" НЕ БОЙТЕСЬ ПРИЧИНИТЬ МНЕ БОЛЬ!"
Рецензия на спектакль "Сублимация любви" во МХАТе им. Чехова
19 июня 2004 года

... - Говорит героиня Марины Зудиной герою Олега Табакова, а он все равно боится. Вот она не боится ничего. С одинаковой легкостью роковая красавица-интеллектуалка, писательница Паола (вообще-то родители в свое время назвали ее Элоизой, но имя Элоиза оказалось ей не по душе) приходит домой к депутату итальянского парламента Леоне Саваста, требует у него не совсем соответствующее случаю молоко вместо коктейля, требует сделать ее своей любовницей, требует взять ее за руку, сжимать ее как можно сильнее, не боясь причинить боль, и...внезапно требует свою накидку, так как под окнами ждет машина. Именно в такой последовательности. Она даже не задумывается о том, что ей может быть отказано хоть в чем-нибудь. Ей, видно, не отказывали еще никогда. Излишне старомодный и порядочный политик в блестящем исполнении Олега Табакова не становится исключением.
Девушка уходит, и вот тут-то, как ни странно, и начинается все самое интересное. Потому что вместе с разочарованным депутатом на сцене неожиданно оказывается второе лицо. Довольно симпатичное, хотя и небритое. Вылезшее прямиком из-под ярко-мандаринового кресла, на котором Паола только что старалась обольстить своего обожателя.
После череды не самых приятных выяснений, включающих в себя ползание друг за другом по полу, чуть более интенсивную погоню, размахивание револьвером и набирание вечно занятых номеров полицейского участка (причем предполагаемый "грабитель" с готовностью помогает, диктуя номера из телефонной книжки), они наконец знакомятся. Может быть, это следовало сделать немножечко раньше?
Незваный гость из-под кресла оказывается начинающим драматургом Пьетро Дегани - соседом депутата сверху, который по нелепой случайности не смог попасть в свою квартиру. Роль непризнанного гения Дегани с поразительной искренностью исполняет Виталий Егоров. Он таким дрожащим голосом ведет свое повествование, так извиняется за каждую мелочь, так признается в том, что третий день голодает, что Саваста протягивает ему отвергнутые Паолой бутерброды быстрее, чем тот успевает попросить его об этом. Табаков и Егоров заставляют умирающий от смеха зал бешено аплодировать, когда практически наперегонки поедают все то, что разложено на подносе. Потом обнаруживается, что и в полицию звонить уже не надо, потом Дегани-Егоров с совершенно натуральными слезами в расширенных болью глазах рассказывает хозяину квартиры историю своей несчастной жизни, говоря о пьесах, которые не принимают театры, о собаке, которую он случайно встретил на мосту, о неудавшемся самоубийстве...Пожалуй, это единственный момент всего спектакля, когда на лицах зрителей пропадают улыбки и висит напряженная пауза.
Заканчивается трагическая проповедь довольно банально. В кудрявую голову драматурга приходит "гениальная" идея - отдать свои работы политику Саваста с тем, чтобы тот выдал их за свои. Ему-то это зачем? Его, неизвестного, не доказавшего еще ничего, все равно никуда никогда не пропустят. А так - так он хотя бы увидит, как будет аплодировать публика...и пусть не ему...но он, он-то будет знать правду!
Собственно, они меняются. Получается так, что Саваста забирает пьесы Пьетро, а Пьетро отнимает у него красавицу Паолу. И знаете что - вроде бы все остаются довольны!
Действие разворачивается в ярком, сильно модерновом интерьере квартиры депутата - ярко-синие стены, массивный стол, кричаще-оранжевое мягкое кресло. Сама обстановка настраивает на легкость. По ходу действия звучит поразительно красивая музыка, а уж когда, завершая первое действие, Табаков и Егоров исполняют под нее арию на итальянском - это вызывает восторг и аплодисменты всего зала.
Альдо де Бенедетти написал невероятную вещь - современную комедию, в которой, по-большому счету, никто не пострадал и никто не остался в проигрыше. Это легкая смешная вещь про троих по-своему счастливых людей, которые просто немножко поменяли свое представление о счастье, но хуже не стало никому. Александр Марин поставил пьесу ровно в том же духе. Это крайне редкий случай, когда автор и режиссер решают одну и ту же задачу абсолютно одинаково, и какая же это удача для театра, для спектакля - для всех! Ведь в конце концов, Паола, которой не нравилось имя Элоиза, оказалась совершенно права - не надо бояться причинить другому человеку боль. Не надо, никогда. Потому что кто знает - а вдруг с этой болью ты подаришь ему самое огромное счастье - легкость бытия?...

рецензии