Тот, о ком вы так долго фантазировали

Рецензия на спектакль «Два ангела, четыре человека»

Ярко сыгранная пьеса Виктора Шендеровича идет практически в полной темноте, зал ни на минуту не освещают софиты. Это правильно, потому что, кажется, впусти в актерский лихой беспредел хоть капельку лишнего блеска – и переборщишь. Все испортишь.
…Вечер был зимний и прекрасный, хлопали зрители, ангелы сыпались на сцену. Точнее, входили (влетали, по их собственному выражению) в дверь обыкновенной квартиры простого мужика по фамилии Пашкин, валяющегося на диване и просматривающего список порносайтов – прекрасная игра Александра Воробьева. Ангелов оказалось двое. Первый был довольно деловой и предельно кратко изъяснялся – требовал переписать на себя все имущество хозяина квартирки, взамен обещая свое покровительство на небесах, некое подобие Рая и соответственно уход из этого бренного мира к пяти часам утра, когда подлетит его напарник – Ангел-Ликвидатор, и довершит затеянное. При этом Первый Ангел вполне по-человечески лопает мандарины, без лишней спешки чистит яблоко и закусывает им различные алкогольные напитки, в изобилии стоящие на столе. Все так спокойно-неторопливо, с философскими рассуждениями о Боге, чистилище, конце света вообще и каждой отдельной жизни в частности. Михаил Хомяков великолепен, как и обычно, ведет ли он ситуацию, угрожает, разговаривает от нечего делать с потенциальной жертвой или сам умоляет о пощаде, когда взбесившаяся жертва переходит к решительным действиям и набрасывается на «ангела». К тому моменту, когда появляется Ангел-Ликвидатор, в квартире уже полный разгром, события перемешаны и завязаны в узел покрепче морского и орудует над бесчувственным Первым вызванная Пашкиным бригада «Скорой помощи». Разумеется, эта самая бригада в лице Павла Ильина и Александра Фисенко принимает всю троицу за компанию не до конца упившихся алкоголиков и принимается давать советы касательно дальнейшего лечения. Ангел – Ликвидатор исчезает так же быстро, как появился – видно, именно он тут соображает быстрее всех. Алексей Золотницкий проводит на сцене от силы пять минут, но все эти мгновения сопровождаются таким хохотом в зале, что почти заглушают поставленный голос актера. И хлопают ему так, как никому другому…хлопают за эти пять минут, проведенные «ангелом» на пустой грешной Земле, на сцене Подвала «Табакерки».
Люди веселятся, люди в восторге, люди пришли отдохнуть и получают свое удовольствие по-полной. Ты тоже смеешься, конечно – невозможно не смеяться - но сидишь и в то же время думаешь – неужели никто не чувствует подтекста? Потому что в пьесе-то не только цирк, не только комедия, пьеса эта больная, ранящая, пьеса это о том, что мы легко открываем двери посреди ночи, но не можем потом их закрыть. Что цепляемся за свое земное существование и умоляем о Рае, не веря ни в одного из богов, нам предложенных. Пьеса о том, что даже ангелам бывает тяжело, а люди – люди совершенно не способны отличить человека от небесного создания, спустившегося , дабы оценить их никчемную жизнь…
Все проходит-проходит-проходит, и каждому самому судить, на кого мы смотрим все эти два часа в темном зале – на неудачных мошенников или на взаправдашних ангелов, потерявших свой Путь. Каждому выносить свое решение.
…Я – верю в ангелов.

рецензии