЕСЕДА III к Римл. I, 18. Заблуждения многоразличны, истина одна. - Сама природа проповедует Творца. - Против языческих философов. - Обиды бывают полезны переносящему их терпеливо.

      БЕСЕДА IV к Римл. I, 26-27. Противоестественные вожделения - самый тяжелый грех. - Дурное употребление богатства бедственно.

      БЕСЕДА V к Римл. I, 28. О наказаниях за грехи. - О воскресении тел. - Нужно страшиться будущего суда. - Оскорбить Бога - тяжелее, чем быть наказанным.

      БЕСЕДА VI к Римл. II, 17-18. Какое обрезание - нравственное или плотское - действительнее. - Хищничество и лихоимство равносильны идолопоклонству.

      БЕСЕДА VII к Римл. III, 9-19. Об оправдании помимо закона. - Промысл Божий простирается на всех. - Любовь - матерь всех благ. - Зависть - гибельнее всякой войны. - Важно не изобилие дара, а сопутствующее ему настроение. - Какое наследство следует оставлять детям. - Доброе употребление богатства.

      БЕСЕДА VIII к Римл. IV, 1-2. Важность и необходимость веры. - Авраам сверх надежды человеческой поверил с надеждою Божией. - Великая сила веры. - Нужно предпочитать любовь всяким знамениям.

      БЕСЕДА IX к Римл. IV, 23-24. Доказательство воскресения Христова. - Подвиги за Христа доставляют удовольствие. - Дарование святого Духа - величайшее благо. - Для грешника нет зла - быть наказанным. - Нужно переносить скорби, воздавая хвалу Господу.

      БЕСЕДА X к Римл. V, 12. Праведность - корень жизни. - Вследствие закона увеличился грех. - Грех ослабляет душу. - Какой любви требует от нас Христос. - Страдание за Христа приносит величайшую пользу.

      БЕСЕДА XI к Римл. VI, 5. Различные роды смерти. - Вред корыстолюбия.

      БЕСЕДА XII к Римл. VI, 19. Совершенство христианской жизни. - То, что естественно, не подлежит отмене. - Порок оканчивается смертию, добродетель жизнию. - Зло любостяжания. - Как искоренять пороки. - От нас зависит - не терпеть зла.

      БЕСЕДА XIII к Римл. VII, 14. Об обновлении благодатию Духа. - Где Дух, там и Христос. - Необходимо умерщвление тела в смысле склонностей к порочным делам. - Кто подвержен грехам, тот не живет. - Против пьянства и пристрастия к деньгам.

      БЕСЕДА XIV к Римл. VIII, 12-13. Побуждения к духовной жизни. - Дух усыновления. - Достоверность воздаяния. - Благодать сопутствует и помогает в трудах и опасностях. - Нужно быть милосердным. - Величие будущей жизни по сравнению с царским великолепием.

      БЕСЕДА XV к Римл. VIII, 28. Обилие благодатных даров. - Избрание есть знамение добродетели. - Не нужно бояться искушений. - Любовь Павла ко Христу. - Приверженность к земным предметам несовместна с любовью ко Христу. - Милостыня требуется любовью ко Христу.

      БЕСЕДА XVI к Римл. IX, 1. В каком смысле Павел желал быть отлучен от Христа. - Суждения некоторых об ап. Павле. - Истинное семя Авраама. - Все званы, но не все приходят на зов. - Не нужно требовать отчета от Бога. - Бог не отнимает свободной воли. - В чем преимущественно состоит слава Божия.

      БЕСЕДА XVII к Римл. X, 1. В чем заключается истинная праведность. - О пороке тщеславия.

      БЕСЕДА XVIII к Римл. X, 14-15. Разрешение иудейских возражений. - Великое достоинство Павла. - Какого рода завещания полезны для души.

      БЕСЕДА XIX к Римл. XI, 7. Почему бедствия постигали иудеев. - В чем состоит истинное богатство. - Ни добродетели, ни пороки предков не имеют значения для потомков. - Призыв к милостыне.

      БЕСЕДА XX к Римл. XII, 1. Каким образом наше тело служит жертвою. - Нет ничего слабее порока. - Смиренномудрие - матерь благ. - Вред высокомерия.

      БЕСЕДА XXI к Римл. XII, 4-5. Милостыня должна быть охотно подаваема. - Ценность ее зависит от настроения. - Как следует исполнять обязанность странноприимства.

      БЕСЕДА XXII к Римл. XII, 14. Высокомерие - источник раздора. - Нужно терпеливо переносить обиды.

      БЕСЕДА XXIII к Римл. XIII, 1. О повиновении. - Как нужно любить Бога.

      БЕСЕДА XXIV к Римл. XIII, 11. Вино разжигает похоть и гнев. - Как нужно устраивать пиршества.

      БЕСЕДА XXV к Римл. XIV, 1-2. Об употреблении пищи. - Почему Бог одних наказывает, а других нет.

      БЕСЕДА XXVI к Римл. XIV, 14. Истинная причина осквернения. - Сила доброго или дурного примера.

      БЕСЕДА XXVII к Римл. XIV, 24-26. Вера требует повиновения, а не исследования. - Нужно любить и врагов.

      БЕСЕДА XXVIII к Римл. XV, 8. О призвании и спасении.

      БЕСЕДА XXIX к Римл. XV, 14. Смирение ап. Павла. - Примеры человеколюбия.

      БЕСЕДА XXX к Римл. XV, 25-27. Восхваление Прискиллы. - Прискилла - образец для нас. - Нужно читать послание ап. Павла и др. свящ. книги.

      БЕСЕДА XXXI к Римл. XVI, 5. Труды ап. Павла. - В каком месте будет геенна.

      БЕСЕДА XXXII к Римл. XVI, 17-18. Снисходительность увещаний ап. Павла. - Разногласие в догматах. - Неотделимость молитвы от дел.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

     1. Постоянно слушая чтение посланий блаженного Павла, каждую неделю дважды, а часто три и четыре раза, когда мы совершаем памяти святых мучеников, - я радуюсь, наслаждаюсь духовною трубою, восхищаюсь я воспламеняюсь желанием, узнавая любезный мне голос, и мне почти кажется, будто он явился и присутствует предо мною, и я вижу, как он беседует. Но, с другой стороны, я скорблю и сокрушаюсь тем, что не все знают этого мужа так, как должно знать, а некоторые находятся в таком неведении, что не знают ясно и числа его посланий. И это бывает не от недостатка учения, а от того, что не хотят постоянно беседовать с этим блаженным. И мы то, что знаем (если, действительно, что-нибудь знаем), уразумели не при помощи природной способности и остроты ума, но вследствие того, что постоянно были близ этого мужа и ревностно прилежали ему. Любящие знают дела любимых больше всех остальных, так как поистине заботятся о них. И блаженный Павел, показывая это, говорил к Филиппийцам: яко есть праведно мне сие мудрствовати о всех вас, за еже имети ми в сердце вас, во узах моих и во ответе и извещении благовестия (Филип. I, 7). Таким образом и вы, если желаете с усердием внимать чтению, не будете нуждаться ни в чем другом, потому что неложно слово Христа, Который сказал: ищите и обрящете, тольцыте и отверзется вам (Мф. VII, 7). Но так как у нас большая часть собравшихся здесь приняли на себя заботу о воспитании детей и о жене и попечение о доме и, вследствие этого, не могут согласиться на то, чтобы всецело предать себя этому труду, то, по крайней мере, постарайтесь принять собранное другими и уделите слушанию того, о чем здесь говорится, такое же большое внимание, как и собиранию имений. Правда, хотя и стыдно требовать от вас одного только этого, но будет приятно, если вы и в этом не откажете.

     Ведь отсюда, от незнания Писания, произошли бесчисленные бедствия: отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда - нерадивые жития, бесполезные труды. Подобно тому как лишенные этого света не могут прямо идти, так и не взирающие на луч божественного Писания вынуждаются много и часто грешить, так как поистине ходят в самой глубокой тьме. Что бы этого не было, откроем глаза пред сиянием апостольских глаголов; ведь язык апостола Павла воссиял ярче солнца, он словом учения превзошел всех прочих и получил. обильную благодать Духа, так как больше других потрудился. И я утверждаю это не на основании только посланий, но и деянии. Если где-нибудь был удобный случай для проповеди, всюду предоставляли ему; потому даже неверующие назвали этого апостола Гермесом - за совершенство в слове. Намеревающимся приступить к посланию этому необходимо сказать и о времени в которое оно было написано. Вопреки мнению многих, оно не первое из всех остальных посланий, но, будучи составлено ранее тех, которые написаны из Рима, оно позднее других, хотя и не всех. Так, оба послания к Коринфянам были отправлены раньше этого. И это видно из того, что он, написал в конце послания, говоря следующее: ныне же гряду во Иерусалим служай святым. Благоволиша бо Македониа и Ахаиа общение некое сотворити к нищим святым живущим во Иерусалиме (Рим. XV, 25-26). А в послании к Коринфянам он, говоря о собравшихся нести в Иерусалим подаяние, писал: аще же достойно будет и мне ити, со мною пойдут (1 Кор. XVI, 4). Отсюда видно, что когда Павел писал к Коринфянам, его путешествие было еще сомнительно, а когда писал к Римлянам, то оно было уже решено. Согласившись же с этим, мы должны заключить, что послание к Римлянам писано после послания к Коринфянам. А по моему мнению, и послание к Фессалоникийцам было написано раньше послания к Коринфянам. Написавши предварительно свое послание к первым, он так говорил о милостыне: о братолюбии же не требуете, да пишется к вам: сами бо вы Богом учени есте, еже любити друг друга, ибо творите то ко всей братии (1 Сол. IV, 9, 10). А потом уже он писал к Коринфянам, как видно из слов: вем бо аз усердие ваше, имже о вас хвалюся Македоняном, яко Ахаиа приготовися от мимошедшего лета: и яже от вас ревность раздражи множайших (2 Кор. IX, 2). Отсюда ясно, что Фессалоникийцам говорено было о том прежде. Но хотя послание к Римлянам позднее этих однако оно написано раньше тех, которые отправлены из Рима. Он еще не прибыл в город Рим, когда написал это послание, как открывается из слов: желаю бо видети вас, да некое подам вам дарование духовное (Рим. I, 11). К Филиппийцам же Павел писал из Рима, почему и говорит: целуют вы святии вси, паче же иже от Кесарева дому (Филип. IV, 22). И к Евреям писано оттуда же, почему и сказано, что их приветствуют все от Италии (Евр. XIII, 24). Также и послание к Тимофею Павел писал из Рима, находясь в узах. Даже мне кажется, что оно есть последнее из всех его посланий, как видно из сказанного в конце: аз бо уже жрен бываю, и время моего отшествия наста (2 Тим. IV, 6). Всякому же известно, что Павел кончил жизнь в Риме. И послание к Филимону есть также одно из последних, так как Павел написал его в глубокой старости, о чем сам говорит: якоже Павел старец, ныне же и узник Иисуса Христа (Фил. 9). Но, конечно, оно написано прежде послания к Колоссянам, что опять видно из сказанного в конце послания, так как Павел в послании к Колоссянам пишет: вся скажет вам Тихик, егоже послах с Онисимом верным и возлюбленным братом (Кол. IV, 7-9). Онисим же этот был тот самый, о котором Павел написал послание к Филимону, а не другой, соименный ему, что доказывается именем Архипа, на которого Павел в послании к Филимону возложил труд ходатайствовать с ним за Онисима, и которого в послании к Колоссянам он поощряет такими словами: рцыте Архиппу: блюди служение, еже приял еси, да довершиши е (Колосс. IV, 17). Мне еще кажется, что послание к Галатам написано прежде послания к Римлянам. Если же послания Павла имеют в книгах порядок другой, то это нисколько неудивительно, так как и двенадцать пророков расположены последовательно, в известном порядке книг, хотя по времени они и не следуют один за другим, но разделены между собою большим промежутком времени. Так Аггей, Захария и другие пророчествовали после Иезекииля и Даниила, а многие после Ионы, Софонии и всех прочих; однако же в книгах они соединены вместе с теми, от которых так удалены временем.

     2. Никто пусть не считает этот труд излишним и не признает такое исследование делом пустого любопытства, потому что время посланий не мало содействует нам к объяснению их. Так, я замечаю, что Павел к Римлянам и Колоссянам пишет об одном и том же, но неодинаково. К Римлянам он пишет с большим снисхождением, когда говорит: изнемогающего же в вере приемлите, не в сомнение помышлений. Ов бо верует ясти вся, а изнемогаяй зелия яств (Рим. XIV, 1, 2). А к Колоссянам о том же апостол выражается иначе и с большею свободою, именно говорит: аще убо умросте со Христом от стихий мира, почто аки живуще в мире стязаетеся? Не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи: яже суть вся во истление употреблением, не в чести коей, к сытости плоти (Колос. II, 20-23). Причину такой разности я нахожу не в чем другом, как в обстоятельствах времени. В начале следовало быть снисходительным, а после это стало уже не нужно. Можно найти, что Павел и во многих других случаях делал то же. Так обыкновенно поступают врач и учитель. Врач неодинаково будет обходиться с теми, которые только что заболели, и с теми, которые уже выздоравливают; равно и учитель иначе будет обращаться с детьми, начинающими учиться, и иначе с требующими совершеннейших уроков. Итак, Павел писал послания другим, побуждаемый какою-нибудь причиной и целью (на это он и указывает, говоря Коринфянам: а о них же писасте ми (1 Кор. VII, 1), и Галатам изъясняет то же самое, как в предисловии, так и во всем послании). Для чего же и по какой причине он писал к Римлянам? Ведь он ясно свидетельствует о них, что они полны благости, исполнены всякого разумения и могут иных научить (Рим. XV, 14). Итак для чего же он писал к ним послание? За благодать, говорит он, данную ми от Бога, во еже быти ми служителю Иисус Христову (Рим. XV, 15, 16). Потому и в начале послания он сказал: должен есмь, еже по моему усердию, и вам сущим в Риме благовестити (Рим. I, 14, 15). А то, что Римляне могут и других научить, это и другое подобное сказано больше в похвалу и поощрение, так как и они имели нужду в исправлении посредством послания. И так как Павел сам еще не был в Риме, то он двумя способами исправляет мужей - и полезным писанием, и ожиданием его прибытия. Такова была святая душа Павла; она обнимала всю вселенную и всех заключала в себе, считая родство по Боге самым высшим. Павел всех любил так, как будто сам родил их, а лучше сказать, обнаруживал любовь больше всякого отца. Такова-то благодать Духа: она побеждает телесные болезни и создает самую горячую любовь. Особенно же это можно видеть на душе Павла, который, как бы получивши крылья, под воздействием любви неутомимо всех обходил, нигде не медлил и не останавливался. Он знал, что Христос, сказав Петру: любиши ли Мя? Паси овцы Моя (Иоан. XXI, 65), указал этим на высочайшую степень любви, и потому сам в избытке обнаружил ее в себе. Итак мы, соревнуя Павлу, будем назидать, если не весь мир, не целые города и народы, то, по крайней мере, каждый - собственный свой дом, свою жену, своих детей, друзей, соседей. И никто пусть не говорит мне: я неискусен и несведущ. Нет никого более неученого, чем Петр, и более неискусного, чем Павел. Он и сам признается в этом и не стыдясь, говорит: аще бо и невежда словом, но не разумом (2 Кор. XI, 6). Однако невежда Павел и неученый Петр победили тысячи философов, заставили молчать бесчисленных ораторов, совершивши все это собственным усердием и благодатию Божиею. Какое же оправдание найдем для себя мы, когда оказываемся не в состоянии научить и двадцать человек и быть полезными для живущих вместе с вами? Это пустой предлог и пустая отговорка. Не малоученость, не малообразованность, но леность и сон препятствуют нам учить. Потому, отрясши этот сон, со всем прилежанием позаботимся о собственных членах, чтобы, наставляя ближних своих страху Божию, мы и здесь насладились полным спокойствием, и так сделались участниками бесчисленных благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым слава Отцу и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.