Алексей Иванович Рыков
О РЕОРГАНИЗАЦИИ ВСНХ (14 октября 1923 г.)

В настоящее время вопрос об организации государственной промышленности может и должен быть поставлен в плоскость разрешения самой трудной проблемы -- проблемы создания системы государственной промышленности из массы разрозненных государственных промышленных предприятий, действующих как самостоятельные юридические лица, как коммерческие предприятия, выступающие на рынке. Этот вопрос теснейшим образом связан с вопросом о реорганизации ВСНХ, и если в начале этого года при обсуждении проблемы трестов как проблемы организации и оформления отдельных государственных предприятий можно и должно было избегать постановки вопроса о самом ВСНХ, то ныне надлежит со всем вниманием рассмотреть вопрос об организации ВСНХ.

В 1921 г. в области своего хозяйства мы сделали крутой поворот к системе установления товарной связи между государственной промышленностью и крестьянским сельским хозяйством, и в результате мы должны были перейти к системе установления меновых товарных отношений между самими государственными промышленными предприятиями. Переход к товарному хозяйству означал одновременно и переход к построению товарного государственного хозяйства. Естественно, что основной первоначальной задачей явилась задача приспособления отдельных хозяйственно-промышленных единиц к условиям рынка, задача построения государственных промышленных хозяйственных единиц.

Государственное промышленное предприятие нужно было построить как меновое хозяйство, действующее как коммерческое предприятие, имеющее целью давать прибыль. Первая задача состояла в том, чтобы быстрее создать эти хозяйственные единицы, вторая состояла в том, чтобы оформить эти единицы и точнее и целесообразнее определить их состав. В результате мы декретом от 10 апреля оформили государственные тресты, проведением этого декрета и пересмотром состава трестов мы точнее и лучше определяем содержание работы трестов, дальнейшими решениями определяем круг тех государственных промышленных предприятий, которые находятся в ведении центральной государственной власти, декретом о местных трестах оформляем местные государственные предприятия и определяем объем местной государственной промышленности. Разумеется, эти задачи еще практически вполне не разрешены. Остается еще огромная работа по улучшению, уточнению и т. п. Но основные проблемы получили ясное разрешение, и в дальнейшем остается только работа по проведению принятых решений.

Естественно, что в первый период проблема ВСНХ, или, точнее говоря, проблема создания системы государственной промышленности, была отодвинута на второй план. Ныне, когда первые элементарные задачи уже получили достаточно ясное решение, надлежит поставить перед собою вторую задачу -- задачу оформления хозяина государства. Недостаточно иметь оформленные предприятия, надо уметь ими управлять.

Подходя к проблеме управления, надо установить ту основную точку зрения, которую управление должно проводить. Исходя из задач управления, только и можно найти правильные организационные формы этого управления. Не организационная схема должна быть положена в основу построения ВСНХ, а именно определенная задача, для решения которой только и должно будет построить соответствующую организацию.

Естественно, что основной задачей остается задача построения планового хозяйства. Однако, ставя себе в качестве задачи переход к плановой работе в области хозяйства вообще и государственной промышленности в частности, надо со всей решительностью повести прежде всего упорную борьбу за возможность создания жизненного плана, т. е. упорную борьбу за создание здорового, полнокровного, развивающегося промышленного организма. Основным препятствием на пути создания жизненного плана является не столько недостаток внимания и умения, не говоря уже о желании, сколько материальный недостаток, наша нищета, сковывающая маневренность государственной промышленности и тем самым не дающая возможности создать действительно жизненный, активный, а не бумажный план государственной промышленности, являющийся одной из существенных основных частей плана нашего общественного хозяйства.

Отсюда основная задача, которую нам надлежит решить, есть задача накопления как средство построения планового хозяйства, и борьба за план есть борьба за порядок в области построения системы промышленности и борьба за рентабельность, за прибыльность этой промышленности.

Таким образом, систему управления центральными государственными промышленными предприятиями надо построить как систему коммерческого управления, кладя в основу его как задачу и как метод прибыль, приносимую государственными промышленными предприятиями своему хозяину, т. е. государству.

Создание прибавочной ценности и присвоение этой прибавочной ценности государством именно на почве товарного хозяйства и есть тот характерный признак, который отличает нашу государственную систему от системы частного капитализма и от системы развернутого коммунистического хозяйства.

Переходя к вопросу управления, надлежит прежде всего ясно поставить вопрос: в каком смысле мы употребляем термин "управление"?

В области промышленности надлежит различать троякую роль государственной власти: регулирование, руководство и управление.

Наше государство регулирует всю промышленность -- как центрально-государственную, так и местную, и арендную, и концессионную. Это регулирование совершается путем законодательства, издания обязательных постановлений, выполнения функций государственного надзора (например, горного надзора), разработки конкретных вопросов экономической политики, в том числе вопросов таможенных, налогового обложения, правовых вопросов и т. п.

Общее руководство центральная государственная власть сохраняет за собой по отношению к местной государственной промышленности. Местные государственные промышленные предприятия находятся в управлении местных органов власти (мы не касаемся здесь соотношения губернских, областных и республиканских органов). Поэтому в отношении местной государственной промышленности руководство со стороны центральных органов власти выражается лишь в даче определенных директив местным органам власти.

В отношении же тех предприятий, которые выделены в качестве предприятий, находящихся непосредственно в ведении центральных органов власти, роль этих последних является ролью органа управляющего, и это-то управление должно быть построено как коммерческое управление.

В нынешней обстановке необходимо разъединить управление производственными и хозяйственными единицами. Процессом производства управляет директор завода. Производственными единицами управляет правление треста, которое и является ответственным за целесообразность и коммерческую выгодность работы треста.

Хозяйственными единицами, т. е. трестами, действующими на основании закона от 10 апреля, управляет специально созданный для этого орган центральной государственной власти.

В основу управления трестами положены: 1) управление капиталом и прибылью и 2) управление личным составом правления. Управляющий орган определяет размеры капитала, потребного для ведения того или иного треста, и заботится о предоставлении этого капитала соответствующему правлению треста. Управляющий орган следит за тем, чтобы бухгалтерская отчетность трестов была поставлена безукоризненно правильно и чтобы счетный аппарат давал объективно верные итоги хозяйствования правления центральному управляющему органу.

Далее управляющий орган имеет в своем ведении специальный ревизионный аппарат, позволяющий ему проверять материалы, представленные правлением треста. Специальные ревизионные комиссии являются ревизионными комиссиями центрального управления. Эти ревизионные комиссии представляют свои заключения по балансу и главному отчету правления треста. Документами, выявляющими конечный результат хозяйственной деятельности правления в течение операционного года, являются заключительный баланс треста и финансовый годовой отчет треста, по которым центральный управляющий орган и судит о деятельности правления треста. Имея в своем распоряжении данные правления, данные ревизионной комиссии, проверку центрального счетного аппарата и заключение специально наблюдающих лиц, центральное управление может решать вопросы о дальнейшем направлении деятельности треста. Основные вопросы, которые при этом будут стоять перед центральным управлением, можно сформулировать следующим образом:

1) образование новых государственных промышленных предприятий и изыскание капитала для них;

2) основные вопросы, связанные с функционирующими трестами:

а) трест дал в течение года убыток, необходимо подвергнуть анализу причины убыточной работы треста и в связи с установлением причин принять соответствующее практическое решение для избежания убыточной работы треста в будущем или же, если последнее оказывается невозможным и убыточная работа треста не вызывается необходимостью по каким-либо особым государственным соображениям, нужно принять меры к наиболее выгодной для государства ликвидации треста; если оказывается необходимым покрыть убыток треста, то надобно изыскать источник для покрытия этого убытка;

б) трест дал прибыль; нужно рассмотреть достаточность данной прибыли и принять решение о распределении прибыли, заботясь о том, чтобы максимальная доля прибыли шла на то, что в прежнее время называлось "дивиденд акционера";

в) баланс сведен без прибыли и убытка; необходимо выяснить, почему предприятие не дало прибыли, и принять соответствующие меры для избежания этого состояния бесприбыльности на предстоящий операционный год;

3) вопрос ликвидации существующих трестов. Если по тем или иным причинам выявится невыгодность дальнейшей поддержки убыточного предприятия, то центральный управляющий орган должен принять меры к ликвидации треста в направлении наиболее коммерчески выгодного использования имущества треста в целях усиления других промышленных предприятий.

Таким образом, вся работа центрального управляющего органа совершается под углом зрения прибыльности государственных предприятий и под этим углом зрения рассматривается также вопрос об улучшении хозяйствования в данном государственном предприятии. Промышленное предприятие должно давать государству прибыль. Ставя, однако, во главу угла коммерческого управления вопрос о получении максимальной прибыли, надлежит понимать эту постановку не в узком, ограниченном смысле, что центральный управляющий орган интересуется только прибылью, а в широком смысле, какой ему может придать разумный хозяин (хотя на ближайшее время практически неизбежна крайняя суженность в постановке этого вопроса ввиду того, что вопрос накопления имеет для нас ныне решающее значение). Предприятие может давать в течение нескольких лет убытки, но если оно по всем разумным хозяйственным соображениям может дать и дает через 1, 2, 3 года, а в исключительных случаях и через более продолжительный промежуток времени прибыль, то при известных условиях государство может пойти на покрытие этих убытков, рассчитывая в будущем получить с этого предприятия прибыль. В этом случае роль центрального управляющего органа сводится к тому, чтобы добиться минимальных убытков, максимального сокращения периода убыточного состояния и докладывать правительству все те основания, которые заставляют просить о покрытии убытков. В этом вопросе должна быть достигнута наибольшая ясность в постановке и решении вопроса.

Следовательно, прибыльность, рентабельность предприятия есть не только задача промышленности, но есть основное идеологическое правило, руководствуясь которым только и можно внести порядок в систему государственных промышленных предприятий при условии существования товарного хозяйства и системы государственного капитализма.

Недаром ст. 1 Декрета о трестах гласит: "Государственными трестами признаются государственные предприятия, которые действуют на началах, коммерческого расчета с целью извлечения прибыли".

В соответствии с вышеизложенным центральный управляющий орган обязан всячески и всемерно заботиться об изничтожении разного рода побочных расходов, работая под знаком величайшей экономии государственных средств, и обязан следить за тем, чтобы такого рода побочные расходы производились исключительно за счет образуемых специальных капиталов (капитал на улучшение быта рабочих, капитал на организацию культурных учреждений и т. д.). Однозначные капиталы могут образоваться только с разрешения центрального управляющего органа и, как общее правило, лишь путем отчисления из прибылей предприятия, а в исключительных случаях путем специальных ассигнований правительства.

В соответствии с поставленными задачами решающее значение приобретают вопросы постоянного финансирования, т. е. вопросы образования, увеличения и уменьшения капитала и текущего финансирования, т. е. кредитного финансирования государственных промышленных предприятий.

Вопросы капитального финансирования, разрешаемые в соответствии с общими ресурсами государственного бюджета, должны быть сосредоточены в центральном управляющем органе. Вопросы кредитного финансирования должны быть сосредоточены в специальном банке, действующем соответственно указаниям центрального управляющего органа, который, как сказано, преследует цели ведения государственных предприятий в направлении получения государством наибольших прибылей.

Таким образом, мы достигаем большей ясности в вопросе об управлении государственными промышленными предприятиями. Если добавить к этому, что декрет от 10 апреля обязывает центральный управляющий орган (в декрете говорится о ВСНХ) к выполнению целого ряда функций управления, то задачи центрального управляющего органа выявляются совершенно отчетливо.

Подходя, таким образом, к преобразованию ВСНХ, надлежит прежде всего установить троякую роль ВСНХ. Прежде всего нынешний ВСНХ является органом, управляющим теми трестами, которые находятся в его ведении. С другой стороны, нынешний ВСНХ руководит местными органами власти в отношении государственных промышленных предприятий, находящихся в их ведении.

И наконец, с третьей стороны, ВСНХ является органом правительства, имеющим задачей общее регулирование всей промышленности.

Следовательно, нынешний ВСНХ есть прежде всего орган центрального правительства по управлению государственными промышленными предприятиями, находящимися в ведении центральной государственной власти.

С другой стороны, он является Народным комиссариатом промышленности, имеющим своей задачей общее регулирование всей промышленности страны.

В соответствии со всем вышесказанным надлежит нынешний ВСНХ преобразовать таким образом, чтобы отделить функции управления от функций руководства и регулирования.

ВСНХ объединяет те две разнородные части, которые ныне смешаны в ВСНХ и которые, по нашему предположению, организационно обособлены друг от друга. Он объединяет: 1) Главное экономическое управление и 2) Центральное управление государственной промышленности.

Надлежит подчеркнуть, что подход к вопросам промышленности у Главного экономического управления и Центрального управления будет существенно разным. Прежде всего, как уже было отмечено, основным методологическим правилом Центрального управления будет прибыльность и основной задачей -- укрепление государственных промышленных предприятий и борьба с частной промышленностью. Основным методологическим правилом Народного комиссариата будет развитие промышленности вообще и регулирование этой промышленности в интересах всей рабоче-крестьянской республики.