Книга Творения Сефер Иецира

Перевод Н.А.Переферковича

Веб-издание: ОК, http://magister.msk.ru/

 

КНИГА ТВОРЕНИЯ СЕФЕР ИЕЦИРА

 

Перевод с еврейского подлинника,
сделанный ориенталистом Н. А. Переферковичем

 

 

Глава I

 

       1. Тридцатью двумя путями — чудными, мудрыми, начертал (или сотворил) ИА, ИЕВЕ, Саваоф, Бог Израиля, Бог живой и Царь вечный, Эль Шаддай, милосердный и прощающий, возвышенный, пребывающий в вечности, — возвышенно и свято имя Его, — и создал мир Свой тремя сефарим (счислениями): сефер, сефор и сипур.[1]

       2. Десять чисел (сефиротов) невещественных (абстрактных). Двадцать две буквы — основания: три матери, семь двойных и двенадцать простых.

       3. Десять чисел (сефиротов) невещественных: по числу десяти пальцев, пять против пяти, но завет единства между ними...[2]

       4. Десять чисел (сефиротов) невещественных: десять, а не девять; а не одиннадцать; пойми разумением и разумей пониманием, пытай их, исследуй их, установи вещь, как следует, и помести Создателя на Его место.

       5. Десять чисел (сефиротов) невещественных: у них десять свойств бесконечных: глубина начала, глубина конца, глубина добра и глубина зла, глубина вышины, глубина глубины, глубина востока и глубина запада, глубина севера и глубина юга. Один Господь Бог, Царь верный, властвует над всеми в святой обители Своей во веки.

       6. Десять чисел (сефиротов) невещественных: их взгляд — как сверкает молния и конец их бесконечен и слово Его к ним: «быстро двигаться туда и обратно»,[3] и по велению Его, как вихрь бегут, и перед престолом Его преклоняются.

       7. Десять чисел (сефиротов) невещественных. Их конец внедрен в начале, как пламя соединено с углем, ибо Господь один, и нет Ему второго, а до единицы какое можешь назвать число?

       8. Десять чисел (сефиротов) невещественных: сомкни уста свои и не говори, закрой сердце твое и не мысли, а если сердце твое побежало, возвратись на место, ибо для этого сказано (Иезек. 1:14): «И животные быстро двигались туда и сюда», и на этом заключен завет.

       9. Десять чисел (сефиротов) невещественных: первое — дух Бога живого, — да будет благословенно и благословляемо имя вечно живого! Голос, дух и слово составляют Дух Святой.

       10. Второе — дуновение (эфир) от духа. Он начертал (или создал) и выбил им двадцать две буквы основания, три матери, семь двойных и двенадцать простых, но один в них дух.[4]

       11. Третье — вода от эфира. Он начертал (или создал) и выбил из нее хаос («Тоху и Боху»), влагу и глину; начертал их наподобие гряды, выбил их наподобие стены, окружил их подобием желоба и излил на них снег, и он стал землей, ибо сказано (Иов 37:6): «...снегу Он говорит: будь земля».

       12. Четвертое — огонь от воды. Он начертал и выбил из него престол славы, серафимов, офанимов, святых животных и ангелов служителей. Из всех трех (т. е. эфира, воды и огня) Он основал обитель Свою, ибо сказано (Пс. 103:2-4): «Одеваешься светом, как ризою; простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои; делаешь облака Твоею колесницею; шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий».

       13. Он избрал три буквы из простых тайною, — трех матерей — алеф, мем, шин, — и установил их в великом имени Своем, и заключил ими (именами) шесть концов пространства.

       Пятое — вышина, обращенная кверху, запечатана именем ИВЕ.

       Шестое — глубина, обращенная вниз, запечатана именем ЕИВ.

       Седьмое — восток, обращенный вперед, запечатан именем ВИЕ.

       Восьмое — запад, обращенный назад, запечатан именем ВЕИ.

       Девятое — юг, обращенный вправо, запечатан именем ИЕВ.

       Десятое — север, обращенный влево, запечатан именем ЕВИ.[5]

       14. Таковы десять чисел (сефиротов) невещественных; первое — дух Бога живого: эфир от духа, вода от эфира, огонь от воды, верх, низ, восток, запад, север и юг.

 

 

Глава II

 

       1. Двадцать две буквы основания: три матери, семь двойных и двенадцать простых. Три матери алеф, мем, шин: основная черта их — чаша правоты, чаша виновности и закон, устанавливающий равновесие между ними.[6] Алеф, мем, шин: мем — немая, шин — шипящая, алеф — аэр (воздух) — эфир, занимающий середину (буквально: устанавливающий равновесие между ними).[7]

       2. Двадцать две буквы: Он начертал их, выбил их, сделал их сочетания и перестановки, взвесил их, и создал ими все созданное и все имеющее быть созданным.

       3. Двадцать две буквы основания. Он начертал их голосом, выбил духом, установил устами в пяти местах: буквы עחהא — в гортани, קכיה — в небе, תולטר — в языке, ץרשםז — в зубах, ףמוכ — в губах.[8]

       4. Двадцать две буквы основания. Он установил их на сфере наподобие стены, в 231 рядах (перестановках), и сфера вращается вперед и назад, и знак этому: нет выше, чем גכע (удовольствие) и нет ниже, чем עגכ (язва).[9]

       5. Как Он их взвесил и сделал сочетание, и перестановки? Одну букву — со всеми и все буквы — с одной, две — со всеми и все — с двумя, и так далее, и оказывается 231 ряд.[10] Следовательно, все созданное и вся речь произошли одинаковым образом.

       6. Он создал нечто из хаоса и из ничего сделал нечто, и вырубил большие столбы из воздуха необъятного, и вот знак: одна буква — со всеми и все — с одной. Он смотрел, перемещал и сделал все созданное и все слова одним способом, и знак этому: двадцать два предмета в одном теле.

 

 

Глава III

 

       1. Три матери — алеф, мем и шин: их основная черта — чаша правоты и чаша виновности, и закон устанавливает между ними равновесие (т. е. тезис, антитеза и синтез). Три матери — алеф, мем, шин — великая тайна: чудная, сокровенная и запечатанная шестью печатями, и из них вышли воздух, вода и огонь (аэр, моим, эш), от этих произошли отцы, а от отцов — чада.

       2. Три матери — алеф, мем, шин: Он их начертал, выбил, сделал сочетания и перестановки, взвесил, и создал ими три матери — алеф, мем, шин — в мире, три матери — алеф, мем, шин — в году (т. е. во времени) и три матери в теле мужском и женском.

       3. Три матери — алеф, мем, шин — в мире: воздух, вода и огонь; небо создано из огня, земля — из воды, а воздух — из эфира, и занимает среднее место между ними.

       4. Три матери — алеф, мем, шин — в году: теплое время (лето), холодное (зима), и дождливое; теплое сотворено из огня, холодное — из воды, а дождливое — из эфира, и занимает середину между ними.

       5. Три матери — алеф, мем, шин — в теле мужском и женском: голова, живот и грудная клетка. Голова сотворена из огня, корпус — из воды, а грудная клетка — из эфира, занимает середину между ними.

       6. Он назначил букву алеф царствовать над эфиром и повязал ей венец, сделал сочетания и создал ими: воздух в мире, дождливое время в году и грудную клетку в мужском теле сочетанием: алеф, мем, шин, а в женском — сочетанием: алеф, шин, мем.

       7. Он назначил букву мем царствовать над водою и повязал ей венец и сделал сочетания, и создал ими: землю в мире, холодное время в году, и живот в мужском теле сочетанием: мем, алеф, шин, а в женском — сочетанием: мем, шин, алеф.

       8. Он назначил шин царствовать над огнем и повязал ему венец, и сделал сочетания, и создал ими: небо в мире, теплое время в году и голову в мужском теле сочетанием шин, мем, алеф, а в женском сочетанием: шин, алеф, мем.

 

 

Глава IV

 

       1. Семь двойных — תרפכרגב: имеют два произношения, символ мягкости и твердости, силы и слабости. Семь двойных תרפכרגב их основание: мудрость, богатство, плодовитость, жизнь, господство, мир, красота.

       2. Семь двойных — תרפכרגב: по произношению и по изменчивости: мудрости соответствует глупость, богатству — бедность, плодовитости — бесплодие, жизни — смерть, господству — рабство, миру — война, красоте — безобразие.

       3. Семь двойных — תרפכרגב. Верх и низ, восток и запад, север и юг, а святой храм находится в середине и поддерживает все.

       4. Семь двойных — תרפכרגב. Семь, а не шесть; семь, а не восемь; испытывай их, установи вещь, как следует, и помести Создателя на Его место.

       5. Семь двойных — תרפכרגב. Он их начертал, выбил, сделал сочетания и перестановки, взвесил, и создал ими семь звезд (планет) в мире, семь дней в году, семь отверстий (врат) в теле мужском и женском.

       6. Семь звезд в мире: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна; [11] семь дней в году; семь дней недели; семь отверстий в теле мужчины и женщины — два глаза, два уха, две ноздри и рот.

       7. Он назначил букву — бет царствовать над мудростью и повязал ей венец и сделал сочетания: и создал ими Луну в мире, воскресенье в году и правый глаз в теле мужском и женском.

       8. Он назначил букву — гимел царствовать над богатством, и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими: Марса в мире, понедельник в году и правое ухо в теле мужском и женском.

       9. Он назначил букву — далет царствовать над плодовитостью и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими Солнце в мире, вторник в году и правую ноздрю в теле мужском и женском.

       10. Он назначил букву — каф царствовать над жизнью и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими Венеру в мире, среду в году и левый глаз в теле мужском и женском.

       11. Он назначил букву — пе царствовать над господством и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими Меркурия в мире, четверг в году, и левое ухо в теле мужском и женском.

       12. Он назначил букву — реш царствовать над миром, и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими Сатурна в мире, пятницу в году и левую ноздрю в теле мужском и женском.

       13. Он назначил букву — may царствовать над красотою и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими Юпитера в мире, субботу в году и рот в теле мужском и женском.

       14. Семь двойных — תרפכרגב. Ими начертаны семь миров, семь небес, семь земель, семь морей, семь рек, семь пустынь, семь дней, семь недель, семь годов простых, семь годов субботних, семь годов юбилейных и храм святой; поэтому Он возлюбил семерицы под всем небом.

       15. Два камня строят два дома, три камня строят шесть домов, четыре камня строят двадцать четыре дома, пять камней строят сто двадцать домов, шесть камней строят 720 домов, семь камней строят 5040 домов, а далее иди и считай, чего уста не могут выговорить и ухо не может слышать.

 

 

Глава V

 

       1. Двенадцать простых: קצעםנליטחזוה. Основание их: речь, мысль, хождение, зрение, слух, действие, совокупление, обоняние, сон, гнев, питание, смех.

       2. Двенадцать простых: קצעםנליטחזוה. Двенадцать диаметральных границ: граница верх-востока, граница северо-восточная, граница низ-востока, граница верх-юга, граница юго-восточная, граница низ-юга, граница юго-западная, граница верх-запада, граница низ-запада, граница северо-западная, граница низ-севера; они идут до вечности, и это границы мира.

       3. Двенадцать простых קצעםנליטחזוה. Он их начертал, выбил, сделал сочетания и перестановки, взвесил, и создал ими двенадцать знаков зодиака в мире, двенадцать месяцев в году, двенадцать вождей в теле мужском и женском.

       4. Двенадцать знаков зодиака: овен, телец, близнецы, рак, лев, дева, весы, скорпион, стрелец, козерог, водолей, рыбы.

       5. Двенадцать месяцев в году: ниссан, ияр, сиван, таммуз, ав, эллуль, тишри, хешван, кислев, тевет, шеват, адар.

       6. Двенадцать вождей в теле мужском и женском: две руки, две ноги, две почки, желчь, кишки, печень, желудок-коркевок, желудок-кева,[12] селезенка.

       7. От первой (группы букв) Он назначил букву Хé царствовать над речью, и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими знак Овна в мире, ниссан в году, и правую ногу в теле мужском и женском.

       От первой (группы) Он назначил букву Вав царствовать над мыслью и сделал сочетания, и создал ими знак Тельца в мире, ияр в году и правую почку в теле мужском и женском.

       От первой (группы) Он назначил букву Зайн царствовать над хождением и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими знак Близнецов в мире, сиван в году и левую ногу в теле мужском и женском.

       8. От второй (группы) Он назначил букву Хет царствовать над зрением и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими знак Рака в мире, таммуз в году и правую руку в теле мужском и женском.

       От второй (группы) Он назначил букву Тет царствовать над слухом и повязал ей венец, и сделал сочетания, создал ими знак Льва в мире, аб в году и левую почку в теле мужском и женском.

       От второй (группы) Он назначил букву Иод царствовать над действием и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими знак Девы в мире, элуль в году и левую руку в теле мужском и женском.

       9. От третьей (группы) Он назначил букву Ламед царствовать над совокуплением, и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими знак Весов в мире, тишри в году и желчь в теле мужском и женском.

       От третьей (группы) Он назначил букву Нун царствовать над обонянием и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими знак Скорпиона в мире, хешван в году и кишки в теле мужском и женском.

       От третьей (группы) Он назначил букву Самех царствовать над сном и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими знак Стрельца в мире, кислев в году, желудок-кева в теле мужском и женском.

       10. От четвертой (группы) Он назначил букву Айн царствовать над гневом и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими знак Козерога в мире, тевет в году и печень в теле мужском и женском.

       От четвертой (группы) Он назначил букву Цаде царствовать над питанием и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими знак Водолея в мире, шеват в году и желудок-коркевок в теле мужском и женском.

       От четвертой (группы) Он назначил букву Коф царствовать над смехом и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими знак Рыб в мире, адар в году и селезенку в теле мужском и женском.

       Он их сделал вроде корыта, установил вроде стены, расположил наподобие военного времени.

 

 

Глава VI

 

       1. Таковы три матери: алеф, мем, шин, от них произошли трое отцов — воздух, вода, огонь, а от отцов чада. Три отца с чадами, семь звезд с воинствами их и двенадцать границ диаметральных.

       2. Доказательство этому — верные свидетели: мир, год, тело, двенадцать, семь и три начальника: дракон, сфера и сердце.

       3. Три матери — алеф, мем, шин — воздух, вода, огонь: огонь (стремится) наверх, вода — вниз, а воздух занимает средину между ними; знак этому: огонь носит воду; мем — немая, шин — шипящая, алеф — аэр, воздух, занимающий средину между ними. Дракон в средине, как царь на престоле (т. е. неподвижен); [13] сфера в году, как царь в государстве; сердце в теле, как царь на войне.

       4. «То против другого соединял Бог» (Еккл. 7:14): добро против зла и зло против добра, добро из добра, зло из зла, добро испытывает зло, а зло — добро, добро уготовано для добрых, а зло — для злых.

       5. Из трех каждое стоит отдельно: одно оправдывает, другое обвиняет, а третье устанавливает равновесие между ними.

       Из семи (планет и т. д.) три против трех, а одно устанавливает равновесие между ними.

       Двенадцать выстроены как на войне: три друга, три врага, трое оживляют и трое умерщвляют. Три друга: сердце и уши; три врага: печень, желчь и язык; трое оживляют: две ноздри и селезенка; три умерщвляют: два главных отверстия и рот; и Бог, царь верный, властвует над всеми со святой обители Своей до вечности.

       Один Бог над тремя (стихиями), три над семью (планетами и т. д.), семь над двенадцатью (знаками зодиака и т. д.), и все связаны друг с другом.

       6. Вот двадцать две буквы, которыми создавал Эхие, Ια ИЕВЕ Элохим, Элохим ИЕВЕ, ИЕВЕ-Саваоф, Элохим Саваоф, Шаддай, Господь, и сделал из них три сефарим, и сотворил ими весь мир Свой и создал ими все созданное и все имеющее быть созданным.

       7. Когда пришел отец наш Авраам — да почиет в мире — он смотрел и видел, и понял, и исследовал, и начертал, и выбил, и ему удалось творение, ибо сказано (Быт. 12:5): «и души, которые он сделал в Харане». Тотчас открылся ему Господь всего и посадил его на лоно Свое, и поцеловал его в голову, и назвал его «Авраам, друг Мой», и заключил завет с ним и потомством его навеки, ибо сказано (Быт. 15:6): «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность», и заключил с ним завет между десятью пальцами рук его, и это — завет языка, и между пальцами ног его, и это — завет обрезания, и связал двадцать две буквы Закона, на языке его и открыл ему Свою тайну: протянул их через воду, прожег на огне, обвеял эфиром, подмел семью, провел по двенадцати знакам зодиака.

 

КОНЕЦ

 



[1] Эти три слова по-еврейски пишутся одинаково: רפם; они означают книга, счисление и повествование чисел.

[2] Далее идут четыре непонятных слова.

[3] Автор имеет в виду стих (Иезек. 1:14): «И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния».

[4] По второй версии; из эфира созданы четыре страны света; восток, запад, север и юг.

[5] По мысли автора, шестью последними сефиротами являются 6 измерений; верх, низ, восток, запад, север и юг, и все они заключены именами Бога, как символами вездесущие Его.

[6] Ср. тезис, антитеза и синтез.

[7] Мем является основной буквой слова маим («вода») — стихии немых рыб; шин — основная буква слова эш («огонь») — стихии шипящей; алеф — обозначает аэр, стихию среднюю. Таким образом, все буквы алфавита делятся на три группы: немые, шипящие и средние.

[8] По второй версии Сефер Иециры, ни одна буква не может быть произнесена без языка, которому остальные органы речи только помогают: буквы עחהא произносятся кончиком языка и гортанью, ףמוכ — между губами и кончиком языка; קכיג — по середине языка, תולטד — кончиком языка и ץרשםז — зубами и плоско вытянутым языком.

[9] Оба слова состоят из тех же букв, только в обратном порядке.

[10] 231 перестановка получается из 22 букв по 2 (11 × 21).

[11] Древневавилонский порядок планет: Солнце, Венера, Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер. Марс. Этот порядок сохранен в Птоломеевой системе и в Талмуде.

[12] Древние считали желудок человека состоящим из двух частей: stomachus и cargo.

[13] В геоцентрической системе мирового вращения, ось мира предполагается проходящей через середину земли до неба, где она встречает неподвижную полярную звезду. О том, какая звезда — полярная, мнения расходились: одни искали ее в созвездии Большой Медведицы, другие — в созвездии Малой Медведицы; китайцы считали полярной (царицей) одну из звезд Дракона. Последнее мнение, по-видимому, разделяет и Сефер Иецира.