Ил. Вардин.
РЕАКЦИОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ.

(О "Крестьянском союзе").

Каждая серьезная политическая партия связывается с представляемым ею классом, главным образом, через широкую, формально беспартийную, по-преимуществу экономическую, организацию этого класса, которой обычно партия фактически и руководит. Эта беспартийная организация, по недавнему выражению т. Ленина, является "приводным механизмом" между партией и классом.

Возьмем для примера русские политические группировки.

Для правых, черносотенных партий "приводным механизмом" служили "Советы объединенного дворянства", избираемые на дворянских съездах, дворянские общества, дворянские "благородные" собрания и т. д.

Для буржуазных партий роль "приводного механизма" играли Советы съездов торговцев и промышленников, хозяйские профсоюзы, биржевые комитеты, купеческие общества и т. д. В настоящее время заграничная политическая эмиграция опирается на ряд широких "беспартийных" объединений промышленников, купцов, финансистов и через них пытается не порывать связи с теми слоями, интересы которых она представляет.

Коммунистическая партия связывается с рабочим классом через рабочие профсоюзы. Другие партии, претендующие на защиту интересов пролетариата, пытаются прежде всего вытеснить нас из профсоюзов и самим укрепиться в них.

Партия эс-эров пыталась и пытается связаться с крестьянством через "крестьянские союзы". Мы могли победить буржуазию, опираясь на профсоюзы. Эс-эры думают победить нас, опираясь на крестсоюзы.

Директива организовать крестьянские союзы была дана центральным комитетом партии эс-эров весной 1920 года. В циркулярном письме Ц. К. предлагает всем местным организациям предпринять две кампании: 1) по организации приговорного движения и 2) по созданию крестьянских союзов. Приговорное движение должно было выразиться в том, что на сельских и волостных сходах крестьяне подвергли бы суровому осуждению Советский режим и высказались бы за Учредилку. По мнению эс-эровского Ц. К., приговорное движение должно было принять "характер массовой заразы, передаваясь из села в село, из округа в округ".

На-ряду с этим должно было возникнуть "другое", более узкое по охвату лиц, но более постоянное по проявлению деятельности" - "движение по созданию беспартийного крестсоюза". Союз - говорится в письме Ц. К., - "должен строиться снизу, путем образования по отдельным селам" "братств для защиты народных прав".

Таким образом, в 1920 году эс-эры хотят копировать то движение, которое имело место среди крестьян в конце XIX и в начале XX века.

Крестсоюз - говорит эс-эровский Ц. К. - "должен быть беспартийным, чтобы снова сблизить между собою элементы, распавшиеся после ликвидации Всероссийского совета крест. депутатов, и либо разошедшиеся по разным партийным группировкам (партийные эс-эры, левые эс-эры, народники-коммунисты, борьбисты и т. д.), либо отошедшие от всяких партий, или даже ушедшие от политики в толстовство, сектантство, в анархизм и т. п.".

Таким образом, крестсоюз должен стать сборным пунктом для всех народнических элементов. Но руководящая роль в союзе должна принадлежать эс-эрам, - а для этого, "на-ряду с строительством Всероссийского союза трудового крестьянства, не смешиваясь с ним, должно стоять строительство чисто-партийной деревенской организации". Эс-эровские ячейки должны вести за собой крестьянство при помощи крестсоюза.

Как думали эс-эры привести в движение всю "машину"? Ц. К. в своем письме намечал такой план:

"Приговорная кампания должна создать в деревне атмосферу общего политического подъема и оживления. Она должна создать первоначальную арену для развертывания сил отдельных передовых крестьян, способных выработаться в самостоятельных вожаков-работников крестьянского дела. Беспартийный союз трудового крестьянства должен объединить все активные силы деревни в предстоящей политической борьбе. Организация чисто партийных ячеек должна явиться передаточным механизмом для проведения в эту среду идей и лозунгов партии".

Программа "союза трудового крестьянства", составленная Ц. К. эс-эров, содержит обычные эс-эровские требования, с некоторым уклоном вправо. До созыва учредилки признается необходимой временная организация власти из "социалистических и демократических элементов, в том числе и крестсоюза".

Несмотря на старания эс-эров сохранить за собой руководство союзами трудового крестьянства, последние обычно вскоре после возникновения подпадали под влияние элементов определенно-буржуазных, - полукадетских, кадетских, черносотенных.

Очевидно, это обстоятельство побудило эс-эров "союз трудового крестьянства" заменить "социалистическим союзом трудового крестьянства". Слово "социалистический" должно, по мнению эс-эров, охранить союз от влияния буржуазных партий и групп. Что от слов не станется, ясно само собой. Но и по существу партия эсеров пытается придать союзу более однородный и выдержанный характер. Выше мы видели, как Ц. К. эс-эров весной прошлого года предлагал крестсоюз превратить в сборный пункт всех контр-революционных сил деревни. В циркуляре: "Задачи и методы работы партии с.-р. в деревне" делается попытка добиться большей чистоты, однородности, "классовости" и "социалистичности". Если раньше "союз трудового крестьянства" должен был объединять разнообразнейшие элементы от анархистов до полу-кадетов включительно, то сейчас "социалистический" союз должен связывать "социалистически настроенные" элементы деревни.

Но это все фразеология. На практике крестсоюзы принимают совершенно иной вид, чем это рисуется в циркулярах господ эс-эров.

* * *

На Всероссийской партийной конференции эс-эров в сентябре прошлого года делегат от Тамбовской губернии докладывал: "Заметные результаты дала работа среди крестьянства. Здесь работа шла по двум направлениям: с одной стороны, в некоторых селах восстанавливались строго партийные крестьянские братства. Таких братств в трех уездах Тамбовской губернии можно насчитать, однако очень не много, не больше десятка, с другой стороны - крестьянство сплачивалось в беспартийные, но строго классовые по составу, "союзы трудового крестьянства". - В этой работе с.-р. вошли в согласие с левыми с.-р., при чем союзы ставили перед собою две главных задачи, на которые согласились и "правые", и "левые" социал-революционеры: отвоевание власти из рук коммунистической партии в руки нового временного правительства, составленного из представителей крестьянских союзов, рабочих организаций и социалистических партий, при чем временное правительство должно будет созвать съезды трудящихся, которые должны будут решить вопрос о форме государственной власти; вторая задача - проведение во всей неприкосновенности закона о социализации земли.

Отдельные крестьянские союзы имеются в Кирсановском, Усманском и Борисоглебском уездах и кое-где на севере губернии. В Тамбовской губернии образовался даже после съезда представителей волостей районный крестьянский союз с районным комитетом из одного с.-р., сочувствующего с.-р. и третьего левого с.-р. Была созвана и благополучно сошла уездная конференция "союза трудового крестьянства".

Таким образом, тамбовский крестсоюз образуется, как боевая антисоветская организация, имеющая во главе правых и левых эс-эров. Программа тамбовского союза составлена более определенно, чем та программа, которую сочинил для крестсоюза цека эс-эров. Первый пункт тамбовской программы гласит: "Союз трудового крестьянства ставит своей первой задачей свержение власти коммунистов-большевиков, доведших страну до нищеты, гибели и позора. Для уничтожения этой насильственной власти и ее порядка, союз, организуя добровольческие партизанские отряды, ведет вооруженную борьбу".

Во имя каких целей ведется эта борьба? Тамбовцы выставляют такие требования:

"1. Политическое равенство всех граждан, не разделяя на классы, за исключением дома Романовых.

"2. Всемерное содействие установлению прочного мира со всеми иностранными державами.

"3. Созыв Учредительного Собрания по принципу всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, не предрешая его воли в выборе и установлении политического строя, с сохранением права за избирателями отзыва представителей, не выражающих воли народа.

"4. Впредь до созыва Учредительного Собрания, установление временной власти на местах и в центре на выборных началах союзами и партиями, участвующими в борьбе с коммунистами".

Вот программа бешеной "мужицкой" диктатуры, идущая значительно дальше официальной программы эс-эров. Пункт о том, что не следует "предрешать" воли учредилки в установлении политического строя, прямо открывает путь монархии. Восставший крепкий, зажиточный мужик не хочет связать себя лозунгом республики. В душе он за единоличного диктатора, вроде Колчака или Деникина, за царя, хотя, быть может, и "конституционного".

Временная власть должна быть установлена "союзами и партиями", "участвующими в борьбе с коммунистами". А кто участвует в борьбе с большевиками, кроме эс-эров? Черносотенцы, кадеты, "народные социалисты" (полу-кадеты), офицерские союзы, генералы. Победители составят власть. Руководящая роль будет принадлежать наиболее сильным в военном отношении группам. Следовательно, новая диктаторская власть окажется в руках офицеров, генералов, кадетов, полу-кадетов. Если бы программа тамбовского крестсоюза осуществилась, эта была бы победа новой колчаковщины, деникинщины, врангелиады.

Тамбовский союз, руководимый правыми и левыми эс-эрами, заключил соглашение с известным Антоновым и начал руководить крествосстаниями. Между Антоновым, тамбовскими левыми и правыми эс-эрами и крестсоюзом была самая тесная связь. Антонов снабжал эс-эров деньгами - неоднократно и в крупных суммах. Эс-эры "пристраивали" антоновцев в разные советские учреждения, летом прошлого года видный представитель партии эс-эров обязался разместить по советским учреждениям Моршанского уезда 15 бандитов из шайки Антонова. В августе прошлого года эс-эры вызвали к Тамбову 300 крестьян. Под городом крестьяне должны были получить оружие, затем захватить артиллерийский склад, свергнуть Соввласть и таким образом создать единый фронт восставшего "города и деревни". Затея не удалась. Но в деревнях упорная борьба продолжалась. Антоновская "армия" или, во всяком случае, отдельные крупные отряды носили название "народной армии союза трудового крестьянства". Целый ряд воззваний был выпущен от имени "армии" трудового крестьянства.

Сейчас, после того как антоновщина распалась, когда крестсоюзы развалились, эс-эры в заграничной печати пытаются изобразить дело так, будто антоновское движение и повстанчество - это вовсе не их дело. Факты, которых партия эс-эров никогда не опровергнет, напротив, говорят о том, что эс-эры и левые эс-эры (меньшинства) целиком ответственны за тамбовскую (и саратовскую) кровавую авантюру.

* * *

Еще более колчаковский, мужицко-диктаторский характер принял "Всесибирский крестьянский союз". Он был организован летом прошлого года "инициативной группой" эс-эров и эн-эсов.

Согласно программе Сибсоюза, власть должна быть "исключительно крестьянская". "Основные вопросы устройства государственного бытия в Сибири установит созванный организованным крестьянством на основе всеобщего избирательного права земский собор Сибири". Крестсоюз - за всяческие свободы, и потому он "не допустит глумления над верою и религией". Так как над религией никто не "глумится", то это заявление имеет единственный смысл: "Да здравствует святая православная церковь!"

Ввиду "тяжелого международного положения", Сибирский крестсоюз "считает необходимым существование государственной народной армии".

Рабочему классу "крестьянская власть" гарантирует "должную охрану труда от эксплоатации капитала". Профсоюзам, если они не будут заниматься "политикой", будет обеспечена свобода и независимость. Но - "поднятие производительности труда составляет требование государственной необходимости". Поэтому - "неуклонное проведение неотложных мероприятий по поднятию производительности труда составляет одну из задач организованного крестьянства".

Победивши под руководством офицеров и генералов, "организованный" кулак будет "неуклонно" повышать производительность труда городского пролетария. Легко можно себе представить, какую дикую каторгу готовит рабочему классу наглая кулацко-генеральская шайка.

Земский собор - вместо учредилки, исключительно крестьянская власть - вместо "всенародной" власти. Разумеется, это определенно-буржуазная, диктаторская программа больше по душе сильному, крепкому крестьянству, чем эс-эровская розовая учредиловская водица. Тем более, когда политическая программа окропляется "святой водой" православия.

Всесибирский крестсоюз в лице его центрального комитета встал во главе антисоветского крестьянского движения Сибири. Сибирский крестсоюз фактически был, как и Тамбовский союз, военно-политической организацией.

В процессе борьбы Сибирский крестьянский союз слился с белой офицерской организацией. Вернее: офицерская заговорщическая организация вошла целиком в крестсоюз. Весною текущего года органами В.Ч.К. этой белой кулацко-офицерской организации был нанесен сокрушительный удар.

В начале текущего года на северном Кавказе был организован "союз трудовых земледельцев", который был связан со штабом "зеленой повстанческой армии". Военными делами союза ведал эсаул Дружинин, политическими - эс-эр Чупырный. В союз входили казачьи офицеры, эс-эры, кадеты и кадетствующие.

Лозунги "союза трудовых земледельцев": учредилка, "земля и воля", "свободный труд в свободной стране". Эта чистая эс-эровщина приправлена следующим черносотенным кличем: "Долой продажное жидовское племя и коммуну"!

* * *

Дело "социалистических" крестсоюзов явно не выгорает. Эс-эры начинают, эн-эсы продолжают, офицеры и кадеты кончают. Это и понятно. Когда кулак начинает действовать - он отбрасывает эс-эровскую "социалистическую" фразеологию. Когда мелкий собственник восстает против пролетарской власти - он действует под руководством и в пользу крупного собственника.

Но почему на-ряду с "демократическими" лозунгами об учредилке из уст кулака мы слышим черносотенные лозунги и реакционно-поповские выкрики? Как это эс-эровские демократы зачастую оказываются в одной организации с черносотенцами?

20 лет тому назад Карл Каутский - тогда марксист и революционер - говорил в своей брошюре "Социальная революция" о крахе мелко-буржуазной демократии. Каутский указывал, что в то время, как часть мелкой буржуазии поворачивается лицом к пролетариату, другая, большая часть ее, все более проникается дикой ненавистью к рабочему классу, бросается в объятия крупной буржуазии и готова одобрить любую реакционную меру, если она направлена против пролетариата. Эта часть мелкой буржуазии поощряет все зверства империализма, поддерживает религию и церковь, выступает против всяких прогрессивных мер. В борьбе против рабочего класса эта мелкая буржуазия готова итти дальше крупной буржуазии - ее дикость и необузданность в данном случае не знает границ. Но, поддерживая целиком реакционную сущность, мелкая буржуазия горою стоит за демократическую форму - всеобщее избирательное право, парламентаризм и т. д., ибо только демократия обеспечивает экономически погибающей мелкой буржуазии некоторое влияние на дела государства. Каутский определил эту новую "демократию", как реакционную демократию.

В нашей революции реакционная демократия выявила себя достаточно ярко. Знамя учредилки, - это - ее знамя. Крестсоюзы, антоновщина, бандитизм, повстанчество, это - все попытки мелко-буржуазной, кулацкой, реакционной демократии утвердить свое господство. Партия эс-эров, это - идеолог, организатор, знаменосец российской реакционной демократии.

Борьба учредилки против советов, это - борьба реакционной демократии против революционной, пролетарской демократии. Когда пролетарская революция бьет формальную учредиловскую демократию, это значит, что она бьет реакционную сущность в пустой форме демократизма.