Мих. Павлович.
С. ШТАТЫ И СОВЕТСКАЯ РОССИЯ.

§ 1. Республиканская партия и советская Россия. Промышленный кризис. Военные приготовления Америки. Грядущая война.

Из двух главных американских политических партий, представляющих интересы господствующих классов и борющихся за власть в С. Штатах, республиканской и демократической, первая стоит за соглашение с Россией, вторая, наоборот, резко враждебна советской России.

Республиканская партия является представительницей интересов индустриального капитала и многочисленных банков, связанных с угольными копями, фабриками и заводами, производящими земледельческие машины, паровозы, автомобили, рельсы, обувь, одежду и т. д. В настоящее время все эти отрасли промышленности переживают сильнейший кризис, выражающийся в отсутствии спроса, в промышленной панике и систематическом сокращении производства. Этот промышленный кризис является причиной безработицы, которая принимает в Америке катастрофический характер. Так, по последней статистике безработных в Америке к 1-му января 1920 г. было зарегистрировано:

   среди строительных рабочих .......... 300 тыс.
     "   текстильных     "    .......... 225  "
   на локомотивных фабриках   .......... 250  "
   в портновском производстве .......... 150  "
   в сталелитейном    "       .......... 150  "
   среди железнодорожников ............. 200  "
     "   моряков ....................... 125  "
     "   пищевиков ..................... 100  "
     "   шахтеров ......................  50  "
     "   печатников ....................  50  "

В общем в Америке считается более 2.500.000 безработных*1.
/*1 Вашингтонский корреспондент "Морнинг Пост" от 21 янв. сообщает, что в одном только штате Нью-Иорк на 1 янв. числилось 645.043 безработных.

Неудивительно, что при таком остром кризисе, вызываемом сокращением спроса на предметы американской промышленности, не только миллионы рабочих, даже далеких от сочувствия идеям Советской власти, но и сотни капиталистов, в том числе многие видные члены конгресса и сенаторы и т. д., требуют восстановления торговых сношений с страной, представляющей собой гигантский 170-миллионный рынок.

Несмотря на то, что торговый договор между Россией и Америкой еще не подписан, Америка все же ввезла с начала текущего года в Россию больше товаров, чем все остальные страны вместе взятые... В то время, как с начала текущего года Англия экспортировала в Россию товаров всего на сумму 121.047 пудов (сукна, шерстяную ткань, костюмы), Швеция - 130.016 пудов (масла машинного, кокс, бумаги, металлических изделий), Германия - 217.241 п. (машинного масла, бертолетовой соли, дубильных веществ, земледельческих орудий, электрических лампочек), С. Штаты ввезли к нам товаров 1.776.000 пудов (уголь, мыло, земледельческие орудия и проч. грузов).

Помимо желания использовать гигантский русский рынок, соображения международной политики толкают определенную часть американской буржуазии к сближению с Россией. Несомненно, что С. Штаты намерены вести сепаратную, но очень актуальную мировую политику, противоречащую интересам других империалистических держав. С. Штаты находятся в настоящее время в том положении, в каком когда-то находилась Англия, именно в положении "блестящей изоляции". Это положение пугает многих представителей американской буржуазии. Критикуя меру, принятую Вильсоном по отношению к представителю России Мартенсу, влиятельная буржуазная газета "Нью-Иорк Америка" писала: "Изгнание Мартенса отнюдь не является проявлением патриотизма наших правящих кругов, а лишь непростительной ошибкой... Америка в настоящее время изолирована, и единственными друзьями ее могут быть лишь Россия и Китай, поэтому необходимо направить нашу внешнюю политику так, чтобы можно было завязать прочную дружбу с Россией и Китаем". Многие другие буржуазные газеты резко критиковали меру, принятую по отношению к Мартенсу.

Мы уже имели случай на страницах "Правды" и в нашей работе "Вопросы колониальной и национальной политики и III Интернационал" (см. § 3: "Англия и Америка в борьбе за мировую гегемонию") писать о англо-американском конфликте. Еще более острый характер принимает с каждым днем конфликт американо-японский.

Лихорадочные военные приготовления Америки, предстоящая концентрация громадного американского флота на Тихом Океане, грандиозная судостроительная программа морского министра, согласно которой военный флот С. Штатов, имеющий в настоящее время водоизмещение в 300.000 тонн, будет иметь в 1925 г. водоизмещение в 1.600.000 тонн, т.-е. усилится более чем в пять раз, далее разработанный морским министром проект грандиозных строительных работ на Тихоокеанском побережье, на Филиппинах и Гавайских островах для создания здесь сильнейших военных баз, стоимость которых обойдется приблизительно в 200.000.000 долларов, колоссальные расходы на усиление сухопутной армии, ответные вооружения Японии, 60% государственных доходов которой идут исключительно на военные нужды и правительство которой разрабатывает план военной мобилизации японской промышленности, по образцу, указанному Людендорфом, открытые заявления многих органов американской и японской прессы о неизбежности войны между обеими сторонами - все это свидетельствует о крайней серьезности положения в Тихом Океане. "Война неизбежна, - говорит японский журналист Фузе. - Эта война будет на Востоке". О неизбежности войны на Тихом Океане, войны между Японией и Америкой говорят многие американские и английские газеты.

Расходы на содержание американской армии в 1921 г. определены в 326 миллионов долларов. Конгресс установил расходы в 331.000.000 долл., но сенат увеличил эти расходы еще на 31.000.000 долл. В 1914 г. содержание армии обходилось в 94.266.145 долларов, в 1915 - в 100.212.000 долл. Таким образом, по сравнению с 1915 г. расходы на содержание армии увеличиваются более чем в 3 1/2 раза.

Не довольствуясь громадными расходами на увеличение армии и особенно военного флота, американское правительство устраивает демонстрации, которые отнюдь не свидетельствуют о миролюбивых планах правящих классов трансатлантической республики. К числу таких демонстраций относится упомянутая концентрация сильного американского флота в водах Тихого Океана. "Чикагская Трибуна" от 21 янв. сообщает, что американский атлантический флот прошел через Панамский канал и соединился с тихо-океанским. Оба флота немедленно же начинают совместные грандиозные маневры - будет произведена пробная война с наблюдением по возможности тех условий, которые возникнут в случае войны между Америкой и Японией. После маневров флоты предпримут долгое крейсирование вдоль берегов Южной Америки.

§ 2. Борьба за мировую гегемонию. Успехи Америки в области торгового судостроения.

В высшей степени поучительны данные о конкуренции между С. Штатами, Англией и Японией в области торгового судостроения.

В Англии в 1920 г. было построено 618 торговых судов, вместимостью в 2.055.624 тонны. Судостроение в 1920 г. значительно выше всех предыдущих лет и повышает рекордную цифру 1913 г. на 435.182 тонн. Из построенного в Англии тоннажа норвежские судовладельцы закупили 286.644 тонн, французские - 201.662 тонны и итальянские - 131.589 тонн, что вместе представляет 41% всего построенного тоннажа. В 1913 г., напротив, построенный для иностранных заказчиков тоннаж составлял всего 21% построенных в Англии судов. Самые большие суда вместимостью не выше 22.000 тонн. Построено всего 15 судов вместимостью в 10 тысяч тонн и выше против 168 судов от 5 до 10 тысяч тонн. Средний тоннаж пароходов равняется 3.508 тонн. По отдельным портам и верфям судостроение распределяется следующим образом: на первом месте стоит Глазго - 457.032 тонны, на втором Нью-Кестль - 365.775 тонн. Затем идут Судерланд - 314.454 тонны, Гринвич - 223.434 тонны, Бельфаст - 117.856 тонн, Мидельсброу - 95.452 тонны.

Вне Великобритании было построено в течение 1920 года 1.141 портовых судна вместимостью в 3.806.042 тонны, из них 907 пароходов, 75 моторных судов и 159 парусных. По сравнению с 1919 г. наблюдается уменьшение на 1.718.065 тонн, по сравнению с 1913 г. - увеличение на 2.405.313 тонн.

Из построенных судов 236 вместимостью от 4 до 6 тыс. тонн, 163 - от 6 до 8 тыс. тонн, 25 - от 8 до 10 тыс. тонн и 17 - выше 10 тыс. тонн.

В С. Штатах судостроение за 1920 г. дало 2.476.253 тонны, т.-е. на 1.599.132 тонны меньше, чем в 1919 г. Несмотря на это, тоннаж 1920 г. в девять (9) раз больше, чем в 1913 г., и в 5 1/4 раза больше, чем в рекордный 1907 г. Построенный в Соед. Штатах тоннаж представляет 42% мирового судостроения и 65% судостроения всех стран, кроме Англии. На Великих озерах было построено судов вместимостью в 127.528 тонн, в число их входит 4 парохода вместимостью в 33.222 тонны. В числе построенных в Соед. Штатах судов имеется 1.500 тыс. тонн тоннажа судов, обладающих турбинами, и около 29 тыс. тонн судов с двигателями внутреннего сгорания, в том числе 1 судно в 8.168 тонн, самое большое в мире судно, снабженное мотором Дизеля. Построено 88 пароходов для перевозки нефти, их тоннаж составляет 567 тыс. тонн. Из построенных в Соед. Штатах судов 119 пароходов от 5 до 6 тыс. тонн, 152 - от 6 до 8 тыс. тонн, 15 - в 10 тыс. тонн и ни одного выше.

В Японии в течение 1920 г. было отстроено 456.624 тонны, т.-е. на 155.241 тонну менее, чем в 1919 г., и на 33.282 тонны менее, чем в 1918 г. Судостроение в Японии составляет тем не менее 34% мирового тоннажа 1920 г., за исключением Соед. Штатов.

Из построенных в Японии судов 51 - от 5 до 10 тыс. тонн*1.
/*1 "Эконом. Жизнь" от 3 апр. 1921 г.

Нижеследующая таблица свидетельствует о колоссальных успехах Америки в области судостроения и о той опасности, какой эти успехи грозят мировой гегемонии Англии вообще и гегемонии Японии в водах Дальнего Востока и на азиатском побережье Тихого океана в частности.

Число тоннажа построенных торговых судов в отдельных странах:

                               1919 год.       1920 год.
                           Суда.  Тоннаж.  Суда.  Тоннаж.

   С. Штаты ............  1.051  4.075.385  509  2.475.253
   Англия ..............    612  1.620.422  618  2.055.624
   Япония ..............    133    611.888  140    456.642
   Британск. колон. ....    263    358.728  103    203.544
   Голландия ...........    100    137.086   99    183.149
   Италия ..............     32     82.713   82    133.190
   Франция .............     34     32.683   50     93.449
   Швеция ..............     53     50.971   46     63.839
   Дания ...............     46     37.766   30     60.669
   Норвегия ............     82     57.578   30     38.856
   Бельгия .............      2      2.433    5      8.371

Из этой таблицы мы видим, что за двухлетие 1919-1920 г.г. Соед. Штаты построили 1.560 торговых судов с общим тоннажем в 6 1/2 миллионов тонн, т.-е. почти на 3.000.000 тонн больше, чем владычица морей Англия, и на 5.500.000 тонн больше по сравнению с соперницей Соед. Штатов на Тихом океане - Японией. Очевидно, что Трансатлантическая республика серьезно готовится к борьбе за мировую гегемонию и намерена в ближайшем будущем начать очень активную политику. Не трудно доказать, что эти лихорадочные усилия С. Штатов в области судостроения отнюдь не вызываются потребностями данного момента, а преследуют цели ближайшего будущего, т.-е. захват мировой гегемонии Америкой. В январе 1921 г., по данным английской палаты судоходства (Chamber of Shipping), в С. Штатах числилось "безработных", т.-е. не функционирующих, не занятых судов, более 250 с тоннажем более 2.000.000 тонн, что составляет около 20%, т.-е. одной пятой всего американского тоннажа. В свою очередь в Великобритании числилось таких же "безработных" судов 600 с тоннажем в 2 1/2 милл. тонн.

§ 3. Демократическая партия. Американские аграрии и Россия.

Кризис, переживаемый американской промышленностью, интересы важнейших отраслей американской индустрии, наконец, серьезное международное положение и возможность вооруженного конфликта с Японией и Англией - все это, казалось бы, должно было давно толкнуть американское правительство к сближению с советской Россией. Однако, даже после подписания торгового договора между Россией и Англией и торжественного обращения В. Ц. И. К. к новому американскому президенту Гардингу и конгрессу с предложением о возобновлении торговых сношений, вашингтонское правительство не торопится пойти навстречу желаниям советской России и отказывается от подписания торгового договора с последней. Сущность американского ответа сводится к тому, что возобновление торговых сношений с Россией возможно будет лишь тогда, когда последняя вернется к буржуазному строю. Конечно, такого рода ответ свидетельствует лишь о том, что среди правящих американских групп существуют влиятельные круги, заинтересованные в блокаде России, в создании всяких препон к восстановлению нормальных торговых сношений между Россией и остальным миром.

Кто же в Америке является главным противником советской России, непримиримым врагом последней, не желающим допустить сношения с ней. Если республиканская партия, эта партия торгово-промышленного капитала, представляющая интересы крупных промышленных трестов и банков, руководящих металлургической, хлопчатобумажной, обувной и другими важнейшими отраслями американской индустрии, при всем своем социальном консерватизме и вражде к коммунизму, неоднократно высказывалась устами влиятельных сенаторов, членов конгресса, фабрикантов и органов прессы в пользу торгового договора с Россией; наоборот, демократическая партия, как представительница аграрного капитала, аграрных интересов, систематически и упорно борется против восстановления мирных отношений с Россией. Именно благодаря воздействию представителей демократической партии, Вильсон израсходовал 40 миллионов долларов - из суммы в 150 миллионов долларов, ассигнованной Вашингтонским конгрессом для нуждающихся европейских стран - исключительно для нужд польской армии во время войны Польши с советской Россией и разрешил в середине 1920 г., в момент крайне воинственного поведения Румынии по отношению к России, заключение в Америке займа для Румынии в 1 миллиард долларов.

Представительница интересов крупных аграриев, поставщиков сельскохозяйственных продуктов на мировой рынок, демократическая партия Америки стремится изолировать советскую Россию от всего остального мира, чтобы сохранить за американскими аграриями монополию на международном рынке в области торговли продуктами земледелия.

Несомненно, что как только Россия с ее неисчерпаемыми естественными богатствами, с ее земледельческими продуктами снова выступит на мировом рынке, американской монополии придет конец. Целый ряд стран, как, напр., Италия, желали бы освободиться от необходимости приобретать американскую пшеницу и другие продукты сельского хозяйства, с тем, чтобы получать все это из советской России. В беседе с корреспондентом французской газеты "Матэн" (Утро) итальянский министр Нитти высказал это стремление широких слоев населения своей страны в следующих словах:

"Италия нуждается в сырье более чем какая-либо другая страна и должна стараться добиться его всюду, где только возможно. Поэтому она будет продолжать покупать пшеницу в Америке в надежде, что настанет день, когда Россия начнет присылать более дешевый хлеб, но не для одной Италии, а для всей Европы (см. нашу брошюру: "Украйна, как объект международной контр-революции", стр. 12-17).

За пятилетие 1909-1913 г.г. из всего среднего готового мирового производства четырех главных хлебов (пшеницы, ржи, овса и ячменя) в 2.322 миллионов квинталов Россия производила 723,9 миллионов квинталов или 31,18%. Крайне значительно было участие России в снабжении мирового рынка главными хлебами. Россия доставляла на мировой рынок около 37% всего хлеба, тогда как все остальные страны, экспортирующие хлеб, вместе взятые, давали остальные 63%. Россия вывозила на мировой рынок, кроме хлеба, живой скот, птицу, мясо, тысячи вагонов яиц и другие продукты сельского хозяйства. Отсюда понятно, что выпадение такого звена, как бывшая Российская империя, из общей цепи государств, являвшихся поставщиками сельскохозяйственных продуктов на мировой рынок, было сильным ударом для таких стран, как Италия, Швейцария, Скандинавские государства и т. д., т.-е. для потребительных рынков, и, наоборот, принесло колоссальные выгоды странам хлебного производства, т.-е. прежде всего С. Штатам, которые являлись главными конкурентами России на мировых рынках. По официальной котировке главной хлебной биржи в Нью-Иорке к началу января 1921 г. пшеница стоила 203 цента за центнер, т.-е. более чем вдвое по сравнению с ценами довоенного времени. Другие сельскохозяйственные продукты еще более повысились в цене, чем хлеб.

Понятно, что американские аграрии не заинтересованы в обратном приобщении России к мировому товарообмену, в поднятии экономического благосостояния нашей страны, наших производительных сил, в развитии нашего сельского хозяйства.

Однако, можно надеяться, что скоро под влиянием требований рабочих масс Америки правительство С. Штатов, несмотря на интересы аграриев и ненависть к большевизму, вынуждено будет пойти по английскому пути и подписать торговый договор с Россией, тем более, что фактически Америка в лице концессионеров вроде Вандерлипа с их грандиозными планами и многих экспортеров, завязавших торговые сношения с Россией, первая оказалась вынужденной отказаться от блокады России.