Варсанофий

(иначе Варсануфий, или Варсонуфий великий) отшельник, весьма почитавшийся на христианском Востоке. Род. в Египте в конце V века, переселился в монастырь св. Серида около Газы (в Палестине), где упражнялся в иноческих подвигах вместе с аввою Досифеем и аввою Дорофеем. Около 540 г. удалился в пустыню и жил в полном уединении. Написал сочинение против монахов-оригенистов. Скончался в глубокой старости в конце VI века. В IX веке мощи его были перенесены в южную Италию в гор. Ориа (в Отрантской области). О жизни В. достоверных подробностей не сохранилось. "Ejus vita", говорит один известный специалист по агиографии, "partim fabulosa, partim incerta expenditur in Actis SS., ad XI Apr. pag. 23" (Martinov, "Annus ecciesiasticus graeco-slavicus" p. 64).

Под названным днем память св. Варсанофия празднуется в Западной церкви, а в Восточной - 6 февраля. В 1803 году издана была афонскими монахами греческая книга, содержащая ответы В. на вопросы учеников, по древней и, как говорится в предисловии, единственной рукописи, находящейся на Св. горе. Русский перевод этой книги издан московскою духовною академией в 1855 г. ("Преподобных отцов Варсанофия Великого и Иоанна, руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников". М.1855).

Разрешаемые в этой книге вопросы имеют исключительно нравственно-аскетический характер. Книге предпослано краткое сказание о жизни преподобных отцев Варсануфия и Иоанна, составленное Никодимом, монахом св. Афонской горы. "Время, которое все сокрушает - читаем мы здесь - и доброе покрывает мглою забвения, не оставило нам повествования о жизни сих богоносных светил, Варсануфия и Иоанна: а потому я, немощный, постарался выбрать из предлагаемой здесь собственной их книги некоторые частные свидетельства о их жизни". Из этих свидетельств видно, что В. приписывались особые духовные дары и чудотворная сила, доходившая до неоднократного воскрешения мертвых.

Вл. Соловьев.