Владимир Шмаков. Великие арканы Таро

Издание: OK, http://magister.msk.ru/

 

Священная книга Тота

 

ВЕЛИКИЕ АРКАНЫ ТАРО

 

Абсолютные Начала
Синтетической Философии Эзотеризма

 

 

 

Предисловие ........................................................................          

        Гуманизм как основа европейской культуры. Отрыв от метафизики и переход к изучению единичных явлений природы. Возрождение стремления к синтезу. Энциклопедисты. Эмпирический синтез и его природа. Материализм и атеизм. Новейшие открытия науки. Менделеев. Природа времени и пространства. Принцип относительности, электромагнитная теория света и гипотеза об эфире. Радий и открытие дематериализации материи. Энергетивная философия, монизм. Закон энтропии. Величайший переполох в научном мировоззрении. Всеобщая переоценка ценностей. Наука и религия. Мистицизм и научный синтез. Позитивизм и мистицизм. Четыре полюса интеллектуального мира. Изучение психических явлений. Древний и новейший мистицизм. Индия и средневековье. Древность и единство эзотерической науки. Книга Тота как древнейший памятник человеческого гения. Ее происхождение. Свидетельства Элифаса Леви и Блаватской. Падение Египта и разрушение культуры древнего мира. Распространение христианства. Великий Арабский Халифат. Альбигойцы и распространение мавританской культуры. Рыцари храма. Падение ордена тамплиеров и масонство. Розенкрейцеры и мартинисты. Известнейшие деятели новейшего мистицизма. Е. П. Блаватская и теософическое общество. Шри Рамакришна Парамахамса. Истинное значение гибели древних цивилизаций. Александрийская библиотека, Марк Аврелий и Юлиан. Истина вечна! Книга Тота как последний завет минувших веков.

 

Введение. О Вечной Истине и верховном синтетическом учении системы Арканов              

       I. О видах человеческого познания ................................          

        Доктрина о Бытии в продлении как основа трансцендентальной метафизики. Трансцендентальное сознание как вторая Ипостась Реальности. Синтез и тварность. Homo sapiens. Понятие о среде. Природа Проявления. Виды познания; чувствование и разум. Ступени познаваемого: ощущения, восприятия, представления, мысль, идея, закон идеи, принцип. Философия как наука о принципах. Принцип как нумен. Классификация Сент-Ив д’Альвейдра. Количество принципов и их порядок. Абсолютное и относительное. Человек как микрокосм. Чувство синтеза. Направление к Абсолютному и его познавание. Категория относительного. Эмпирический опыт и интуиция. Откровение как интуиция расы. Книга Тота как собрание Первоверховных Принципов.

       II. Аркан как высшее проявление символизма ...............          

        Понятие о символе вообще. Язык символа. Передача идей посредством символизма. Слово как символ. Красноречие. Искусство как символ. Музыка. Идеал и гений. Религия. Таинства. Мистерии. Аркан как высшее проявление символизма.

III. О геометрических методах исследования и метафизическом пространстве              

        Элемент времени. Алгебраический метод исследования. Хёне Вронский и его работы в области теории чисел и алгоритмии. Понятие о простейших формах мышления. Мышление по понятиям. Идея метафизического пространства.

IV. О системе и познавании Арканов .............................          

        О стремления к Абсолютному. О разуме. Дух и иллюзия. Символизм Таро. Его влияние на человеческую культуру. Эзотеризм. Основные деления Книги Тота. Ее единство и целостность. Каждый Аркан есть аспект Абсолютной Науки. О познания Арканов. Природа космогонии. Учение первой декады Арканов. Жизненность Книги Тота и ее эластичность. Таро как философская машина. О средствах и путях постижения Арканов. Каббала. Апокрифы первых веков христианства. Евангелие Отрочества. Ключики Соломона. Enchiridiom. Исторические сведения о Таро, в Европе. Курт де Гебелин. Эттейла и карты Таро. Цыгане. Раймонд Луллий. Джордано Бруно. Пик де Мирандоль. Постель. Николай Фламмель. Рейхлин. Агриппа. Розенрот. Кунрат. Сен-Мартен. Элифас Леви. Станислав де Гуайта. Папюс. Г. О. М. Успенский. Побочные источники. Индия. Гностицизм. Философумена. Неоплатоники. Мистицизм первых веков христианства. Русские источники. Голубиная Книга. Свидетельство Соловьева. Заключение.

 

Священная Книга Тота —
ВЕЛИКИЕ АРКАНЫ ТАРО

 

Аркан I

 

§ 1. О Божестве Абсолютном.................................................         

§ 2. О Божестве Творящем, Его Триединстве и Божественном Тернере           

        Учение о Триединстве Божества. Символ Троице-Сергиевской Лавры. Учение Каббалы. Поразительная близость его с христианством. Свидетельство Пико Мирандолы. Первый тернер Арканов как учение о Бытия и Сознании Реальности. Первичность идеи о Трансцендентальном Бытии на пути веков. О пралайе и Проявлении. О Мировом Творчестве. Триединое Творящее Божество как Воля Абсолюта. Руах-Элохим. О трех Ипостасях Творящего Божества. Тернер и Триада. Три группы учений о Троичности Божества.

§ 3. О Мировом Активном Начале ........................................        

§ 4. О Воле и Вере ................................................................        

§ 5. О Человеке Совершенном и иероглифе Аркана I ............        

        О природе монады как микрокосма. Символизм иероглифа.

 

Аркан II

 

§1. О Великой Матери всего существующего, о Изиде Божественной             

        Дилемма Бытия и Сознания. О потенциальной многообразности Великой Матери. Идея о Растерзанном Боге.

§ 2. О Мировом Пассивном Начале .......................................        

        Понятие об активности и пассивности. Идея о Космических Активном и Пассивном Началах.

§ 3. Начала теории о бинере .................................................        

       I. Понятие о бинере и его роль в метафизике .................        

        О парности всех явлений мироздания. Представление и идея; жизненность последней. О выявленных и потенциальных бинерах. Бинер как путь к Абсолюту. Божество как совокупность бинеров. Эоны, Архонты, Сизигия. Истина выражается только в антиномиях, — и всякая антиномия есть аспект Истины. «Coincidentia oppositorum». Николай Кузанский и Джордано Бруно. Бинер как вихрь. О связях между феноменами в мироздании.

II. Генезис принципа бинера и его различные виды в разуме           

        Природа частности. Угол зрения и уровень синтеза. О трех формах восприятия бинеров.

 

Аркан III

 

§ 1. О Природе Божественной ..............................................        

        Аркан III как связь между Арканами I и II, утверждающая возможность их раздельного постижения. О Внутреннем Самосознании Космического Духа. Бина и Хокма. Дилемма Неба и Земли. Учение Филона о Сверхчувственном Мире Идей. Вечная и Небесная Природа как Первообраз временной и космической природы. Божественная Природа как Источник Произрождения.

§ 2. Мир Нагорний и Мир Бытия ..........................................        

        О Первичном Мировом Творчестве. «Небо» и «Земля» Аристотеля. «Essentia» и «Existentia». Об утверждения мировой системы возможностей. Рождение Интеллигибельной Природы. Сефер Иецира, Филон, Джордано Бруно, Гермес Трисмегист, Шеллинг. Учение о Первообразе. Первообраз как орудие Творчества. Замкнутость и целостность Первообраза. Об абсолютности Мира Первообразов.

§ 3. О Тернере, о познавании его законов и соотношений между членами            

       I. Генезис принципа Тернера в области Духа .................        

        О скрытой бинерности. Идея как проявленный бинер. Сущность идеи и Верховный Бинер. Высший и частный Тернер. Триада и Тернер. Верховный Божественный Тернер как Великий Мировой Архитектор. Учение о Нем в различные эпохи и у различных народов.

       II. Начала учения о частном тернере ..............................        

        О том, что все явления проистекают из бинеров. Понятия об интеграле, андрогине и нейтрализации бинеров. Химические соединения как символ нейтрализации бинеров. О полном или общем, частном и частном относительном андрогинах. Тернер как совершенная проекция нумена в разум. О сложности и трудности нейтрализации бинеров.

       III. О природе членов бинера ........................................        

        О том, что бинер есть равенство противоположностей. О природе тезиса и антитезиса. Тезис есть утверждение утверждения и отрицание отрицания, антитезис есть утверждение отрицания и отрицание утверждения. Тезис есть прообраз Реальности, антитезис есть лишь его тень, не имеющая самодовлеющего существования.

       IV. О нейтрализации бинеров .......................................        

        Нейтрализация бинера есть восстановление интеграла как Первообраза. О природе нейтрализации как таковой. О формах и степенях свободы. Нейтрализация бинера как разрушение оков. О последовательных ступенях и технике нейтрализации бинеров. Понятие об ереси.

§ 4. О природе движения. О траектории и элементах простейшего абсолютного движения             

        Ошибочность понятия об «очевидности». О природе движения. Пульсация, элемент и простейшая форма движения. Истинная природа прямолинейного, движения. Понятие о траектория и элементах простейшего абсолютного движения.

§ 5. Об иероглифе Аркана III ................................................        

        Символ креста. О том, что энергия духа воспринимается всеми планами космоса. Об эволюции и инволюции. О законе Орла.

 

Аркан IV

 

§1. О Первичном Мировом Творчестве через Логос — Слово Творения        

        Логос как принцип формы. Мировое Творчество есть эманация Вселенским Духом Своего Сознания во вне Его Нерасчлененного Единства. О претворении Божественной Природы в Источник Произрождения. О претворения Первообразов в монады. О нерушимости связи монад с их Первоисточником. Монада как относительная бесконечность. О природе индивидуальной монады. О преемственности этой доктрины на пути веков. О Субстанциональности Проявления Божества. Индивидуальность как modus vivendi монады. О том, что индивидуальность присуща лишь чистому духу.

§ 2. Начала учения об Имени Божественном — הוהי — Тетраграмматоне              

        О природе абстрактной истины. Проявление Триады. Понятие о Хе".

§ 3. О коллективизме индивидуальностей ............................        

        О двух аспектах бытия единичных факторов. Понятие о группах. Начала учения об Адаме Кадмоне.

Аркан V

 

§ 1. Учение о второй пассивности; Хе как пассивное начало; монада и ее индивидуальность          

        О подобии Аркана V Аркану II. О природе индивидуальности в ее пассивности. Монада как субстанция второго рода.

§ 2. О Божественном Макрокосмическом Сознании и Божественной Душе          

        О чувстве стадности. Гений как высшее развитие индивидуальности. О человеке как микрокосме. Понятие о Божественном Сознании.

§ 3. Об эволюции познаваний и чувстве синтеза ..................        

        Об эволюции техники мышления. О мерилах и шаблонах. О неумолимой закономерности постижений. О назначения позитивизма. Об индивидуальности высших форм познавания. Об эзотеризме. О росте чувства синтеза и способности видеть единство в многообразии. Магия как искусство развития в себе гениальности. Биогенетический закон Геккеля.

§ 4. Об эволюции и инволюции ...........................................        

§ 5. О двух типах человека ...................................................        

        Индивидуальность и сознание. Два аспекта самосознания монады. Вихревая природа индивидуального сознания. Бинерность индивидуальности и сознания человека. Чувствование и разум.

       I. О красном человеке иероглифа Аркана V ...................        

        О том, что его природа — это сенситивная восприимчивость. Постепенное создание личности. Эволюция. Его стихия.

       II. О черном человеке иероглифа Аркана V ...................        

        О том, что его природа — это интеллектуальное творчество. Дифференциация самосознания. Инволюция. Его стихия.

       III. О Великом Иерофанте иероглифа Аркана V .............        

        О том, что его природа — это синтезирование деятельности обоих типов. Утверждение монады как сверхсущее небытие и как сознательная часть в Целом.

 

Аркан VI

 

§ 1. О Природе Небесной, Эдеме, Космическом Коллективном Человеке — Адаме Кадмоне и завершении Первичного Творчества ........................................................        

        О принципе тварности. О Небесной Природе и начале свободного выбора. Дилемма Божественной и Небесной Природ. Закон Аналогии. Мир как совершенное подобие Творящего Божества. Символ гексаграммы.

§ 2. О возможности грехопадения Адама Кадмона и об иероглифе Аркана VI             

        О природе монады. Падение монады как стремление к утверждению. Две потенции духа.

§ 3. О Динамическом Тетраграмматическом Цикле Йод-Хе-Вау-Хе"               

        Начало учения о Хе". Триада и тернер. Хе" — как плоскость сознания. Об активности факторов высших планов по отношение к низшим. О процессе нарождения Динамического Тетраграмматического Цикла. Закон непрерывности Йодов.

§ 4. Первоверховный. Закон Аналогии .................................        

       I. Изумрудная Скрижаль Гермеса Трисмегиста ...............        

        О природе Закона Аналогии. Текст Изумрудной Скрижали Гермеса.

II. Единство и целостность мироздания как следствие Единства Первоисточника — Утвержденного Космического Первообраза ............................................        

        Закон Аналогии как закон единства. Астрология. Халдея. О цепи феноменов, порождаемых нуменом. Принцип детонации. Законы гармонических сочетаний.

III. О Верховных Законах Утверждения Нуменальной Субстанции, о Творчестве как эманации Ее аспектов, о рождении феноменальной природы, о нуменах и феноменах и о планах вселенной          

        Аналогия и тождество. Субстанция и атрибуты. Понятие о Телесми. Понятие о феномене и нумене. Закон слияния и отождествления. Задача о трех телах. Об относительных мирах частных кадмических центров. О методе сознательного неведения. Понятие о плане. Различие между нуменальной и феноменальной силами. Вещь в себе; несовершенство кантовского определения. О том, что все связи в мироздании проистекают или из Закона Аналогии, или из законов гармонии.

IV. Первое приближение к Закону Аналогии. О связях между феноменами одного и того же нумена        

        О двух элементах во всякой системе. Идентичность природ времени и пространства. Протяжение глубины. Относительность понятия о времени. Метагеометрическая философия и принцип относительности. Данте, Эйнштейн, Аксенов и Минковский.

V. Второе приближение к Закону Аналогии. О связях между членами бинера            

        Цепь феноменов как траектория нумена. Перенесение нуля бинера за плюсовый член.

VI. Третье приближение к Закону Аналогии. О связях между тернерами              

       VII. Заключение. Общий текст Закона Аналогии ...........        

 

Аркан VII

 

§1. О великом падении Человека Вселенского ......................        

        Цикл первых шести Арканов как целостная космогония. Об отходе Божества в Своем Целом от творчества. Понятие о септернере. Космическое Тварное Самосознание Божества как потенциальный Адам Кадмон. О втором тернере Арканов как учении о потенциальном вселенском человечестве. О том, что рождение Первообраза есть одновременно и его падение, и его разрыв с Целым. О падения Первозданного Логоса — Люцифера. Падение Адама Кадмона как рождение феноменальной природы. Эзотеризм библейского сказания о кожаных одеждах.

§ 2. О человеке Мира Бытия, о его семи мирах и их сознаниях. Доктрина о Лайя-центрах или Эа        

        О физическом сознании. О том, что планы координируются феноменами, миры координируются сознаниями. О том, что бесконечность Божества степенью выше, чем бесконечность Атмана. О творчестве Атманом своего относительного мира. Понятие о «теле духа». Дух человека есть луч Божества, пронизывающий материю. Учение о Лайя-центрах. Наименование различных Эа в индусской и египетской фплософиях и Каббале. Великий квадратный пентакль.

§ 3. Основы учения о септернере ..........................................        

        Септернер как учение о процессе рождения из Самодовлеющей Субстанции идеи атрибута. О том, что утверждение конечного члена инволютивного септернера вызывает отход первого тернера и о процессе перемещения оси равновесия. О том, что септернер Мира Принципов претворяется в септернер Мира Бытия в виде тернера силы и кватернера осуществления.

§ 4. Доктрина Аркана VII. Основы учения о человеке как микрокосме           

        Истинная природа мировой инволюции. Атман как звено между Миром Божественным и Миром Бытия. О подобии человека Божеству. Об эволюции как совершенствовании сознания. О равновесии проявленного существа человека. О том, что человек, живя в самом себе, в самом себе и двигается. О внутреннем и о внешнем.

§ 5. Дух и душа. Состав человека .........................................        

        Проявление как реализация потенций. Учение о составе человека. Об относительном движении. Проявление — как греза и проявление — как эманация. Школа веданты и школа санкхья. Понятие об элементах состава. О том, что каждый человек есть Адам Кадмон для всего низшего и в то же время является элементом высшего. О законе атрофии. Об отражении и поглощении. О внутренней дисгармонии. О взаимоотношении элементов между собой. Об элементарных центрах волевых импульсов. Мир животных, — как мир эмоций. О сознательной воле и способности воспринимать отвлеченные понятия и абстрактные идеи как основной категории мира человеческого.

§ 6. О свободе воли. Воля связанная и воля свободная. О росте и колебаниях их величин               

        О свободе единичных элементов состава. Понятие о душе толпы. Определение природы «свободы» воли человека. Математический анализ проблемы. О законе параболической зависимости между свободной волей элемента и его ролью в общем сознании. О том, что воля человека есть комплекс волей всех элементов его состава. Эпюра воли связанной и воли свободной. О том, что у Совершенного Человека свободной воли нет вовсе. Закон роста свободной воли.

 

Аркан VIII

 

§ 1. Законы Мира Горнего и законы Мира Бытия ..................        

        Различие между их природами. Относительность законов природы. Пример закона Бойля-Мариотта. Понятие об эволюции законов природы

§ 2. О законах вселенной ......................................................        

I. Об индивидуальных и сверхиндивидуальных законах природы           

II. Законы космоса или макрокосмические, т. е. безличные законы        

        Понятие о «возможности». Субъективный и объективный элементы в познаваемых законах. О технике познания законов природы. Метод классификации. О том, что всякая работа от частного к общему вампирична и, наоборот, интуитивно воспринятое является источником силы. О двух типах иероглифа Аркана V как вечно воспринимающей и вечно отдающей силу сторонах существа человека.

III. Законы кармы или микрокосмические, т. е. личные законы               

        О том, что всякая проблема о человеке должна рассматриваться во времени.

§ 3. О дыхании, пульсации и сознании .................................        

        Пульсация как дыхание. Жизнь человека как движение сознания. Эволюция как рост амплитуд пульсации. Понятие о сознательности. Понятие об Адире. Природа стеснений. Воплощения на земле как проектирование в физический мир, под различными углами физического Адира.

§ 4. О метемпсихозе .............................................................        

        Космогония как классификация реальностей. Антропогония как учение о соотношениях между состояниями сознания Атмана и космической средой. О порождения Атманом пульсацией относительных Эго. Эго абсолютное и Эго относительное. О том, что самоутверждение Атмана осуществляется последовательным утверждением в цепи отдельных частных комплексов элементов, т. е. путем последовательной реализации всех относительных Эго в количестве, необходимом для полного и гармоничного самосознания Атмана. Закон причинной последовательности. О том, что связь между причиной и следствием может быть доступна лишь тому сознанию, которое объемлет как то, так и другое. Вопрос о бессмертии личности. Два вида воплощений: Гилгул и Иббур. Эзотеризм учения о метемпсихозе. Свидетельство Иеронима о наличии его в первобытном христианстве. Исаак Лориа.

 

Аркан IX

 

§ 1. Принцип Тройственной Триады .....................................        

        О пределах Тетраграмматического Цикла. О природе Bay. Принцип Тройственной Триады. Учение о ней в древнем Египте.

§ 2. О Природе Земной, о самоопределении монады в ментале, о самосознании в астрале и одиночестве на физическом плане ................................................................        

I. Индивидуальность и обособленность как руководящие начала Природы Земной            

       II. Об одиночестве на физическом плане .......................        

       III. О самосознании в астрале ........................................        

       IV. О самоопределении монады в ментале .....................        

       V. Заключение ...............................................................        

§ 3. О сознании духа и жизни истинной в Свете Незримом, о даре созерцания           

        О том, что путь познания есть путь разрушения ценностей. О свободе человека. Понятие о Космическом Сознании. Дух и среда. Разум и интуиция. Экстаз. Ментальное ясновидение Учение о Космическом Сознании. О Человеке Совершенном. Об истинной жизни и высшем назначения разума. Голос Безмолвия и Космическое Сознание как синтез разума и чувствований. Восприятие созерцания как уподобление Божеству. О высшем покое. О претворении в бесконечность и слияния с Божеством.

 

Аркан X

 

§ 1. Аркан X как грань Мира Божественного и Мира Бытия .....        

        О целостности системы первых десяти Арканов. Истинное значение слова «сверхъестественный». Закономерность Божественного Провидения. Deus sive Natura.

§ 2. О принципе последовательности ....................................        

        О мышления по элементам. Понятие о принципе последовательности. Элемент времени. Об условности масштабов времени. О прерывистости нашего мышления. О природе космогонии. О вечности мироздания.

§ 3. О Великом Вечном Мгновении Rota или Taro ................        

        О том, что в мире времени нет. Творение Мира Божеством есть в то же время творчество Его Самого. О целостности и замкнутости Бога и вселенной.

§ 4. Система Сефирот ...........................................................        

        Древность Каббалы. Происхождение ее из Египта и родство с неоплатониками. Арабская культура. Отсутствие систематики как основная черта каббалистической литературы. Составные части Каббалы. Учение, что ex nihil nihil fit. Элохим и Иегова. Доктрина пралайи. Учение о Меркабе. Учение о сосудах. Система Сефирот. Сефироты и Имена Божии. Учение о Сефиротах в маздеизме. Десять Сефирот невещественных, три буквы-матери, семь двойных и двенадцать простых. Тридцать два пути Мудрости Божией. Исаак Лориа о мирах: Азилут, Бриах, Жезирах и Азиах. Сефироты как система первых десяти Арканов Книги Тота. Схема расположения Сефирот Генриха Кунрата. О полярностях и тернерах Сефирот.

 

Аркан XI

 

§ 1. О Великой грани между Арканом Х и последующими Арканами. Второй цикл Арканов как система принципов Мира Бытия .......................................................        

§ 2. Об иероглифе Аркана XI. Аркан XI как аналог Аркана I        

§ 3. Основы учения о космической энергии ..........................        

I. О двух видах энергии: энергия кинетическая и потенциальная            

        Закон Роберта Майера. Неразрывность между понятиями о потенциальности состояния энергии и силовым полем. Исаак Ньютон и его задача о трех телах. Понятие о цене потенциального состояния энергии.

       II. О трех модификациях космической энергии .............        

III. Об электричестве как активной модификации космической энергии              

        Понятие о динамическом и стационарном видах энергии. О том, что вселенная есть мир энергии. Об атомных вихрях и линиях тока. Принцип косности энергии.

IV. О магнетизме как пассивной кодификации космической энергии            

        Учение о силовом поле. О возможности энергии. О том, что всякое движение происходит за счет силы индуктора. Понятие об общем потенциале поля. Об однополюсном и многополюсных силовых полях. Потенциальный и кинетический магнетизм

V. О флюидическом состоянии энергии, о силах магнитных и силах безличных, об элементарии и элементале              

        О силах направления и силах безличных. Понятие об элементарии и элементале. О различии между элементарием и элементалом. Понятие о мыслеформах

       VI. Основы учения о силе вообще .................................        

        О силовых линиях магнитного поля. О том, что передача энергии возможна лишь через посредство магнитного поля. Понятия об энергетическом атоме, высоте тона, вибрации и мощности вибраций. Строение энергетивного атома

 

Аркан XII

 

§ 1. Об отождествлении и растворении .................................        

        О формуле: «разделяй, соединяя и соединяй, разделяя». О поверхности соприкасания и тональностях. О технике процесса познавания: отражение, очерчивание и растворение через переориентировку состава. О том, что каждый человек развивается независимо от других. Об относительном мышлении и эластичности сознания. О многосторонности Совершенного Человека. Разум как орудие переработки восприятий

§ 2. О принципе равновесия .................................................        

        Начало д’Аламбера. О том, что движение человека во времени есть следствие его общения с внешним миром. О критической точке в процессе отождествления. О естественном стремлении факторов мироздания к сохранению равновесия

§ 3. Первоверховный Закон Жертвы .....................................        

        О том, что потеря уже приобретенного в принципе невозможна. Познание синтеза через творчество осуществляется посредством жертвы. Ограничение и сознательное неведение как жертва целостным сознанием.

§ 4. Взаимоотношения между частью и целым. Предопределение и предначертание          

        О том что человек несет на себе бремя вселенской кармы. О свободе проявления во вне единичного элемента состава. О том, что мерилом совершенства человека является совершенство его сознания. Предопределение и влияние случайностей.

§ 5. Мессианство ..................................................................        

        Различные виды миссии. О необходимости согласования интуиция с деятельностью разума. О том, что мировая история делится на периоды накапливания фактов и на периоды их обобщения и синтеза. О явлениях Мессий. Тождественность их учений. Абсолютный и относительный синтезы. Доктрина об аватарах. Учение Мессии как абсолютный синтез. О разрыве сознания и падении человека. О нравственности и ответственности человека за свои поступки.

§ 6. О Великом Посвящении .................................................        

        О стадиях эволюции человека. Цикл выработки элементов и цикл познавания. О стремления к Абсолютному. Верховное назначение индивидуальности. Об единстве высшего познания. Мудрость и глупость. О предвосхищении конечных достижений. Место Посвящения на пути эволюции человека. Мистерия Посвящения. Посвящение и смерть. Слияние с Божеством через обретение Космического Сознания.

§ 7. О гениальности и ее двух видах .....................................        

        Гениальность и талант. Гений и толпа. Самобытность и индивидуальность гения. О двух видах гениальности. О том, что гений несет критерий в себе самом. О ценности достижений. Гениальность как миссия. Гений как олицетворение синтеза. Гениальность и мученичество. Гений как порождение Демиурга.

§ 8. Учительство ...................................................................        

        О том, что всякий неофит обуревается жаждой учительства. О фанатиках узкой идеи. О необходимости изоляция ученика. О трудности обнародования идей. О том, что единственный путь к управлению познаванием — это управление волей познающего. О технике восприятия идей. О том, что задача каждого учителя заключается не в передаче ученику конкретных знаний, а в умении научить его самого приобретать их вполне самостоятельно. Принцип непрерывности мышления. Правило сосредоточия. Закон пирамиды. Величие и трудность подвига учительства.

 

Аркан XIII

 

§ 1. Место Аркана XIII среди других Арканов. Мем как буква матерь            

        Об условии необходимом для равновесия. Мировое начало косности. Тернер трех букв-матерей. Аркан XIII как аналог Аркана III. Истинная природа майи.

§ 2. Мир как царство майи ...................................................        

        О различных видах сознания. О бинерных представлениях. О том, что степень совершенства мира в глазах человека есть мерило его собственного совершенства. Разум как грань между реальностью и иллюзией. Иллюзии как формы познания.

§ 3. Permanentia et Transmutatio .............................................        

        О том, что всякое конкретное познание есть создание в составе человека нового элемента через объектирование в Атмане соответствующего аспекта. О вечном течении и видоизменениях феноменальной природы. О том, что цель человека есть полное расчленение всего и обратное синтезирование. Единство и аналогичность природы. Генезис и причины заблуждений.

 

Аркан XIV

 

§ 1. Идея мысли, мысль и слово (λόγος) ................................        

        О пассивном и активном мышлениях. О том, что всякое познание идет не от феноменальных проявлений, а от нуменальных усилий. О том, что всякое обобщение по самой природе своей более абсолютно, чем его отдельные составляющие. Относительные элементы единичных представлений. Мышление как переориентировка состава, стремящаяся восстановить нарушенное равновесие. О том, что всякое представление стремится перейти в бинерное. О том, что генезисом мышления является невозможность в принципе найти удовлетворение в объектированных комплексах элементов. Процесс выработки идеи мысли. О проявлении конкретной мысли и частных Логосах. Мышление как творчество. О том, что Абсолютное осуществляет творчество чрез относительное. Отдельные этапы создания частного Логоса. Культ Имени. Скрывание имени в религиях древнего мира.

§ 2. Основы учения о Логосе ................................................        

        Всеобщность распространенности учения о Логосе. Принцип Логоса как принцип формы. Созерцание и мышление. О том, что мышление рождается с момента начала объектирования единого Я в множественность иллюзии. О том, что Логос рождается из стихии Воды. Образ и Слово (Рупа и Нама). О Высшем Логосе.

§ 3. Внешнее проявление активного Логоса ..........................        

        О методе долженствования. О том, что мир человеческих представлений есть мир частных Логосов. О процессе претворения Логоса. Пассивный и активный Логосы. О том, что мир по отношению к человеку есть прежде всего поле последовательных возможностей. Проблема ignoramus и ig­norabimus. «Вещь в себе», как самодовлеющая духовная индивидуальность. О возможности закрытой и возможности свободной. Истинная природа «вещи в себе». Понятие об абсолютном частном Логосе и относительном частном Логосе.

 

Аркан XV

 

§1. О месте чувства сатанизма на пути эволюции человека....           

        О различных циклах пути эволюции человека: полуживотная сонливость, жизнь внешним, неудовлетворенность, приводящая к тоске и эпоха сознательной грусти и мировой тоски. О значении одиночества. Ошибочность следования авторитетам. О том, что путь эволюции человека есть путь опытного самопознания. Рождение сатанизма на грани утверждения независимости своего Я и сознания себя частью Космического Целого. О том, что сознательное самоотрицание возможно лишь после исчерпывающего самоутверждения и познания его несостоятельности. Об опасностях красоты и ее обмане. Об аскетизме. Воля и сердце. Сатанизм есть самосознание духа, забывшего любовь, а потому ставшего безжизненным.

§ 2. Генезис сатанизма в области Чистого Духа; Бел-Бог и Черно-Бог            

        Мир как царство бинеров. О том, что человеческий дух, стремясь к простору, должен прежде сам сковать себя цепями и лишь чрез это рабство он может обрести свободу. О подобии Аркана XV Аркану V. Аркан XV как учение о мятущемся духе человека. Мир Божественный и мир человеческий. О разрушении через созидание и о созидания через разрушение.

§ 3. Генезис сатанизма в области чистого разума ..................        

        Аркан XV как начало оформливания. Эго абсолютное и Эго относительное. О творчестве как грезе.

I. Отделение сознания от Эго; сознание и мышление; принцип логики        

        О методе долженствования. Понятие о шаге сознания. Мышление и созерцание. Рождение начала логики.

II. Мышление и логика, логические законы, последовательность, долженствование, умозаключения и вывод          

        Понятия о сознании, движения сознания, плоскости сознания и мышления. Мышление стационарное и мышление динамическое. Мышление направления и мышление искания. Этапы процесса мышления. Логика как систематика мышления. Закон последовательности. Закон долженствования.

III. Законы ассоциации ..................................................        

        О чувстве ассоциации. Область деятельности ассоциации. Ассоциация и инстинкт. Ассоциация и логика.

§ 4. Генезис сатанизма в душевном мире, мире чувств и переживаний          

        О воле божественной и воле динамической. Математический анализ проблемы. Божественный и демонический аспекты. Критерий.

§ 5. Гармоничность жизни и познания .................................        

        О гармония. О стремления к ней и путях достижения. Внутреннее и внешнее мышление. О причинах потери равновесия и способах его восстановления. О том, что для того, чтобы понять человека, нужно стать на его место. О гармоничности познания.

§ 6. Проблема зла. Сатана и его личность. Люцифер и Бафомет               

        О том, что дух возвышается одинаково над добром и злом. Добро и зло как бинерные потенции духа. Добро есть синоним реальности, оно есть прообраз соответствующей категории духа в феноменальной среде; зло лишь есть отрицание этих прообразов, есть лишь их тень и как таковая не имеет независимого существования. Нуменальность добра и феноменальность зла. Невозможность в принципе определить природу зла как такового. Ариман есть сомнение Ормузда в Самом Себе. Сатана не есть черный бог, а есть отсутствие Бога. Дьявол есть результат относительного толкования антиномичной Истины. Учение о «камне». Идолопоклонство. Иконоборчество. О различных видах форм. Частные дьяволы: эгрегор, лярвы, злые личности. Миссия наложения страдания. Дьявол как астрал.

§7. Проблема пола ................................................................        

        Проявление монады и проявление элемента состава; различие между ними. Рождение пола. Символ Бафомета. Эзотерическое учение о мужчине и женщине. Идеи Станислава де Гуайта. Целостный человек как квадриполярный магнит. Магнитные токи в нем. Симпатия и антипатия.

 

Аркан XVI

 

§ 1. Дедуктивный и индуктивный методы познавания ..........        

        О цели познания. Я относительное и Я абсолютное. Индуктивное познание и принцип последовательности. Истинная цель индуктивного метода. Цель дедуктивного метода. О неразрывности их обоих.

§ 2. О частных целях, о выборе путей в относительном мире, о законе иллюзии        

        О гармонии. О способности самоограничения. О чистоте мыслей и чувств. О том, что эволюция этой последней идет параллельно с собственным развитием человека. Боязнь бесконечности. О частных целях. Относительные формы мышления. Схоластика. Эмпирическая философия. Относительность философии Канта. Об истинной природе синтеза. О генезисе заблуждений позитивистов в их исканиях синтеза. Доктрина Аркана XVI

§ 3. О формах и связях относительного мира. Принципы мысли, чувства и тела. Основы учения о ментальном, астральном и физическом планах .........................................        

        Индивидуальность и форма. Второй тернер Сефиротических Арканов как учение об индивидуальности. Второй тернер второго цикла Арканов как учение о форме. Три модификации принципа формы. Ментал есть мыслеформа, астрал есть форма мысли и физический мир есть форма без мысли.

       I. Ментальный мир ........................................................        

        Природа ментала. Каждая мысль несет в себе самой свое отрицание. О познании вихря мыслей. Второй аспект доктрины Аркана XVI.

       II. Астральный мир .......................................................        

        О природе астрала. Каждое чувствование несет в себе самом свое отрицание. О познании вихря переживаний. Третий и четвертый аспекты доктрины Аркана XVI. Понятие о возвратном ударе.

       III. Мир физический .....................................................        

        Природа мира физического. Жизнь как круговорот форм. О познании вихря форм. Пятый аспект доктрины Аркана XVI.

 

Аркан XVII

 

§ 1. Самосознание и самоощущение; ресурсы человека..........       

        О том, что человек заключает в самом себе в потенциальном состоянии все свое будущее развитие. О законе, что всякое познание осуществляется высшей сущностью, но для возможности его осуществления воспринимающее сознание должно сделать себя способным это познание воспринять. Разум и мудрость. Разум и интуиция. Назначение логики. Интуиция как общий закон. О различии между рассудочным и интуитивным познаниями.

§ 2. Об интуиции .................................................................        

        Об элементе случайности. Основной закон интуитивного познания. Его этапы. О познании сущности. Интуиция как путеводная звезда на пути познавания.

§ 3. Познание интуицией как высшая достоверность; авторитет и единство интуитивного ведения             

        О том, что часть этапов интуитивного познания лежит в области внесознательного. Интуиция и школа. Об источнике интуитивного познания. Абсолютность интуитивных восприятий. О том, что человек во всяком познании черпает уже извечно запечатленные формы — модусы Самосознания Реальности. Вневременность и внеусловность интуитивного знания. Интуиция и простота. Понятие об естественном языке духа.

 

Аркан XVIII

 

§ 1. Путь жизни человека .....................................................        

        Страдность жизненного пути человека. Тоска. О поре переоценки. Страдания духа. О невозможности понимания событий личной жизни. О вечной двойственности сознания: безграничности своей мощи и абсолютности ничтожества. О двух путях борьбы со страданиями; путь смирения и путь активной борьбы. О невозможности найти земного оправдания. Об отчаянии. О тленности всего. Иероглиф Аркана XVII. Эзотеризм мифа о Сцилле и Харибде. Теория перспективы. О значения опыта. Путь спасения.

§ 2. Эзотеризм и оккультная иерархия ..................................        

        О значения классификации. О различии между обыденными знаниями и Верховным Учением. Высшее знание и гармония. Биогенетический закон. Происхождение эзотеризма. Знаменитый текст Талмуда и его эзотерическое толкование. Эзотеризм и Аристотель. Об эзотеризме Каббалы. О реализации конкретных идей. Верховная Оккультная иерархия. Грааль. Управление эволюцией человечества.

§ 3. Оккультные опасности и оккультные враги ....................        

        Об орудиях страдания. О благоприятности и враждебности факторов внешнего мира. О том, что все препятствия суть заблуждения. О природе заблуждений. Виды опасностей. Эзотеризм.

§ 4. О мрачном конусе, о тьме внешней ................................        

        О том, что внешний мир для человека — есть прежде всего область последовательных возможностей. О ценности внешнего мира. Завоевание бессмертия. О страшном суде. О расколе индивидуальности и тьме внешней.

§ 5. Об искусственных путях и частных целях. Магия и колдовство        

        О ценности достижений. О подавлении страстей и их переработке. Об естественном и искусственном элементах эволюции человека. Понятие о колдовстве. Идея о Маге.

 

Аркан XIX

 

§1. О Сознании Космическом ...............................................        

        О дилемме Аркана XVIII и Аркана XIX. Понятие о проводниках. О Космическом Сознании. Ясность и простота как главнейшие признаки истины. Ценность разума. Активный и пассивный мистицизм. Эзотеризм мифа о Финее, Гарпиях и Аргонавтах. Орфей и вакханки. О смерти конечной. Нирвана вовсе не есть уничтожение личности; свидетельство Будды. Эзотеризм повествования Евангелия о поклонении Магов Христу Младенцу.

 

Аркан XX

 

§ 1. О доктрине Аркана XX ..................................................        

        Аркан XX как учение об утвержденном Первообразе. Сознание индивидуальной монады и Сознание Божественное. О высшем критическом этапе самоутверждения. Монада и идея о Боге.

§ 2. О воскресении из мертвых .............................................        

        Об эволюции как непрерывной смене созиданий и разрушений. О восстановлении монады в Мире Реального. «Отрицательная бесконечность» Вл. Соловьева. О причине многообразности вещей. Пессимизм. Область работы разума. Что есть Реальность? О разрыве духа с материей и воскресении из мертвых. Воскресение человеком относительных форм.

§ 3. О покидании уз материи ................................................        

        Об эволюции как переработке и одухотворении материи. Постепенность эволюции. О предвосхищении конечных достижений. Понятие о ясновидении и выделении астросома.

 

Аркан 0 или XXI

 

§ 1. Великий символ Таро. Триада Верховных Арканов: Аркан 0, Аркан XXI и Аркан XXII           

        Мир есть космическая греза Брахмана. Аркан XXI и Аркан XXII как верховный бинер модусов Самосозерцания Брахмана. Аркан 0, XXI и XXII как Верховный Тернер. Высочайший синтез Царственного Знания

§ 2. Идея об Абсолюте в разуме как комплекс Конечных Мировых Бинеров. Иероглиф Аркана 0          

        Об эволюции конкретных бинеров. Божество как совокупность всей массы мировых противоречий. О том, что мышление есть творчество. О первобытном Не-Бытии. На пути веков все Откровения во всех Посвящениях выражались неизменно в антиномиях. Иероглиф Аркана 0, как символ совокупности противоречий

§ 3. О Дыхании Вселенском .................................................        

        О том, что движение относительного имеет своим генезисом Мир Абсолютный. О том, что Божество, осуществляя творчество, в Себе Самом остается Неизменным. У Бога нет ни прошлого, ни будущего, а одно лишь настоящее. Все, что относительно — смертно, все, что абсолютно — вечно. Закон энтропии и дематериализации материи. О Днях и Ночах Брахмы. Современная европейская наука уже подошла к познанию этой доктрины. Свидетельство Стэнли Джевонса.

§ 4. Аркан 0, как Учение о Вселенском Синтезе ...................        

        О том, что конечная цель всех исканий человека есть стремление познать Первопричину, Которая одинаково разлита во всем. Божество как Причина причин. Книга Тота как путь к познанию Реального. Аркан 0 является синтезом всех других Арканов, но так как наше сознание не в силах до него возвыситься, нам остается лишь утвердить в разуме последовательно тождество каждого из Арканов с Арканом 0.

       I. Аркан 0 заключает в себе Аркан I ...............................        

       II. Аркан 0 заключает в себе Аркан II ............................        

       III. Аркан 0 заключает в себе Аркан III ..........................        

       IV. Аркан 0 заключает в себе Аркан IV ..........................        

       V. Аркан 0 заключает в себе Аркан V ............................        

       VI. Аркан 0 заключает в себе Аркан VI ..........................        

       VII. Аркан 0 заключает в себе Аркан VII .......................        

       VIII. Аркан 0 заключает в себе Аркан VIII .....................        

       IX. Аркан 0 заключает в себе Аркан IX ..........................        

       X. Аркан 0 заключает в себе Аркан Х ............................        

       IX. Заключение .............................................................        

        Система первых десяти Арканов исчерпывает собой Мир Принципов; вторые десять Арканов являются их аналогами в Мире Бытия, а потому, действительно, все Арканы синтезируются в Великом Принципе Аркана 0.

 

Аркан XXII

 

§ 1. Начала учения о Великом Астрале, Telesmi — Азоте.......           

        О Верховном Бинере Арканов XXI и XXII. О том, что в мире проявленном Брахман одновременно является и субъектом и объектом. Учение Капилы о Пракрити. Учение Гермеса Трисмегиста о Тернере Верховных Арканов. Бог, мир и человек и соотношения между ними. Арканы XXI и XXII в совокупности с дилеммой пралайи и Проявления утверждают наивысший конечный Божественный Кватернер как абсолютное тело Его Триединой Сущности. О том, что пралайя как таковая без проявления есть nonsense. Учение Порфирия и Плотина об инволюции духа в материю. Материя это — противоположный полюс проявленного духа; это — энергия в состоянии покоя; это — сила и движение в состоянии полного равновесия; словом, материя есть дух кристаллизованный. Учение Кришны о двух аспектах Творящего Божества — Ишвара и Пракрити, выливающихся в две Троицы — Духовную: Брахма, Вишну и Шива, — космическую: Сарасвати, Лакшми и Бхавани. Бог есть Творец творений и то Космическое Лоно, в котором эти творения имеют бытие. Идея Геффдинга. Зогар, Талмуд, Сефер Иецира, Филон, Бхагавата пурана, Шри Рамакришна Парамахамса. Вселенское Лоно как всемирный Агент. Агриппа и его учение об Астрале.

I. Закон магической цепи ...............................................        

        Воля как кинетическое состояние духа. О том, что всякое волевое действие для своего осуществления требует наличия объекта. Жизнь мира как стремление нейтрализовать Бинер Арканов XXI и XXII. О том, что Абсолютное содержит в Себе потенцию ограничения. Эзра Азриель. Дух есть Нерасчлененный Синтез, могущий лишь грезить о возможности независимого бытия отдельных совокупностей Своих единичных потенций; среда есть суммарность частностей, ни чем между собой не связанных. О кватернере атомности. Духовный атом и атом среды. Закон Аналогии в аспекте Телесми. Закон автоматизма космической жизни: утверждение потенции духа автоматически влечет за собой утверждение соответствующей потенции среды. Дух тяготеет к творчеству, среда же стремится предстоять пред ним. Понятие о «рождения динамизма». Рождение центра или точки опоры. Архимед. Магия как наука об изыскании и утверждении опор человеческой воле в среде феноменальной природы. Закон магической цепи и закон Ампера. Закон рождения вихря.

       II. Закон Кватернера ......................................................        

        Закон Аналогии и закон Кватернера. Загадка Сфинкса Эдипу. Понятие о динамическом и стационарном Кватернерах. Вторая форма Принципа Тройственной Триады. Учение Зороастра о Тройственной Триаде. Относительность учения о Динамическом Тетраграмматическом Цикле. Понятие о реализации. Два принципа истинного Кватернера. Познание Кватернера как осуществление Великого Делания. Каждый член Кватернера есть тоже Кватернер. Закон магии об условии равновесия.

§ 2. О Трансмиссионном Кватернере ....................................        

        Дух способен утверждать активные разности потенциалов, могущие давать эквиваленты; среда же способна выявлять лишь пассивные разности потенциалов, неспособные давать эквиваленты. Дух выявляет силы и деятели, среда же выявляет лишь пустоты — просторы манифестациям духа. Первая половина доктрины Кватернера. Выявление Трансмиссионного Кватернера и границы его деятельности. Иероглиф Аркана XXII. Эзотеризм символа Шехины.

§ 3. Начала учения о Квадриполярном Кватернере ................        

        О двух этапах реализации. Среда как мир добавочной полярности. Закон реализации: нуменальное воздействие на среду порождает в ней систему Квадриполярного Кватернера в виде системы шестнадцати объективных форм.

 

Дополнение .........................................................................