Глава II. Два основных класса в социалистических обществах XX века

1. Понятие классов

Термин "классы" известен науке давно. Под ним обычно понимались большие группы людей, объединенные какими-то общими интересами. Карл Маркс связал классы с отношениями собственности. В марксовом смысле общественный класс есть очень большая группа людей, имеющих сходные отношения к собственности на средства производства. В капиталистическом обществе Маркс выделил по вышеуказанному признаку два основных класса: буржуазию, собственников средств производства, и пролетариат, не имеющий собственности на средства производства. Аналогично капитализму Маркс обозначил основные классы в докапиталистических формациях. Рабовладельческий строй представляли рабовладельцы и рабы. Феодальное общество - феодалы и зависимое население (крепостные и т.п.).

2. Классы при деспотизме

Уже говорилось о том, что Маркс пропустил в своем историческом ряду деспотическую формацию и, естественно, мы не найдем у него упоминания о классах в этой формации.

Какие классы существовали в древних деспотических обществах? Приведу обзор, данный Шафаревичем.

" "Азиатская формация" представляет исключительные трудности для научного марксистского исследования. Так, оказалось почти невозможным дать ее классовый анализ. Ж. Шено, например, вынужден прийти к выводу, что классовые противоречия строятся здесь "оригинальным образом", а именно, они существуют без того, чтобы господствующий класс присвоил себе "четким образом" собственность на средства производства. Господствующим классом оказываются не люди (!), а "государство само по себе как сущность".

Ф. Текеи пишет: "Из всего этого комплекса проблем наиболее дискутируемым является вопрос о том, каким образом общество азиатского способа производства делилось на классы".

В результате Текеи и Шено приходят к "функциональной теории" классов, согласно которой деление на классы-антагонисты имело своей основой не собственность эксплуататоров не средства производства, а "общественно полезные функции", осуществляемые господствующим классом. К ним примыкает Л. Седов, отстаивающий теорию "государства-класса".

Наконец, М. Чешков полагает, что к господствующему социальному слою... термин "класс" вообще не подходит. Это была иерархия "функционеров", и император был "первым функционером". Эта элита непрерывно пополнялась через систему экзаменов и конкурсов. Элита "функционеров-ученых" была характерна тем, что не собственность на средства производства определяла место в иерархии, а наоборот, место, "ранг" в иерархии определяли экономическое положение "функционеров". Весь в целом правящий "государство-класс" эксплуатировал крестьян-общинников не на основе собственности на средства производства, а на основе своей функциональной роли в управлении обществом и его экономикой" [ 54].

Таким образом, вопрос о классах в деспотической формации достаточно сложен и нуждается в особом рассмотрении.

3. Классы в России

Рассмотрю более детально вопрос классов в России. Уже говорилось выше, что все попытки создания социалистических обществ в масштабах целых стран в XX веке являли собой попытки реставрации древних деспотических общественных систем. Все они являются разновидностями деспотизма. Поэтому любое деспотическое общество, и древнее, и современное, должно иметь одинаковые основные классы.

Образование и изменение классов в любом обществе - процесс достаточно долгий. Не стала исключением и Россия. Нас интересует период с 1917 года по настоящее время, т.е. по 1997 год. Этот достаточно большой отрезок я разделю на две части: с 1917 по 1985 и с 1985 по 1997 годы.

4. Классы в России после Октября 1917 года

Революция заложила основы как совершенно новых общественных отношений, которых не знал капитализм, так и совершенно новых классов.

Новый правящий класс зародился еще до 1917 года внутри партии большевиков. С самого начала в партии существовала жесткая централизация. Во главе организации большевиков стояла сравнительно небольшая группа профессиональных революционеров. Эти люди всецело посвятили себя борьбе за социализм и других занятий не имели. После Октябрьской революции эти профессиональные политики заняли высшие должности в новом государстве. Отсюда началось образование нового класса. Я буду называть этот класс бюрократией (слово произошло от французского bureau - бюро, канцелярия и греческого (kratos) - сила, власть, могущество, т.е. власть служащих).

Высшие должностные лица, Ленин и его соратники, стремясь к удержанию и укреплению собственной власти, подчинили этой цели все государственное устройство новой России. Ленин фактически постепенно ввел принцип верховной власти диктатора. Вокруг первого лица группируются бывшие соратники по революционной борьбе. К ним, как и к себе, Ленин применил принцип несменяемости, вернее сменяемости только сверху, не снизу. Структура государственной власти начинает складываться в виде пирамиды. На вершине - вождь; вышестоящая ступень назначает и контролирует нижестоящую.

Вот некоторые эпизоды из истории, свидетельствующие о централизации власти.

"...В начале 1918 года Ленин, которому надоели бесконечные дискуссии в ЦК, добивается создания Бюро ЦК "для решения экстренных вопросов", в Бюро входят - Ленин, Троцкий, Сталин, Свердлов" [ 55]. Естественно, что Бюро постепенно начинает решать все вопросы вместо ЦК.

В 1922 году существовала такая система. "Съезд партии выбирал ЦК, который выбирал Политбюро, Оргбюро и Секретариат. Секретариат, один из его отделов - Учраспред, подбирал губернских и уездных секретарей партийных комитетов, которые подбирали делегатов на съезд, выбиравший секретариат" [ 56]. Таким образом, Секретариат фактически сам себя избирал, но видимость выборности все же оставалась.

Почему новую коммунистическую бюрократию можно назвать классом, причем классом господствующим?

В капиталистических странах также существуют государственные служащие. Их роль велика во всех сферах: и в политике, и в экономике, и в культуре. На частных предприятиях работают корпоративные служащие. Служащие управляют и национализированными предприятиями. Чем служащие при капитализме отличаются от бюрократии социалистической?

"Разница вот в чем: выделяясь спонтанно в особый слой, госслужащие и иные бюрократы в некоммунистических странах не определяют тем не менее судьбу собственности, как таковой, тогда как бюрократы коммунистические именно этим и занимаются. Над теми бюрократами стоят политические правители, обычно выборные, или же непосредственно хозяева, в то время как над коммунистами, кроме них самих, ни правителей, ни хозяев нет. Там мы видим все же чиновников в современном государстве и современной капиталистической экономике, а здесь наблюдаем нечто иное, новое - новый класс" [ 57]. Это пишет М. Джилас в своей книге "Новый класс".

Государственные чиновники при капитализме не образуют господствующего класса, так как сами являются только исполнителями чужой воли действительно господствующего класса, капиталистов, как верно определил еще Маркс. И даже тогда, когда мы имеем дело с управленцами на национализированных предприятиях, это не меняет дела. Управленец подчиняется государственному чиновнику, который, в свою очередь, представляет интересы класса капиталистов.

Совершенно иное происходило в Советской России, а затем - в СССР. Высшее руководство партии принимало все решения совершенно самостоятельно и независимо. Официальная пропаганда заявляла, что партия в начале выражала интересы пролетариата, а позже - всего трудового народа: рабочих, крестьян и интеллигенции. На самом деле пролетариат заботил большевиков только до революции и непродолжительное время после нее. Забастовки и выступления рабочих после октября 1917 года вызвали "разочарование Ленина в русском пролетариате (крестьянством он всегда был недоволен). Русский рабочий класс, "политическую зрелость" которого Ленин - после Октябрьского переворота - оценивал необычайно высоко, оказывается через несколько месяцев "незрелым", "недостаточно подготовленным" для управления страной, недостаточно "пролетарским" " [ 58]. Со временем Ленин еще больше укрепляется в своем негативном отношении к рабочему классу. "На Одиннадцатом съезде Ленин теоретически обосновал вину российского пролетариата, заявив, что поскольку в Советской республике "разрушена крупная капиталистическая промышленность, поскольку фабрики и заводы стали, пролетариат исчез". Ленин не останавливается перед ревизией Маркса. Маркс, правда, писал, что на фабрики и заводы идет настоящий пролетариат и это было правильно на протяжении 500 лет для "капитализма в целом", но, заявляет Ленин, "для России теперешней это неверно". Ленину вторит на том же съезде Зиновьев, утверждающий: "Рабочий класс, в силу перипетий революции, деклассирован". Александр Шляпников говорит, обращаясь к Ленину: "Разрешите поздравить вас, что вы являетесь авангардом несуществующего класса..." " [ 59].

Что касается крестьян, и, особенно, интеллигенции, то отношение к ним со стороны большевиков было почти всегда отрицательным. Эти классы считались большевиками реакционными, в отличие от пролетариата.

Если и можно говорить о выражении чьих-то интересов высшей партийной элитой, то это интересы коммунистических чиновников более низкого ранга, причем, только во вторую очередь. Первыми стояли свои собственные интересы, главнейшим из которых было стремление удержаться у власти. Руководители партии обязаны были иметь прочную социальную поддержку. Такую поддержку они получили в лице чиновничества. Большевики пришли к власти, опираясь на пролетариат, но затем отказались от прежней опоры и создали свою собственную опору, новый класс.

Чем отличалась новая бюрократия от других классов социалистического общества? Почему ее нельзя объединить с другим классом, скажем, интеллигенцией?

Отличий очень много. Во-первых, это функциональные различия. Бюрократия выполняла особые функции - она управляла людьми.

Далее идут различия в материальном положении. Чиновники получали повышенные жалованья. Это дополнялось различного рода материальными привилегиями. Так средняя зарплата по стране составляла в 1925 году 40 червонцев. Зарплата же наркома еще в 1923 году была 210 червонцев, т.е. более чем в пять раз выше [ 60]. Позже различия усиливаются. М. Джилас, ссылаясь на книгу А. Уралова "Сталин у власти" (Париж, 1951), пишет: "среднегодовой заработок советского рабочего составлял в 1935 году тысячу восемьсот рублей, тогда как секретарь райкома вкупе со всякими приплатами получал около 45 тысяч" [ 61]. Здесь разница уже в 25 раз. Для партийных функционеров существовали специальные магазины, где товары были лучше и дешевле, специальные столовые, специальные дома отдыха и так далее.

Очень важным аспектом является отношение господствующего класса к собственности. Сравним господствующий класс новой России с господствующими классами других формаций.

Рабовладельцы в древнем мире, феодалы в средние века и капиталисты в новое время имели, во-первых, собственность на средства производства, а, во-вторых, власть в государстве. Новый класс бюрократии при социализме, безусловно, имеет полную власть в государстве. Но имеет ли он собственность на средства производства?

Юридическое понятие собственности, разработанное еще римским частным правом, состоит из трех правомочий: права владения, права пользования и права распоряжения. Если отсутствует хотя бы одно из правомочий, то права собственности не возникает.

Владеет ли чиновник вверенным ему имуществом? Скажем, владеет ли народный комиссар промышленности вверенными ему предприятиями? Нет, не владеет. Но может быть, как говорил М. Джилас, класс бюрократии владеет "коллективной собственностью" [ 62]? В этом случае надо, прежде всего, определить, что такое коллективная собственность. Гражданское право знает понятие совместной собственности, которая бывает двух видов: совместная собственность с определением долей и совместная собственность без определения долей. В первом случае доля каждого из собственников конкретно установлена в юридическом документе. Во втором случае юридический документ не определяет конкретную долю каждого участника совместной собственности, но она предполагается равной долям других участников; участники такой собственности оговорены в юридическом документе. "Коллективная собственность" чиновников не подпадает ни под один из этих видов, так как никакого документа, закрепляющего права собственности за конкретными физическими лицами, не существует. Не возможно даже определить четко круг лиц, или должностей, которых можно назвать совместными собственниками. Каждое должностное лицо выполняет в отношении вверенной ему собственности какую-то отдельную функцию. Но ни один из чиновников, ни бюрократия как класс не могут быть названы владельцами.

Таким образом, поскольку у класса бюрократии нет права владения вверенной ему собственностью, его уже нельзя назвать собственником. Но надо рассмотреть и два оставшихся правомочия.

Право пользования. Оно означает использование собственности в своих интересах, пользование плодами этой собственности. Чиновники могли пользоваться в собственных интересах вверенной им собственностью, но только в нарушение установленных правовых норм. Проще говоря, у чиновников была возможность воровать. Имели ли они право пользования? Нет, не имели. Если бы такое право у них было, они бы пользовались собственностью легально.

Последнее правомочие - право распоряжения. Должностное лицо имело право распоряжения. Причем это право было закреплено за конкретными должностями. Но даже здесь мы не можем говорить о наличии права распоряжения в чистом виде, поскольку последнее предполагает не просто распоряжение, но распоряжение по собственному усмотрению. Чиновник же всегда ограничен в этом своем собственном усмотрении.

Вывод: класс бюрократии не являлся классом собственников или "коллективным собственником". Средства производства принадлежат государству, так, как это было в древних деспотических обществах. Собственником является государство. Но власть в социалистическом государстве принадлежит классу бюрократии. То есть бюрократия имеет полную власть над собственником - государством.

При капитализме бюрократия тоже имеет политическую власть над собственниками - частными лицами. Но есть очень существенное отличие. При капитализме цепочка от собственности до чиновников выглядит следующим образом: Собственность Частные собственники Государство Чиновники. При социализме эта цепочка изменена: Собственность Государство Чиновники. При социализме нет промежуточного звена частных собственников. Между собственностью и чиновниками стоит только государство. Социалистическое государство выражает интересы чиновников. Капиталистическое государство представляет интересы класса частных собственников. Поэтому связь между собственностью и чиновниками при капитализме слабая. Тогда как при социализме она очень тесная.

Господствующее положение чиновников как класса определяется двумя моментами:

1. особым положением чиновников в системе социалистического государства;

2. особой ролью самого государства при социализме (точнее - деспотизме).

Отсутствие юридического права собственности при наличии власти над собственностью являлось противоречием. Это противоречие отметил еще М. Джилас. В своей книге "Новый класс", которая была написана задолго до начала перестройки в СССР, он писал: "Разрастание и обострение этого противоречия дает надежду на подлинные перемены в коммунизме вне зависимости от того, пойдет на них правящий класс или воспротивится им" [ 63]. С этим противоречием мы еще столкнемся в дальнейшем. Оно должно было сыграть свою роль в истории советского социализма.

Какие еще классы существовали после 1917 года в России кроме класса бюрократии?

Остался в почти неизменном виде рабочий класс. Эксплуатация буржуазии сменилась для пролетариата эксплуатацией государственной, более жесткой и тяжелой. Если до 1917 года рабочие могли отстаивать свои права через забастовки и другие формы протеста, то при большевиках это стало невозможным. Забастовки объявлялись саботажем, и участников ожидала суровая расправа. Профсоюзы стали полностью контролироваться партией. Свое первоначального назначение - отстаивать интересы рабочих перед администрацией - они абсолютно утратили.

Сильно изменился класс крестьянства. В результате коллективизации крестьяне лишились собственности. Колхозная собственность только формально отличалась от государственной собственности. Из класса мелких владельцев крестьянство превратилось в сельскохозяйственный рабочий класс, почти ничем не отличавшийся от рабочего класса в городах.

Приблизилась к положению рабочих и интеллигенция. Надо признать, что лозунги коммунистов о сближении города и деревни, умственного и физического труда были в какой-то степени осуществлены. И город, и деревня, и интеллигенция, и работники физического труда стали одинаково бесправными перед государством. Постепенно происходило выравнивание и материального положения этих групп. Равенство достигло своего пика в 1970-80-е годы, когда большинству населения наконец-то был обеспечен минимальный прожиточный уровень.

Можно сказать, что к середине 1980-х годов закончилось окончательное объединение этих трех классов - рабочих, крестьян и интеллигенции - и формирование из них нового класса. Я назвал его классом трудящихся. Если использовать терминологию марксизма, то класс трудящихся является эксплуатируемым, угнетаемым классом, тогда как класс бюрократии - эксплуататорским, господствующим классом.

5. Классовая борьба до "перестройки"

Борьба при социализме между новыми классами - бюрократией и трудящимися - совершенно отрицалась официальной советской идеологией, также как и самое существование новых классов. Тем не менее, эта борьба возникла сразу после прихода большевиков к власти и никогда не исчезала, даже в годы сталинского правления. Формы и масштабы борьбы были довольно разнообразны. Можно выделить два основных вида:

1. борьба трудящихся - рабочих, крестьян и интеллигенции - за улучшение условий труда и жизни;

2. борьба трудящихся, в основном интеллигенции, за политические права и свободы и за изменение существующего строя.

Первый вид включал, несмотря на жесткость политического режима в стране, все возможные варианты:

открытые бунты, мятежи и восстания;

голодовки;

бойкоты;

демонстрации;

забастовки;

неподчинение властям;

прогулы;

опоздания на работу;

плохой труд на своем рабочем месте;

и пр.

Приведу только один яркий факт. В городе Муроме 30 июня 1961 года "сотрудники милиции задержали на улице мастера местного радиозавода и, разъяренные его нежеланием пройти с ними в отделение, забили мужчину до смерти. Буквально в тот же день весть об этой расправе распространилась по всему городу, и толпы возмущенных людей отправились к горотделу милиции. Вскоре его здание было разгромлено, а из КПЗ были выпущены на свободу все заключенные. Однако уже через несколько дней зачинщики беспорядков из числа горожан были арестованы и трое из них приговорены к расстрелу" [ 64].

Второй вид классовой борьбы вылился, в основном, в движение, представители которого были позже названы "диссидентами", т.е. "отщепенцами", а само движение - диссидентским. Его суть состояла в создании новых политических идей и распространении уже существовавших, альтернативных официальной идеологии. Пропаганда шла через литературу, изданную за рубежом и тайно ввезенную в страну, через "самиздат" - переписанные от руки или на пишущей машинке книги. Немало способствовали делу диссидентов западные радиостанции, вещавшие на территорию СССР на русском языке и языках других народов Союза.

Диссидентство не имело ни идеологического, ни, тем более, организационного единства. Недолговременные группы численностью в несколько человек обычно не имели между собой четких связей. Одно из наиболее крупных объединений - Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа - было создано как подпольная организация в 1964 году, просуществовало 3 года и к концу насчитывало 28 членов и 30 кандидатов [ 65].

"В начале 70-х годов в диссидентстве обозначились тенденции, довольно различные по идеалам и политической направленности. Попытка точной классификации, как всегда в подобных случаях, приводит к упрощению. При всем том мы можем выделить, по крайней мере в общих чертах, три основных направления: ленинско-коммунистическое, либерально-демократическое и религиозно-националистическое... Три направления были представлены, соответственно, Роем Медведевым, Андреем Сахаровым и Александром Солженицыным..." [ 66].

Естественно, что многообразие идей диссидентов не ограничивалось этими тремя личностями, которые могут являться только яркой, но не единственной иллюстрацией разных направлений диссидентства. Общее количество диссидентов точно определить невозможно, поскольку нет критериев, позволяющих отделить диссидента от сочувствующего диссидентству. Можно встретить цифру в полмиллиона человек [ 67]. Почти все они принадлежали к религиозно-националистическому направлению, и только 20 - 30 тысяч - к двум первым направлениям [ 68].

Можно дать очень краткие характеристики основным идеям разных течений.

Ленинско-коммунистическое направление обвиняло лидеров КПСС в отклонении от идей Ленина и Маркса.

Либерально-демократическая ветвь свои помыслы обращала на Запад, к развитым капиталистическим странам. Идеал общественного устройства виделся представителям этого направления либо в чистом капитализме, либо где-то между капитализмом и социализмом. К этому направлению принадлежат теории конвергенции - т.е. постепенного сближения двух систем - капитализма и социализма. Сюда же относятся теории рыночного социализма - привнесение в классическую модель социализма элементов рынка.

Наконец, последнее, самое крупное направление, видело перспективы в самобытном развитии России на основе национальной идеи. Это направление было самым пестрым. Представители его, как правило, предлагали вернуться к политической организации, существовавшей в России до Октября 1917 года, либо даже к монархии.

Все три направления, несмотря на идейные расхождения, объективно служили ослаблению идеологии официальной, претендовавшей на роль единственно правильной.

6. Классовая структура общества после "перестройки"

Весной 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Михаил Сергеевич Горбачев. Начался новый этап в истории страны. Горбачев проводит целый ряд реформ, названных им самим "перестройкой".

Необходимо разобраться в сути этого явления. И первый вопрос: было ли первичной целью перестройки изменение общественно-экономической формации, а, следовательно, и классовой структуры советского общества?

Сама идея перестройки принадлежала классу бюрократии, причем самой ее верхушке. И претворять эту идею в жизнь начал Горбачев, лидер бюрократии. Как вытекает из заявлений Горбачева, его целью было улучшение и укрепление социализма, упрочение власти КПСС, т.е. власти бюрократии. Горбачев "хотел обновить общество, из которого вышел, но никак не собирался устраивать в нем переворот. Горбачев верил в ценности и идеи социализма и намеревался заставить их работать... Не случайно его сравнивали со словаком Дубчеком: Горбачев также стремился к "социализму с человеческим лицом", а не к иному обществу, которое, в свою очередь, могло оказаться "бесчеловечным". ...В какой-то момент... реформатор Горбачев охарактеризовал свою политику как "революция"... Но речь шла о риторическом приеме, призванном... подчеркнуть глубину необходимых, по его мнению, преобразований" [ 69].

Горбачев был знаком с теориями рыночного социализма восточноевропейских экономистов. Он, вероятно, видел в них средство для совершенствования социализма. По самой своей сути реформы "перестройки" пытались привить элементы капиталистического строя к социалистической системе, не отказываясь от социализма вообще. Именно теоретики рыночного социализма выдвигали эти идеи.

Ранее я давал определение деспотизма (деспотизм - более корректный термин для социалистических государств XX века). Два из пяти признаков деспотизма не совместимы с капитализмом:

1. почти полное отсутствие частной собственности на источники дохода,

2. незначительная роль торговли в жизни общества.

Основой капитализма являются частная собственность и свободный рынок. Рыночный социализм - есть понятие, содержащее противоречие в самом себе. Рыночный социализм - это либо уже не социализм, а капитализм; либо не рыночный, а просто социализм.

Возможен еще третий вариант, когда под рыночным социализмом понимается социализм, движущийся по направлению к капитализму. Но в этом случае целью развития является не рыночный социализм, а обыкновенный капитализм. А такая цель представителей рыночного социализма не устраивала. Цель они видели именно в рыночном социализме.

Теории рыночного социализма содержали большое число внутренних противоречий. Они оказались несостоятельными как в теории, так и на практике. Перестройка только еще раз подтвердила это.

Приверженность Горбачева теориям рыночного социализма - это только одна из возможных причин начала перестройки.

Уже отмечено было противоречие между отсутствием у бюрократии юридического права собственности на средства производства и наличием безраздельной политической власти над этой собственностью. Вторая возможная причина перестройки - стремление Горбачева разрешить это противоречие и дать бюрократии желанную собственность.

Это противоречие не пытались разрешить древние деспотические правители. Поэтому восточные деспотии существовали неизменными в течение тысяч лет. Для Древнего Востока деспотии были естественным и необходимым строем. Основой этого общества была государственная собственность. Фараонам и в голову не могла прийти идея изменять отношения собственности в своей стране. Иных отношений они просто могли не представлять. Совсем другое дело - деспотии ХХ века, существовавшие в окружении высокоразвитых капиталистических государств.

Третья возможная цель перестройки - легализация собственности, полученной бюрократией ранее незаконным путем, от коррупции. Эта цель могла быть только дополнительной.

Творцы перестройки, видимо, считали, что рост законной собственности тех, кто имеет политическую власть, может только увеличить эту власть. Классовая структура при этом не изменяется. Не власть переходит в руки собственников, как при буржуазно-демократических революциях, а собственность переходит в руки власть имущих.

Тот факт, что перестройку бюрократия решила провести только в 1985 году, а не раньше, объясняется обычным переходом власти к новому поколению советской бюрократии "с другими ценностными ориентациями и целями" [ 70]. Горбачев был первым представителем нового поколения на посту Генерального секретаря, став им в 54 года. Его предшественник, Черненко, стал Генеральным секретарем в 73 года. Разница возрастов - почти в 30 лет, а это типичный период для смены поколений.

Таким образом, перестройка была задумана господствующим классом и в интересах господствующего класса. Перестройка не ставила своей первоначальной целью изменение существующего строя, и, следовательно, изменение классовой структуры.

Может быть, в результате перестройки и последующих лет классовая структура к сегодняшнему периоду изменилась вопреки первоначальным намерениям бюрократии?

Действительно, появился немногочисленный слой новых предпринимателей. Является ли новая буржуазия новым господствующим классом? Нет. Вся власть, по-прежнему, в руках бюрократии. После ликвидации КПСС центральная власть сосредоточилась в руках Президента СССР - М. С. Горбачева. После развала СССР центральную власть в России стал представлять Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, бывший кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. Появился и орган представительной законодательной власти, Государственная Дума, нижняя палата российского парламента, частично состоящая из представителей трудящихся и представителей новой буржуазии. Но законы, принимаемые Думой, на практике не исполняются. Все реальное законотворчество заменили указы Президента. Законодательная и исполнительная власть, таким образом, находятся в одних руках. Эффективность третьей власти - судебной - при Ельцине стала еще ниже, чем при КПСС. Госдума полностью зависит от воли Президента. Это очень четко показал расстрел Президентом здания парламента осенью 1993 года, после того как Дума отказалась подчиниться Президенту. Постоянно находясь под угрозой роспуска, на который имеет право Президент, Госдума не может составить реального противовеса исполнительной власти, не может эффективно контролировать исполнительную власть. Реальной политической власти у Думы нет. Все прочие политические институты, отражающие интересы новой буржуазии и трудящихся, имеют еще меньше влияния, чем Дума.

Итальянский историк Дж. Боффа писал:

"После развала СССР в России, которая теперь стала самостоятельной республикой, уже с начала 1992 года было отмечено, что характерные для истории страны тенденции... пошли в обратном направлении... Они [новые российские руководители - Н. К.] готовы были пожертвовать созданием демократических институтов вплоть до возвращения не только к элементам авторитаризма, но и к прежней автократии...

Некоторые завоевания перестройки еще не зачеркнуты. Печать пользуется предоставленной ей тогда свободой (правда, дело обстоит иначе в случае со средствами массовой информации, и в первую очередь телевидением). То же самое можно сказать и относительно права на ассоциацию, в том числе и в политических целях. И наконец, выборы еще проходят, как и положено, при наличии конкурирующих кандидатов. Но в то же время не наблюдается никакого прогресса (даже наоборот) в создании, утверждении и развитии демократических институтов. Политические партии по-прежнему остаются бескровными образованиями, неспособными выразить социальные интересы или насущные стремления. Функционирование властных структур, которое должно было бы характеризовать русскую демократию, не сильно отличается от функционирования ранее существовавших режимов и довольно далеко отстоит от характерных признаков демократического государства. Причем это относится как к центру, так и к периферии...

...Новая конституция, не разработанная парламентом, но составленная президентом и его советниками, была одобрена в декабре 1993 года простым референдумом, который едва набрал нужное количество голосов и результаты которого многие подвергли сомнению. В то же время был избран новый парламент. Но его полномочия были почти сведены на нет. Новый закон сильно ограничивает прерогативы парламента. Президент сохраняет право управления и законотворчества посредством указов: на самом деле он почти только так и действует. Исполнительная власть одержала победу, поскольку, как было отмечено, она "свела к минимуму парламентский контроль за своей деятельностью"...

На практике принцип разделения властей был перечеркнут во имя установления сильной президентской власти" [ 71].

Станислав Говорухин пишет: "...авторитарный режим в нашей стране находится в процессе становления" [ 72].

Что касается новой буржуазии, то она стала для чиновников еще одним источником нелегального обогащения. Для того чтобы иметь возможность работать, многие руководители предприятий должны постоянно платить взятки различным чиновникам. Непомерные налоги заставляют предпринимателей нарушать законы, что делает их еще уязвимее перед всемогущими бюрократами. Произвол чиновников по отношению к мелким и средним предпринимателям стал нормой.

Если сравнить положение современных российских предпринимателей с положением буржуазии перед буржуазно-демократическими революциями в Европе, то положение последних кажется намного лучшим. Исключение составляет сросшийся с бюрократией крупнейший бизнес. Этот бизнес стал полубюрократическим, так как чиновники имеют в нем свои доли участия. Эти доли получены чиновниками, как правило, незаконным путем. Коррупция в стране приобрела невиданные масштабы. Она стала новым монстром, от которого страдают как трудящиеся, так и предприниматели.

7. Коррупция

Коррупция - явление многоплановое. Нас в коррупции интересует только одна сторона: какое значение имеет коррупция для классовой структуры общества в России.

Такое явление, как коррупция, исследовать чрезвычайно сложно. Здесь невозможно опираться на какую-либо статистику. В поле зрения статистики попадает мизер, который никак не отражает общей картины. С другой стороны, официальная статистика старается показать, что борьба с коррупцией активно ведется, и при этом еще раз вводит в заблуждение. Поэтому в начале я дам ряд примеров. На мой взгляд, они ярко и с разных сторон показывают коррупцию. Примеры я даю без всяких комментариев, с небольшими сокращениями в цитируемых текстах. Затем перейду к анализу.

А. Примеры коррупции

Пример 1

"...Новый министр [внутренних дел - Н. К.] Анатолий Куликов первую свою крупную проверку провел... в рядах российской ГАИ. Он выделил из бюджета 22 миллиона рублей на подкуп работников госавтоинспекции. После этого люди министра сели в машину и под видом простых водителей, осуществляющих перевозку вино-водочных изделий из Владикавказа в Ростов-на-Дону, с нарушениями проехали по дороге. Во время остановок они платили гаишникам взятки. В результате из 24 постов ГАИ только два отказались брать деньги. Для А. Куликова почему-то это было открытием" [ 73].

Пример 2

"...Коррупция в МВД превратилась в стойкое явление... Когда начальника отделения милиции в Царицыно арестовывают за взятки и находят у него в сейфе 700 миллионов рублей, когда впервые за 70 лет в центре Москвы расформировывают отделение милиции (10-е отделение расформировали в июле 1995 года), когда милиционеры открыто опекают проституток на Тверской и карманников в Шереметьево - это уже о многом говорит" [ 74].

Пример 3

В начале мая 1992 года был арестован супрефект округа "Крылатское" 38-летний кандидат медицинских наук Владимир Смышников.

"...В. Смышников получил взятку в пятьсот тысяч рублей. За эту сумму он обещал поставить свою подпись на договоре о строительстве торгового центра.

В. Смышников был избран в Моссовет в 1991 году по округу № 219 Кунцевского района в ходе упорной и длительной борьбы. В первом туре он проиграл Валерию Буркову, но, поскольку тот необходимого большинства голосов не набрал, оба они вышли на следующий этап. Со второй попытки Смышников внезапно получает 48,8 процента голосов "за" (Бурков - 43,3 процента). Чашу весов в пользу Смышникова перевесил аргумент о том, что Смышников якобы больший демократ, а Бурков чуть ли не партийный ставленник. Однако уже во время августовского путча 1991 года жизнь показала, кто из них на что способен. Если Бурков ездил по воинским частям и агитировал солдат поддержать Б. Ельцина, то Смышников попросту весь путч пропьянствовал. Как выяснилось позднее, супрефект "Крылатского" был вообще чуть ли не запойным пьяницей. Когда же это все всплыло в Моссовете, выяснилось, что никто не знает, как же снять с должности этого супрефекта. Ведь в августе 1991 года Положения о муниципальном округе еще не было. Поэтому до поры до времени никто не рисковал.

Но как только президент России объявил новую войну коррупции, правоохранительные органы вспомнили про Смышникова. Еще в конце 1991 года на него в прокуратуру поступил сигнал о незаконном получении 40 тысяч рублей. Но тогда доказать что-либо против супрефекта не удалось. Весной же 1992 года все было разыграно как по нотам. 6 мая взяткодатели (молодой человек из товарищества с ограниченной ответственностью и женщина) было привезены на Петровку, 38 и оттуда позвонили домой Смышникову. По телефону договорились о том, что деньги завезут на квартиру супрефекта. Разговор, естественно, записывался на магнитофон. После этого все деньги были помечены специальной краской, а женщина была надежно экипирована радиомикрофоном.

Посадив женщину в машину, оперативники попрятали туда же лампы, видеотехнику и тронулись в путь - на Союзный проспект к Смышникову. Приехав туда, вперед пропустили в дом женщину, затем, после того как она вручила деньги супрефекту, вошли в квартиру сами. Смышников, естественно, все отрицал, от денег отказывался, но ладони его рук, светящиеся мягким светом, говорили сами за себя. Через день почти все центральные газеты говорили об этом аресте. В 1993 году состоялся суд, который приговорил бывшего супрефекта к 12 годам лишения свободы" [ 75].

Пример 4

"16 апреля 1992 года газета "Известия" сообщила российским читателям, что на Западе создана специальная картотека для бизнесменов, в которую занесены данные почти на каждого коррумпированного российского чиновника с указанием его "расценок"" [ 76].

Пример 5

"22 июня [1993 года - Н. К.] было возбуждено уголовное дело по фактам хищений и злоупотреблений при расходовании государственных средств. Было установлено, что в нарушение Указа президента РФ № 335 созданное при администрации Московской области внешнеэкономическое объединение "ВАМО" заключило контракт с фирмой "Телеконд Лтд" на поставку детского питания за валюту. Являвшийся в то время заместителем председателя Верховного Совета РФ народный депутат Владимир Шумейко дал письменное указание генеральному директору "Росагрохима" Ольшанскому оплатить этот контракт. На счет швейцарской фирмы было переведено 14,5 миллиона долларов.

Выяснилось, что до июня 93-го контракт так и не был реализован, а валютные средства были использованы иностранными фирмами в своих интересах" [ 77].

Пример 6

"...22 июля 1992 года появляется распоряжение премьера Лужкова 1801-РП "Об освобождении Центрального стадиона имени В. И. Ленина от налога на прибыль и платы за землю". Уже 23 июля мэр подписывает распоряжение 222-РМ "О приватизации Центрального стадиона имени В. И. Ленина" - в обход законодательства о приватизации... Уставный фонд при этом определяется на основании инвентаризации имущества стадиона по состоянию на 1 июня 1992 года (после освобождения цен!) и составляет... 98.393.000 рублей, что равно по стоимости 49 легковым автомобилям?!" [ 78].

Пример 7

"Главный вопрос социальных потрясений - вопрос о собственности. В Москве отработан механизм его захвата мэрией. Полигон его отработки - Октябрьский район.

Был такой депутат - Заславский. Мягкий, интеллигентный. Нестандартная фигура для избирателей. Тогда людям его образ импонировал. Его демонстративно поддержали... На Заславского надеялись избиратели, но ему была отведена большая роль и в подпольном сценарии, разработанном так называемыми "демократическими силами"...

...[Став председателем Октябрьского райсовета, - Н. К.] Заславский подает на имя... Ельцина (тогда - председателя Верховного Совета РСФСР) письмо, в котором предлагается "в целях апробации программы по выводу страны из кризиса провести в Октябрьском районе г. Москвы политико-экономический эксперимент". Из девяти представленных пунктов в каждом присутствовало слово "самостоятельно". Самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность. Самостоятельно регистрировать СП. Самостоятельно проводить налоговую инспекцию. Самостоятельно распоряжаться землей и зданиями, находящимися на территории Октябрьского района. Только как это - "самостоятельно"? Предприятия? Районный совет? Физические лица? Расшифровки не было.

Добро было получено от Верховного Совета РСФСР, и механизм того явления, которое сегодня называется "номенклатурная приватизация", заработал. Помнится, Октябрьский район гремел как новый очаг цивилизации демократической России. Жители района еще не подозревали о той мине, которую подложил под их дома и дворы их избранник.

Мосгорисполком принял "Соглашение о совместном управлении объектами коммунальной собственности на территории Октябрьского района" 31 октября 1990 года. А 15 августа 1990 года было зарегистрировано в Октябрьском райисполкоме предприятие - фирма "Управление коммунальной собственности на территории Октябрьского района" (УКОСО). "В целях создания на территории Октябрьского района г. Москвы органа, уполномоченного управлять государственным имуществом". Это был преобразованный и приватизированный исполком. В решении исполкома было записано: "Выполнение функции Совета учредителей возложить на исполком Октябрьского района".

УКОСО, с Ю. Гусевым во главе, возникло как подобие обычной коммерческой структуры, фирмы, малого предприятия и т. д. С доходом, формирующимся в результате использования имущества, переданного ему. "Чистая прибыль, остающаяся у Управления после уплаты всех обязательных платежей, поступает в полное его распоряжение". При этом "Управление освобождено от налогов и иных платежей в местный бюджет".

Ничего себе! Стать распорядителем всего районного имущества стоимостью в десятки миллиардов рублей и присваивать результаты использования этой колоссальной собственности как банальный кооператив. Не правда ли, произошла какая-то путаница уровней? Функции государственного управления, судьбы 220 тысяч жителей района были переданы протекционистски созданной коммерческой структуре!

...Главное богатство УКОСО состояло из... имущества - ему были переданы "в полное хозяйственное ведение (собственность)" 925 зданий, общей площадью 419 181 кв. м., балансовой стоимостью 23 миллиарда рублей, сотни гектаров земли. Все арендные договоры, существовавшие в Октябрьском районе, расторгались и УКОСО получало полный карт-бланш в их перезаключении. И если вспомнить подчеркнуто повторяющееся слово "самостоятельно", а также коммерческую направленность фирмы, ее полную независимость, абсолютную конфиденциальность, специально оговоренную в ее Уставе, то можно представить тот произвол, с которым решались вопросы арендных договоров, судьбы людей, домов, земель.

УКОСО с завидной быстротой создавало многочисленные совместные предприятия, в чьи уставные фонды вносило в качестве взноса земли и дома.

...Манипулируя балансовой стоимостью зданий, УКОСО практиковало их продажу за бесценок...

...УКОСО выступило учредителем многих СП, подобных "КНИТ - Калужской заставе": "Острова у Кремля", "Каменного моста", "Полянки-Инвест", "Космополиса" и др. Фактически весь Октябрьский район оказался раскроенным. Доли УКОСО в будущих прибылях (ежегодные): "КНИТ..." - 65 млн. франков, "Остров у Кремля" - 63 млн. долларов, "Полянка-Инвест" - 35 млн. франков, "Каменный мост" - 12,65 млн. австрийских шиллингов. Все эти предприятия созданы в марте-июле 1991 года. При этом УКОСО освобождено от налогов и платежей в местный бюджет...

...Вот справка Октябрьского райфинуправления: "...Инвалютный счет в районном бюджете не открыт. В 1990-1991 г. г. платежи в районный бюджет от УКОСО не поступали. Данных о наличии инвалютного счета при УКОСО финуправление не имеет" " [ 79].

Пример 8

"Мосстройкомитет [председатель Владимир Иосифович Ресин - Н. К.] состоит из пяти главков: четырех специализированных, строительных ("Главмосстрой", "Главмоспромстрой", "Главмосинжстрой", "Главмосмонтажспецстрой") и одного производственного ("Главмосстройматериалы")...

Главк "Мосинжстрой" [один из пяти главков - Н. К.]. 22 треста. Многомиллиардная собственность в виде асфальтоукладочной, горнопроходческой и иной техники: заводов, складов, баз обслуживания. ... 28 февраля 1992 г. гендиректор главка Свирский приказал организовать подкомиссию по приватизации "Мосинжстроя", в которую ввел своего начальника отдела Бернгарта. В результате создана ассоциация с уставным капиталом в 100 тысяч рублей. 22 треста получили по 1% в уставном фонде (и такую же долю в будущей прибыли). Остальные 78% приходятся на долю двух компаний: "Стройгаранта" во главе со С. Свирским и "Римпульса" под президентством Б. Бернгарта..." [ 80].

"...Фирма "Стройгарант", которую как частные лица учредили вице-премьер Ресин, Строев "со товарищи" и управляющие трестами, прибрала к рукам 60 процентов. Еще 18 процентов взяла подобная лавка помельче - "Римпульс"... При этом госпредприятия ассоциации, получая бюджетное финансирование по-прежнему, через объединение единого заказчика перечисляют ассоциации 1,5 процента, но не от прибыли, а от объема работ. Сие позволяет качать в свой карман народные денежки даже с убыточных структур" [ 81].

В августе 1992 года Ресин передает "Мосинжстрою" право пользоваться 236 домами в столице. "И деньги за аренду помещений в десятки тысяч метров площадью - миллионы долларов - потекли учредителям "Мосинжстроя" - фирмам "Стройгарант" и "Римпульс"" [ 82].

Пример 9

"Правительство Москвы трижды выставляло проект бюджета 1992 г. для утверждения Моссоветом. ... 2 сентября Лужков направил в Моссовет четвертый вариант бюджета. Моссовет месяц бился над ним, чтобы еще через месяц (уже начало ноября) Лужков снова изменил проект бюджета... В результате доходная часть бюджета была увеличена на 19 млрд. рублей - вплоть до планки, выставленной бюджетной комиссией Моссовета...

...Даже если оперировать данными Москомстата, то доходная часть городского бюджета должна была увеличиться по сравнению с представленной лужковцами выкладкой аж на 20 миллиардов целковых.

Первый вице-премьер Лужкова Буравлев частично признал замечания Моссовета, согласился доработать проект бюджета. "Признанная" лужковцами цифра, однако, оказалась почти в четыре раза меньшей - не 20, а около 5 миллиардов.

Тогда в дело вступили эксперты - Константин Каменецкий и Олег Мельник - депутаты Черемушкинского райсовета. По их расчетам получилось, что мэрия занизила доходы московской казны на 127,37 миллиардов рублей, а отчисления в федеральный "котел" - на 76,8 миллиардов...

Что же позволило Мельнику и Каменецкому придти к таким обвинениям?

Начнем с акцизов - налогов, уплачиваемых покупателями при приобретении некоторых товаров. Тут депутаты прошлись по нескольким статьям, обнаружив массу интересного. По данным Мосгорстата годовой оборот продажи автомобилей "Москвич" в оптовых ценах оказался равным 16,28 миллиарда рублей. По постановлению гайдаровского правительства, ставка акциза для машин этой марки составляла 25 процентов. А, стало быть, город должен был получить 4,7 миллиардов. В лужковском же проекте стояла сумма в 12 раз меньше!

Обратимся к спиртному. В среднем за 1992 год стоимость бутылки водки в бывшей госторговле была 125 целковых. Оборот в оптовых ценах - 17,34 миллиарда при ставке акциза в 79,6 процентов. Следовательно, в казну должно было поступить 13,8 миллиарда рублей. В проекте Лужкова - наполовину меньше. А где же остальное?...

Акциз по остальным товарам в лужковском проекте бюджета составил 4,2 миллиарда рублей. А расчеты Мельника-Каменецкого только по коньяку, пиву и вину дали цифру в 6,11 миллиардов!

Теперь возьмем подоходный налог с физических лиц. В лужковском проекте численность налогоплательщиков - граждан определена в 5,2139 миллионов человек. А по данным Мосгорстата - в 6,1274 миллиона. А потом лужковский департамент финансов заявил: мол, реальных налогоплательщиков в Москве - всего 3,8 миллиона. В конце концов, мэрия и Моссовет окончательно сошлись на цифре в 4,662 миллиона...

Ну, ладно, 4 миллиона 662 тысячи душ в Москве платят налоги. Тогда у них среднемесячный доход был в 4 тысячи 968 целковых, из которого они платили в казну 12 процентов. Взяв калькулятор, эксперты Моссовета обнаружили, что Лужков занизил поступления по этой статье дохода аж на 32 процента, или на 6,219 миллиардов рублей!

Следующий пункт - налог на прибыль. По оценкам экспертов, мэрия занизила его на 18,16 миллиардов (13,3 процента). Налоги же на добавленную стоимость должны были дать аж на 70 процентов больше!

Но самое интересное получилось, когда пересчитали доходы от налогов на имущество юридических лиц. В проекте Лужкова "по забывчивости" не учли переоценки основных фондов на 1 июля 1992 года. И, таким образом, поступления были занижены в десять раз, почти на два миллиарда рублей!

Иные же поступления в столичную казну вообще "испарились" невесть куда. Скажем, деньги от продажи жилплощади - 16,3 миллиарда рублей. Или дотация из дорожного фонда РФ в 2 миллиарда, переданная Лужкову решением российского правительства.

С оплатой за городскую землю вышел и вовсе конфуз. В расчетах мэрии указана площадь, с которой она взимает земельный налог - 4 тысячи гектаров. А в Москве одни коллективные гаражи оккупируют аж пять тысяч "га". Где же остальные участки? Если их учесть, то вместо предложенной Лужковым цифры в 3,6 млрд. рублей выйдет 21 миллиард - чуть ли не в шесть раз более! ...

Но как же Лужков сбирал плату за хотя бы учтенную землю? В проекте его бюджета ставка налога указана в 13,5 рублей за квадратный метр. И это тогда, когда сам же мэр 31 марта 1992 г. [установил, что] размер ставок за метр колеблется от 22,1 до 81 рубля! Вот и получилось в итоге, что доходы бюджета от платы за территории оказались у мэра занижены чудовищно - в 39,2 раза! На 20,43 миллиарда рублей!

Начисто исчезли из лужковского бюджета такие поступления, как налог на вывоз мусора, дополнительные сборы за регистрацию браков, разводов и рождения детей, сбор за право уличной торговли, пошлины за регистрацию юридических лиц. Словом, всякая мелочь на сумму почти в 730 миллионов рубликов...

Однако налоги, о которых мы рассказали, известны любой стране. Их называют фискальными. Но у Москвы есть и другие бюджетные доходы... Это - барыши от приватизации огромной муниципальной собственности, от сдачи в аренду всяческих помещений да зданий. Назовем их коммерческими поступлениями в казну.

Вот тут-то и царит полный хаос. По словам бывшего члена Малого городского совета Сергея Пыхтина, люди Лужкова предложили считать, что в 1992 году Москва получила от приватизации 2,24 миллиарда рублей. "Но буквально за несколько дней до этого, - вспоминает он, - прошла информация, что всего 4 проданных мэрией объекта принесли городу 6 миллиардов. Поэтому наши эксперты решили считать, что приватизация дала городу не менее десятка миллиардов".

Но главным источником коммерческих доходов Москвы считают недвижимость. При расчете возможных поступлений по этой статье эксперты Моссовета столкнулись с полным засекречиванием мэрией довольно-таки нужных сведений: сколько же в столице нежилых помещений, которые сдаются мэрией и префектурами в аренду всяческим фирмам?

Тут Мельник и Каменецкий прибегли к научным изысканиям. Так, по данным проходившей в 1991 году в Черемушкинском районе инвентаризации, общая площадь имеющихся нежилых помещений (встроенных и перестроенных) составляет 276,6 тыс. кв. м. Каменецкий и Мельник отмечают, что это составляет 3,6% соответствующих помещений в районе в целом. Далее они условно принимают, что доля территории района в территории Москвы соответствует его же доле в общем количестве нежилых помещений в Москве (реально оценить эту долю невозможно из-за отсутствия достоверных данных, которые держатся мэрией в секрете). Средняя ставка арендной платы в районе - 3,5 тыс. рублей за метр квадратный в год. Допуская, что такова же средняя ставка по городу в целом, получается 26,895 млрд. рублей ежегодных поступлений в казну Москвы. Но где они?

Затем авторы аналитической записки вычисляют гипотетический валютный доход, исходя из того, что 10% нежилых помещений в центре города и 1% на окраинах сдаются за валюту по ставкам: 300 долларов за 1 кв. метр... на окраинах и 900 долларов в центре. Получается валютных доход в 89,9063 млн. долларов или 22,4766 млрд. рублей. Наконец, Каменецкий и Мельник прибавляют сюда доходы от сдачи в аренду 10% отдельно стоящих нежилых помещений - 18,8608 млрд. рублей. Таким образом выводится прогнозируемый доход от сдачи в аренду нежилых помещений в 68,2324 млрд. рублей, т. е. в 35 раз больше, чем в проекте бюджета Лужкова!

Чуть позже, 4 апреля 1993 в "Российской газете" сообщили: площадь нежилых помещений в столице - 29 миллионов кв. м. То есть, по самым скромным подсчетам от их сдачи внаем можно было бы получить до 20 миллиардов. Так куда же они все-таки делись? Переведены на счета частных фирм?

И не туда же делись дивиденды от всяких СП и АО, в которых участвует мэрия и городское правительство? (Ведь одних совместных предприятий градоначальство учредило аж 178 штук). Но деньги от их деятельности в казну почти не шли. А так называемые внебюджетные фонды под контролем Лужкова - благотворительные, возрождения Москвы и т. д.? Об их деятельности - полная тишина. Поневоле думаешь, что они занимались лишь тем, что давали чиновникам фантастические зарплаты да доходные места.

С валютными поступлениями 1992 года хоть "Караул!" кричи. Доходы в долларах-марках в лужковском проекте бюджета вообще не фигурировали, видимо, превращаясь по Булгакову, в резаную бумагу при поступлении в налоговую инспекцию. Но очевидно, что в городе имеются участки иностранного капитала, однако поступления в казну тщательно скрываются от представительной власти!

Пресс-досье: "Ъ Дейли", 3, 8 октября 1992 г.

Президент СП "Перестройка" Строев заявляет: "...Мы только даем муниципалитету. Сейчас даем немного. Небольшие миллионы долларов, но все равно это миллионы долларов...".

"АиФ", 41, октябрь 1992 г.

Юрий Лужков: "Центральные магазины сданы в аренду. В городскую казну пошла валюта, как часть арендной платы за помещения. Это позволяет сократить дефицит медикаментов, детского питания...".

Валюта элементарно расхищалась. Типичный способ делать это демонстрирует созданное в 1988 году коммерческое бюро "Мосинрасчет", которое и должно собирать все долларовые средства Москвы. Проверка КРУ Минфина в июле 1992 г. показала, что огромные сумы в валюте не поступают в бюджет города. Например, были скрыты доходы от эксплуатации гостиницы "Россия" (500 тыс. инвалютных рублей) и гостиницы "Украина" (1.200 тысяч инвалютных). Зато бюро "Мосинрасчет" стало соучредителем СП "Центр КНИТ - Калужская застава"...

В итоге авторы Мельник и Каменецкий выводят предполагаемую общую сумму доходов города - 259,5569 млрд. рублей, т. е. на 127,3695 [млрд. руб.] или на 95% больше, чем в проекте бюджета. Вдумайтесь в эти цифры, люди! Что касается части доходов, зачисляемой в федеральный бюджет, то по расчетам Каменецкого и Мельника эта сумма должна составлять 230,4681 млрд. рублей, или на 78,769 млрд. рублей (51,9%) больше, чем в проекте бюджета (там соответствующая цифра составляет 151,6991 млрд. рублей)...

В 1993 году скандала с бюджетом в Москве не было. Впрочем, не было уже и того, кто его мог устроить - Моссовета. Его попросту уничтожили роковой осенью - вслед за расстрелом Белого дома. Видимо, Лужкову и его компании очень не понравилась баня, устроенная им депутатами по поводу народных денег. Бесконтрольно распоряжаться денежками налогоплательщиков, "теряя" при этом миллиарды - оно как-то спокойнее...

А ведь скандал в 1993-м по поводу бюджета назревал. И не будь "сражения" у Останкино да на подступах к "белой цитадели", грохнул бы, да еще как!...

12 июля 1993 года сессия Моссовета признала исполнение бюджета-92 мэрией неудовлетворительными. Председателю Гончару поручили подготовить документы о привлечении к административной ответственности высших должностных лиц из градоначальства - за невыполнение решений Моссовета. Приняли даже решение о возврате в бюджет денег, незаконно отданных лужковцами разным предприятиям и организациям. Но кровавый октябрь погасил готовый вспыхнуть скандал. Те, кто ограбил город, остались жить и здравствовать.

На смену "реакционному" Моссовету пришла городская Дума. Которая - тише воды, ниже травы и не мешает Лужкову "что-то делать"" [ 83].

Пример 10

"...В ночь с 20 на 21 мая [1994 г. - Н. К.] в Москве произошло... сенсационное дело криминального толка...

В том мае оперативники ФСК и Следственного комитета МВД России сидели на "хвосте" у группы торговцев наркотиками. И вот во время "разработки" участников этой группы оперативники узнали, что в одиннадцать часов вечера 20 мая группа уголовных авторитетов во главе с вором в законе по кличке Сибиряк собирается приехать в следственный изолятор №2, более известный в народе как Бутырка. Целью их визита было навестить своих товарищей-"сидельцев", в числе которых был один вор в законе и несколько участников солнцевской преступной группировки. Узнав про это, оперативники решили "накрыть всю малину" прямо в Бутырке.

В десять часов вечера 20 мая оперативники ФСК, Следственного комитета и РУОП рассредоточились около Бутырской тюрьмы. Штаб операции расположился в приемной начальника следственного управления города, окна которой выходили прямо на тюрьму.

В одиннадцать часов к стенам Бутырки начали подтягиваться и сами посетители, которые местом предварительной встречи избрали территорию Дома быта, стоявшего рядом с тюрьмой. Подъезжали они на шикарных "мерседесах", "вольво", "БМВ" и даже "линкольне". Около двенадцати ночи первые двенадцать человек вошли внутрь тюрьмы. А в 0.40 спецназовцы пошли на штурм.

В результате молниеносной операции были задержаны 34 человека, среди них было восемь женщин. Были изъяты медикаменты, наркотики, алкоголь, пистолеты "ТТ", "браунинг", револьвер, кроме того, два радиотелефона сотовой связи" [ 84].

Пример 11

"...В Москве, на Ленинском проспекте у дома 92, поставлен черный обелиск, на нем написано: "Здесь 9 июня 93 года погибли отличные парни"" [ 85].

"В тени нескольких хилых березок возвышается черная стела, установленная в память о двух молодых мафиози, убитых... в перестрелке между двумя соперничающими группировками. "Памятник мафии", как называют ее москвичи, стал предметом многочисленных петиций протеста со стороны жителей квартала, но никто и не думает ее трогать, и эта стела служит как бы символом всемогущества мафиозных структур в столице" [ 86].

Пример 12

"...Одно из... [преступлений] произошло в Москве 17 октября [1994 года]. В тот день был убит 27-летний журналист газеты "Московский комсомолец" Дмитрий Холодов.

Погибший писал статьи на военную тему и в последние месяцы перед смертью занимался расследованием фактов продажи партии оружия командованием Западной группы войск странам "третьего мира". Кроме этого, только за последний месяц у Д. Холодова вышли три больших материала о спецназе ГРУ. В одной из этих статей Д. Холодов констатировал: "В городе Чучкове Рязанской области (база спецназа ГРУ) готовят наемников и профессиональных убийц криминальные структуры СНГ...". Правда, доказательств этого он не приводил, но обещал это сделать в ближайших своих публикациях.

В связи в разоблачениями Д. Холодовым коррупции в ЗГВ депутаты Государственной думы попросили выступить его на слушаниях в Думе, имея на руках конкретные документы. Журналист согласился.

Утром 17 октября Холодову позвонил его информатор и сообщил, что в одной из камер Казанского вокзала находится кейс в очень важными документами. Получив это сообщение, Холодов тут же отправился на указанный вокзал и взял из камеры кейс. Открывать его на вокзале он не стал, а вернулся на свое рабочее место - в редакцию газеты. В 12.55 он вошел в кабинет заместителя главного редактора Вадима Поэгли, где было его рабочее место. В тот момент там находился только один человек - журналистка Екатерина Деева. Далее послушаем ее собственный рассказ:

"Дима даже не снял куртку - видно было, только что поднялся с улицы и очень торопился. Сел на стул справа у окна... он сидел вполоборота, чуть наклонясь к окну.

Через несколько минут прогремел взрыв. Меня оглушило волной. Единственное, что помню, - клочья бумаги, которые медленно, медленно кружатся в красном дыму...".

...Его смерть наступила от двух травм: сильнейшего травматического шока и моментального обескровливания организма, когда буквально за 10-15 минут он потерял почти всю кровь.

Это убийство потрясло буквально всю страну. На следующий день после него власти переквалифицировали его со статьи 102, часть 3 УК РФ (умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, совершенное в связи с выполнением потерпевшим служебного долга) на статью 213-3, часть 3 (террористический акт, повлекший смерть). Таким образом, впервые убийство журналиста было признано террористическим актом.

20 октября состоялись похороны Д. Холодова. Во Дворце молодежи, где был выставлен для прощания гроб с телом погибшего журналиста, состоялась гражданская панихида. На нее пришли сотни тысяч москвичей и гостей столицы. Антиправительственное настроение в зале прощания было очевидно. "Честных людей убивают, а мерзавцы здравствуют", - неслось в тот день над траурными рядами. Выступавшие на панихиде ораторы требовали от властей остановить разворовывание страны и мафиозный беспредел.

...Первые несколько недель после убийства все центральные газеты публиковали статьи о Д. Холодове, информировали общественность о ходе следствия. Однако затем шум постепенно затих, так как новые, не менее драматические события заслонили собой это преступление. Через год после убийства Д. Холодова "Общая газета" писала: "Минул год, и вернулась горечь утраты. Стало очевидным, что все обещания, которые щедро раздавались в первые дни, оказались блефом. Прошел год, но никто не найден и ничто не раскрыто..." [ 87].

Б. Разные точки зрения на коррупцию

Все приведенные выше примеры относятся к такому явлению как коррупция. Они достаточно разнообразны. Что же такое коррупция?

Следующие определения даются в словарях:

"Коррупция (от лат. Corruptio - подкуп), прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения. Как правило, сопровождается нарушением законности" [ 88].

Из словаря Ожегова: "коррупция - подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей" [ 89].

Но почему же коррупция, которая в принципе может существовать в любой стране, в России имеет совершенно уникальные размеры и значение? Приведу несколько мнений по этому поводу.

"...Константин Боровой в... августе 92-го в одном из своих выступлений сказал следующее: "В нынешней ситуации полностью сохранившаяся административно-командная система, потеряв милицию и КГБ как точки опоры для управления обществом, стала для достижения собственных целей использовать сложившиеся криминальные группы и создавать новые. В области распределения собственности, приватизации недвижимости, торговли и т. д. нынешние власти делают все возможное, чтобы не предоставлять гражданам реальной экономической свободы, контролируя ситуацию с помощью преступных банд вплоть до уничтожения неугодных. Власть и криминальные структуры сращиваются..." " [ 90].

А. Гуров определяет организованную преступность как "относительно массовое функционирование устойчивых управляемых сообществ, занимающихся преступной деятельностью как видом промысла (бизнеса) и создающих с помощью коррупции и иных средств систему защиты от социального контроля" [ 91].

Коррупция выступает у него одним из признаков организованной преступности: "...Коррупция - один из основных признаков, если ее рассматривать как социальное явление. По крайней мере для СССР, а теперь и нынешней России, коррупция - это двигатель организованной преступности.

Коррупцию следует отличать от обычных взяток, так как она означает разложение, продажность чиновников. Взятки - лишь средство ее достижения, в результате чего работник органов власти или управления начинает состоять как бы на двух службах: официальной и в преступной организации" [ 92].

Станислав Говорухин в своей книге "Великая криминальная революция" пишет:

"В стране происходит криминальная революция. Вернее, она завершается. Победой революции может считаться окончательное построение уголовно-мафиозного государства.

Уголовно-мафиозное государство начало формироваться не вчера. Его контуры стали просматриваться при Брежневе. Кое-кто скажет: а сталинское государство разве не было уголовно-мафиозным? Нет! Преступное государство и уголовно-мафиозное - не одно и то же. Власть Гитлера, безусловно, была преступной, но она не была уголовно-мафиозной" [ 93].

Здесь надо дать пояснение. В любом государстве существует уголовное законодательство. Существовало уголовное законодательство и при Сталине, существует оно и теперь. При Сталине совершались массовые репрессии. Но преступлением является только то действие, которое упомянуто в уголовном законе. Все сталинские репрессии совершались в соответствии с уголовным законом. Репрессируемые были признаны преступниками и понесли наказание. При Сталине чиновник, осуществлявший репрессии, действовал в соответствии с законом, его нельзя назвать преступником, как бы ужасно ни выглядели его действия с точки зрения морали. Подобное государство Говорухин называет преступным. Более точным был бы термин "репрессивное".

Современное российское государство является менее репрессивным. Но чиновники в нем нарушают уголовный закон, а значит, являются преступниками.

Говорухин пишет:

"У нас... мафия строится... сверху вниз, от высокого правительственного чиновника.

В данном случае - от Президента.

Опять-таки не мной замечено.

"Вы ищете мафию? Она структурируется как президентская вертикаль!" (В. Топоров. Независимая газета, 29.06.93)" [ 94].

Говорухин идет намного дальше, чем Боровой. Не о сближении преступного и чиновничьего мира должна идти речь. Говорить надо о сближении мира бюрократов как мира преступников-акул и традиционного мира более мелких преступников, которые есть в любом государстве. В результате такого сближения и становится возможным появление памятника простым "боевикам", о котором упоминалось выше в одном из примеров.

Какую перспективу видит Говорухин? Он пишет:

"...Не пропасть нас ждет впереди, а вполне уютная, приспособленная для жилья долина. Жить в ней можно вполне сносно. Там и сникерсы есть в магазинах, и пепси - хоть залейся. Там есть достаточный минимум для человеческого существования. Даже искусство какое-никакое будет; ну и что ж, что американизированное - кто из тех, кто там будет жить (общество молодеет), помнит, что была такая великая духовная страна - Россия?

Называется эта долина - колония.

Реформы удались. Страна уже работает в режиме колонии. Мы отказались от культуры, науки, высоких технологий, развиваем только сырьедобывающие области, у нас уже нет надежной обороны, хорошо живет в этой стране только тот, кто ворует или кто пошел в услужение к иностранцам (всякое исключение только подтверждает правило)" [ 95].

Еще глубже, чем предыдущие авторы, происходящие явления пытается осмыслить В. Кучеренко. Он говорит:

"...Что получилось в "демократической" Москве? Обыкновенный феодализм эпохи раздробленности. Соединение власти и собственности - характерная его черта. Феодальный сеньор управлял своим доменом-вотчиной (землями с крестьянами, городами), содержа на доходы от него свою администрацию... Сеньор - князь или барон - был полным хозяином и судьей в своей вотчине, пользовался правом феодального иммунитета: король не мог послать в его владения своих чиновников, не мог собирать в них налоги. В России XVII в., например, фаворит Михаила Романова боярин Морозов имел огромную вотчину, свои заводы и даже особые "беломестные" слободы в Москве, не платившие государственные подати.

Что ж, поставьте вместо боярина Морозова - управделами мэрии Шахновского; вместо иммунитета - чрезвычайные полномочия мэра и провал попыток Контрольного управления при Президенте осуществить инспекцию в Москве, вместо вотчины и "беломестных" слобод - муниципально-коммерческие предприятия и городской бюджет, который расходуется исполнительной властью абсолютно бесконтрольно - и все встанет на свои места...

Вся политическая система русского феодализма сводилась к формуле Даниила Заточника (XII - XIII век): "Князь есть щедр отец слугам многим": забитости народа, его полной несвободе и безгласию, к полной его неспособности влиять на власть и к ее полному произволу над жизнью, свободой и собственностью подданных. И коли такая система в столице укрепится, то следует ждать полной ликвидации выборности властей, гибели представительной и судебной властей за ненадобностью, уничтожение свободы печати. Власть в городе сосредоточится в руках чиновно-феодальной верхушки, которая будет содержать свою машину насилия: дружины, называемые на современный лад: службами безопасности, охранными фирмами и прочая. И этот прогноз уже сбывается" [ 96].

Кучеренко заметил появление отдельных признаков феодализма в России. Именно, феодализма, а не только капитализма.

Как сопротивление зарождающемуся капитализму со стороны бюрократии можно толковать мнение А. Орлова. Комментируя убийство в начале августа 1995 года председателя правления "Росбизнесбанка", президента общественного объединения "Круглый стол "Бизнес России" Ивана Кивелиди, А. Орлов в "Литературной газете" пишет: "Убийство Ивана - политическое. Кто-то рассчитывал остановить процесс консолидации предпринимателей, процесс осознания своих интересов совершенно новым классом, десятью годами ранее не существовавшим в России" " [ 97].

Можно приводить и множество других точек зрения, которыми изобилует современная публицистика и которые отражают различные стороны коррупции.

В. Незаконный способ присвоения собственности бюрократией

В настоящей главе, рассматривая коррупцию, я ставлю только одну задачу: понять классовую структуру современного российского общества и выяснить, как коррупция отразилась на классовой структуре. Самое главное, что надо сказать о коррупции в этой связи: в СССР, а затем - в России, класс бюрократии выбрал незаконный способ завладения собственностью. Процесс завладения собственностью, осуществляемый господствующим классом (бюрократией) в нарушение законов, и есть суть российской коррупции. Именно поэтому коррупция в России имеет исключительное значение.

Г. Коррупция как функция чиновничества

Для чиновников коррупция стала одним из обычных инструментов власти, дополнительной, но необходимой функцией. И так же, как от чиновников требуется выполнение законных функций по государственному управлению, так же от многих из них требуется выполнение преступных обязанностей. Отказаться от исполнения незаконных функций чиновник не может. Это будет расценено как несоответствие служебному положению. К несогласным могут быть применены любые меры - от простого увольнения до привлечения к уголовной ответственности по сфальсифицированному делу; возможна и крайняя мера - физическое устранение с помощью наемных убийц.

В этом "секрет русской мафии", "секрет" ее могущества. Никакой отдельной, обособленной русской мафии нет. Есть незаконные функции государственных чиновников и их пособников. Нет никакой особой мафиозной пирамиды. Есть единая пирамида - чиновничья. Организованная преступность, коррупция составляют лишь одну из ее ветвей и являются ее неотъемлемой частью.

Арсенал властных средств бюрократии включает в себя три компонента: власть политическая (основанная на законе), власть денег и власть грубой преступной силы. Весь этот арсенал необходим чиновникам для удержания власти.

Возьмем описанное выше заказное убийство Дмитрия Холодова. Его журналистское расследование стало угрожать высоким чиновникам, и его убили с помощью преступного метода - подложив взрывчатку. Несколькими десятилетиями ранее с этим журналистом поступили бы по-другому: арестовали, обвинили в подрыве советского строя и расстреляли в полном соответствии с законом. Результат один и тот же, метод - лишение жизни - одинаков. Только в случае заказного убийства было нарушение закона, а во втором случае нет.

В последнее время бюрократия вынуждена все чаще применять власть криминальную. Это говорит о том, что бюрократия не может выполнять свои функции законными методами, как раньше. Скоро наступит то время, когда и криминальных средств будет бюрократии недостаточно. Тогда власть класса чиновников закончится. Неспособность власть имущих управлять государством есть, по Ленину, необходимый элемент революционной ситуации. И этот элемент в России уже налицо.

Д. Теоретическая возможность легального присвоения собственности бюрократией

В принципе, господствующий класс мог получить собственность законным способом: издав соответствующие нормативные акты и официально передав конкретные объекты в собственность конкретных физических лиц - чиновников. Тогда бы это не называлось коррупцией.

Здесь была бы налицо победа феодальных отношений. Легальное распределение собственности было бы сродни феодальной революции. Высшие должностные лица в государстве стали бы выполнять функции старших феодалов: безраздельное господство в своих землях, соединение всей власти - законодательной, исполнительной и судебной в одних руках, сбор налогов со своих областей, выделение участков территорий для своих ближайших помощников-вассалов и т. д.

Результаты этих преобразований, думается, были бы точно такими же, как и теперь: наглое, открытое ограбление всего народа, обнищание людей и, в конце концов, насильственное свержение новых феодалов. Экономическая катастрофа развивалась бы еще стремительнее, и развязка наступила бы, возможно, быстрее. Но бюрократия не стала рисковать, чтобы не спровоцировать революцию раньше времени.

Бюрократия пошла привычным путем, не изобретая ничего нового. Коррупция хорошо была известна чиновникам со времен Брежнева. Благодаря коррупции элементы феодальных отношений все же появляются, но в скрытой и искаженной форме.

Как коррупционный путь, так и несостоявшийся легальный ведут к одному результату: бюрократия становится классом собственников. Внутри деспотии постепенно зарождаются элементы других общественных отношений, несовместимых с деспотизмом. Это подтачивает деспотию изнутри и приближает день ее смерти.

Е. Разложение деспотизма в России

В настоящее время деспотизм в России находится в стадии разложения. Покажу изменения, затронувшие существенные признаки деспотизма.

Напомню, что деспотизм - это система отношений в обществе, имеющая значительную устойчивость к внешним неблагоприятным условиям и характеризующаяся

1. почти полным отсутствием частной собственности на источники дохода,

2. незначительной ролью торговли в жизни общества,

3. общественными трудовыми повинностями, распространяющимися на большинство населения,

4. централизованным контролем государства над всеми сторонами жизни общества, огромным бюрократическим аппаратом, построенным по иерархическому принципу,

5. единой идеологией.

Первый признак деспотизма - почти полное отсутствие частной собственности на источники дохода. К настоящему времени бюрократия путем коррупции сумела приватизировать большую часть государственной собственности. Было легализовано частное предпринимательство. Появилась частная собственность на источники дохода. Тем не менее, частная собственность находится только в процессе становления. Можно сказать, что она находится в процессе первичного накопления, в основном криминального. Незаконный характер накопления неизбежно вызывает переделы, также в основном криминальные. Поэтому частная собственность сейчас очень не стабильна. Первый признак деспотизма уже подвергся сильнейшему изменению, но стабильности нового состояния пока нет. Поэтому о господстве, либо ином каком-то положении частной собственности в обществе говорить рано.

Аналогичная ситуация со вторым признаком, незначительной ролью торговли в жизни общества. Роль торговли очень возросла, но о настоящем свободном рынке говорить пока очень рано. Ситуация на рынке во многом зависит от произвола чиновников.

Общественные трудовые повинности - третий признак - перестал существовать, но свободным рынком труда не заменился.

Почти полностью сохранился четвертый признак: централизованный контроль государства над всеми сторонами жизни общества и огромный бюрократический аппарат. Численность бюрократии даже возросла. Но эффективность контроля снизилась, так как контроль осложнился всеобщей криминализацией. "Контролеры" должны слишком часто "закрывать глаза", и это "незамечание" стало такой же функцией контролирующих, как и прямые служебные обязанности по контролю.

Государственная идеология - марксизм-ленинизм - исчезла. Но ее влияние еще долго будет чувствоваться во всех сферах.

Вывод. Последние годы внесли очень большие изменения в систему деспотизма в России. Рано говорить, что деспотизм в России умер. Но можно сказать, что он смертельно болен.

Ж. Нежизнеспособность феодализма в современной России

Коррупция, как метод реализации феодалоподобных отношений, делает невозможным зарождение полноценного феодализма.

В любое время может открыться незаконность происхождения чиновничьих капиталов. Поэтому состояния новых собственников не имеют возможности нормально работать. Владельцы легко могут потерять свои капиталы, став жертвой либо ими же рожденной преступности, либо другого более хищного чиновника, либо, наконец, справедливого народного гнева. Поэтому капиталы из России рекой перекачиваются за границу, обескровливая экономику своей страны.

Не в пользу феодализма и тот факт, что для современного человека феодализм ассоциируется с мрачным средневековьем. Феодализм на пороге третьего тысячелетия - это безнадежный анахронизм.

З. Нежизнеспособность капитализма в современной России

Можно сделать предположение, что на смену деспотии идет капитализм. Элементы капитализма - частная собственность на средства производства и рынок - действительно стали появляться после 1985 года. Но зарождающийся капитализм нежизнеспособен в России. Большинство собственников - новых буржуа - стали ими преступным путем. Уход от налогов - самое безобидное из преступлений и к тому же вынужденное: количество и размеры налогов доходят до абсурда. Бизнесмены могут надеяться на налоговую амнистию. Но можно ли им рассчитывать, что когда-нибудь будет прощено такое преступление как грабеж государственного имущества, народного достояния в умопомрачительных размерах? А ведь именно таким путем, а не только с помощью ухода от налогов, созданы многие капиталы новой буржуазии. В этой преступной деятельности новая буржуазия и бюрократия - соучастники. Поэтому зарубеж уходят капиталы не только чиновников, но и новой буржуазии.

Кроме того, буржуазия не имеет власти. Чиновники не желают делить власть с капиталом, по-прежнему удерживая ее в своих руках. Капиталисты могут получить политическую власть только в результате буржуазной революции. Для этого капитал должен стать во главе широкого народного движения за идеалы капиталистической свободы и демократии. Способен ли новый класс для такой роли? Пойдут ли за ним трудящиеся? На оба вопроса можно дать только отрицательные ответы.

Капитализм в современной России - это недоношенное дитя деспотии, которое умирает, так и не встав на ноги.


Следующий раздел


К началу раздела Оглавление Mail: klyuchin@iname.com